Использование приемов ТРИЗ в начальной школе
презентация по теме

Климутко Наталья Борисовна
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon seminar_triz.zip2.44 МБ

Подписи к слайдам:

Задачи Триз
Кому сейчас легко... пусть первый бросит в себя камень
МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
учителя начальных классовМОУ СОШ №3Н.Б. Климутко Т.В. Пряхина
ТРИЗ
ТеорияРешенияИзобретательскихЗадач
Цель:
Развитие интереса к предметамОвладение новым способом решения задач
Цель:
формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.
У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
ТРИЗ
Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ — раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты
«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант.
Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению". Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
СобытияУстройство конструктора
«было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). Конструктор будет иметь вид:
Было
Стало
Изменилось
Инструмент - эффект
Мы применили к словам инструмент «Х» и получили следующие результаты:для слова «лесной» - «-н-»;для слова: «ключик», - «-ик-»;для слова «учительница», - «-ниц-».Вероятно, Вы догадались, что инструмент «Х» «достает» из слова его первый суффикс.
Модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов

Например: школа, парта, учебник. Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
«Метод маленьких человечков».
Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
Системный лифт
При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:«Класс → первый этаж → школа → улица Садовая → Челябинская область→ город Кыштым→ Северо-Западный федеральный округ → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».
Лифт-город
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:Имя – ИванАвтор (создатель) – П.П. ЕршовПрописка – русская сказка «Конек-Горбунок»Где живет – в град-столицеКем служит – конюхом у царяОсобые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок) Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Было
Стало
Что изменилось
Виновник
125
148
1) Число увеличилось на 23
«+» (операция сложения)
2) Число увеличилось в 148/125 раза
«*» (операция умножения)
В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с помощью оператора. Таким оператором может быть и знак арифметической операции, и геометрическое преобразование (параллельный перенос, поворот и т. п.), и любое сочетание преобразований.
Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных» (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. На доске:беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Творчество -
такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта.
Творчество -
это созидание, порождающее духовные и материальные ценности.
Проблема:
недостаточно самостоятельности при выполнении заданий дома. низкий уровень творческого мышления, творческого воображения
Задачи
1. развитие творческого мышления учащихся 2. усвоение технологий общения, взаимоотношений и проектирования творческой деятельности;
Творческие способности – комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.
Компоненты творческих способностей младших школьников:
творческое мышление творческое воображениеметоды организации творческой деятельности
Спишите, заменяя выделенные слова синонимами
В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть. Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
Закончите предложения
Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … !Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … .
Исправьте предложения:
Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа.
Вставьте словарные слова
Не велик . . . , да краснеет нос. . . . любит чистоту. Чужбина — калина, родина — . . . . . . человек добро помнит.
мороз
Посуда
. . . . . .
. . . . . .
малина .
Русский
Вставить прилагательные
Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают(разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.
Что на что похоже?
настольная лампа на тыква на ... арбуз на … люстра на ... утюг на …
зонтик Солнцемячшапку – шляпкупароход
Чем мечтают стать некоторые предметы?
веник мечтает стать ... мыльный пузырь ... перышко ... огородное чучело ... снежная баба ...
Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Сел на ветку снегирек.Брызнул дождик - он промок,Ветерок, подуй слегка,(Обсуши нам …

Синквейн
Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выраженияхЭти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.
1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием
Пример
1 истина2 вечная, удивительная3 бежит, волнует4 загадочная неизвестность5 истина - поиск
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способ...

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ на различных уроках в начальной школе...

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

ТРИЗ развивает творческие способности....

Мастер-класс "Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе".

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приёмов ТРИЗ....