Использование приемов мнемотехники в начальной школе как приём формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД).
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Работа с мнемотехникой в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ж. М. Босалинис, учитель ГБОУ гимназии № 540 Санкт-Петербурга

Использование приемов мнемотехники в начальной школе как приём формирования познавательных универсальных учебных действий  (УУД).

Познавательные УУД( метапредметные):

  1. Общеучебные:
  • Поиск и выделение информации
  • Знаково-символические
  • Моделирование
  1. Логические:
  • Анализ
  • Синтез, как составление целого из частей
  • Установление причинно-следственных связей
  • Классификации
  • Установление аналогий
  • Доказательство
  • Выдвижение гипотез и их обоснование
  • Подведение под понятия

Действия постановки и решения проблемы:

  • Формулирование проблемы
  • Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Задания на формирование познавательных УУД:

- найти отличия; поиск лишнего; составление схем-опор; мнемотурнир; работа с таблицами

Виды памяти:

  1. Слуховая (словесная)
  2. Зрительная (образная, знаковая)
  3. Двигательная (моторная)

Мнемотехника – специальные приемы осознанного запоминания.

В младшем школьном возрасте опираемся на образную память;

Логическую, логическую (смысловую); эмоциональную (чувствительную); моторную память.

Приёмы мнемотехники:

  1. Перекодирование
  2. Установление связей
  3. Связки (трансформация, сюжеты)
  4. Лингвистический прием
  5. Ассоциативный тренинг
  6. Образное перекодирование (метод Цицерона)
  7. Использование опоры
  8. Пиктограммы (изображение текста с помощью рисунков)
  9. Коллаж
  10.  Мнемотаблицы

Виды мнемотаблиц:

  1. Развивающие таблицы: на перекодирование, на трансформацию, логические, информационные.
  2. Обучающие таблицы: математические, лингвистические.

Планируемый результат.

В сфере развития познавательных УУД  учащиеся научаться использовать знаково-символические средства, овладеют действиями моделирования, овладеют широким спектром логических действий и операций.

Примеры из моей практики:

1). Использование приёма шифровки (начальные буквы стихотворения способствуют быстрому запоминанию информации) при изучении темы: «Изменение имён существительных по падежам».

Именительный падеж (И. п.) -         Иван

Родительный падеж (Р. п.)   –         Рубил

Дательный падеж (Д. п.)       –         Деревья

Винительный падеж (В. п.)   –         Велел

Творительный падеж (Т.п.)  –         Тащить

Предложный падеж (П. п.)   –         Поленья

2).  Дети самостоятельно сочиняют сказки.

                  Сказка о шести Братьях - Падежах.

Жили-были шесть братьев. Первый ещё не родился, а братья думали: какое дать ему ИМЯ, - и назвали его ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Второй РОДИЛСЯ  - назвали РОДИТЕЛЬНЫЙ. Третий брат любил делиться, был самый добрый. Его любимое слово было: «На!». И он с легкостью ДАВАЛ, что имел. Его прозвали – ДАТЕЛЬНЫЙ. Четвёртый брат был большой озорник, за всяческие проделки его ВИНИЛИ – он назывался ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Пятый – творческая личность. Всегда ТВОРИЛ добрые дела. Он – ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Шестой брат всем ПРЕДЛАГАЛ свою помощь, его любили и гордо называли – ПРЕДЛОЖНЫЙ. Братья жили дружно, заботились друг о друге.

( Булатова Ирина, 10 лет)

  1. Приём символизации – кодирование в зрительный образы.

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Приём запоминания правила в стихотворной форме.

И ужасно, и опасно

Букву Т  писать напрасно!

Всем извесТно, как прелесТно

Букву Т писать умесТно!

  1. Этапы кодирования.
  • Кодировка в образы
  • Соединение образов в воображении (запоминание)
  • Запоминание последовательности информации
  • Закрепление информации

Тема: Изучение правописания слов с непроверяемыми гласными (слова из словаря).

Столица = 100 + лица                        мужчина = муж + чин

Медведь = мёд + ведать                 сорока = 40 А

Женщина = жена + щи                     воробей = вора +  бей

5). Слова этикета. (Используем образное запоминание)

Спасибо – спаси Бог

До свидания – до (скорой) встречи, свидимся

Извини – вина, выйти из вины, виновен

Прости – будь проще, смотри проще на ситуацию

«Здравствуйте!» -  Добрая ласковость слова

Стёрлась на нет в ежедневном привете.

«Здравствуйте!» -  Это же – будьте здоровы!

Это же дольше живите на свете!

(Е. Шевелёва)

Синонимы: доброе утро, привет, добрый день, здорово, рад встрече, добро пожаловать.

6). Шарады.

Вскоре 7Я   40   о5 сядет за 100Л, блещущий чи100той. Сес3цы 40ки е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир!

 100рож        100лица      ча100       100ять

7). Антонимы. (Прием сравнения)

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную!

(М. Цветаева)

8). Омонимы. ( Лингвистический приём)

                                     Любопытный суслик.

  Суслик выскочил из НОРКИ.       – Где вы были?  - У ЛИСИЧКИ!

 И спросил у рыжей НОРКИ:          - Что вы ели там!  - ЛИСИЧКИ!  

(Я. Козловский)                                                  

   И щёки горят огнём,

    И обувь горит на нём!                                           (А. Шибаев)

9)                         Ключик к тайне. (Использую пиктограмму)

АВТО (сам) – автомобиль, автомат, автономия

АКВА (вода) – аквариум, акварель, акваланг

КВА (четыре) – квадрат, квартал, квартира, квартет

ФОН (звук) – фонема, телефон, саксофон

ГРАФ (пишу) – автограф, биография, графика

10).         Этимология слов.

«чело» (лоб) – чёлка, человек

«уста» (рот) – устный, наизусть

«очи» (глаза) – очки

11).  Переносное значение слов. (Ассоциативный приём)

Говорят: Часы – спешат!

Говорят: Часы - идут!

Говорят: Часы – бегут!

Говорят, что даже – бьют!

Говорят: Часы – стоят!

Мы с Алёнкой смотрим вместе,

А они висят на месте!                          ( А. Шибаев)

12).         Из истории слов.

Неряха – (ряха, щеголиха, наряд)

Ненастье – (настье – ведро, хорошая погода)

Нелепый – (лепый – красивый, великолепный)

Нещадный – (щадный, милосердный, щадящий)

Литература:

 Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., Просвещение, 1988

Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., Русский язык, 1998

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты орфографии. – М., Просвещение, 1991



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 540 Приморского района

Санкт-Петербурга

Открытый урок по русскому языку

В 3 «А» классе по УМК « Школа 2100»

Учителя начальных классов

Босалинис Жанны Михайловны

Тема: Однородные подлежащие и сказуемые.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель как деятельности учеников:

- развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, получать информацию из разных источников

- формировать понятия однородные члены предложения, развитие умения  находить однородные подлежащие и сказуемые

- овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно-диалогический

Оборудование:  учебник: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина   «Русский язык. 3 класс»;  Компьютер;  ИКТ: презентация

14 апреля 2014 год

Санкт-Петербург

Этапы урока

 Ход урока

Формирование УУД

  1. Актуализация

знаний.

  1. Организация внимания учащихся.

Психологический настрой.

- Добрый день! Я рада вас видеть.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить!

Пожелание хорошего настроения

-Откройте тетради, запишите число

  1. Минутка чистописания

Род-Родина, родился, родители, порода, родословный, однородный

3.  Введение в новый раздел.

-Рассмотрите рисунок на стр. 158

-Кого держит Афанасий? ( Щенков)

-Какие эти щенки? ( Одной породы, похожи друг на друга)

-Какое отношение имеет рисунок к названию раздела? Читают название раздела.

-Как понять « однородные члены»?

( Похожие, одинаковые)

Дети высказывают предположения о содержании раздела

ПознавательныеУУД .1. Развиваем

умение извлекать информацию

из схем, текстов;

Представлять информацию в виде схем;

2.Выявлять сущность объектов;

3.Делать выводы;

4.Обобщать по признакам;

5.Находить ответы на вопросы в иллюстрации

6.Ориентироваться на развороте

учебника

2.Формулирование

проблемы.

1. Определяем основной вопрос урока

-Задайте вопросы на основе названия раздела

-Что такое однородные члены?

-Какие члены предложения могут быть однородными?

-Как их найти в предложении?

-Составим план урока.

3.Открытие

новых знаний

Решаем проблему, открывая новые знания

Работа в учебнике.

Наблюдение и беседа по упр. 423 и 424.

Упр. 423 – проводится над однородными подлежащими.

Выполняется по заданию.

-Сверьте свои предположения после наблюдений с вариантом в учебнике.

Дополнительные вопросы:

-В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены предложения?

( Ученики выдвигают гипотезы)

Прочитайте в толковом словаре на стр. 193, как объясняется значение слова «однородный»?

-Какие члены предложения являются в этих предложениях однородными? (Подлежащие)

- Как при чтении произносятся однородные члены предложения? ( С интонацией перечисления).

-Как на письме они разделяются? ( Запятой)

А соединяются? ( Интонацией, союзом «и»)

Упр. 424 – проводится наблюдение над однородными сказуемыми.

-Какие члены предложения произносятся с перечислительной интонацией?

-Как они разделяются на письме? А соединяются?

Сделайте вывод: что такое однородные члены? Какие члены предложения могут быть однородными?

Сравниваем свой вывод с авторским

Чтение определения в рамке на стр. 159.

–Сравните наш вывод с выводом в учебнике.-Что нового узнали? ( Как на схемах обозначать однородные сказуемые и подлежащие).

-Нарисуем эти обозначения в тетради и на доске.

-Как разделяются однородные члены на письме? ( Запятой)

- Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Как же найти однородные члены?

4.Развитие

умений.

  1. Применяем новые знания.

Развитие умений

Запишите в тетради предложение.

Дождик крапал, моросил.

Барабанил и косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Бил по крышам, травы мял.

Работа с предложением. Наблюдение за однородными сказуемыми.

Работа в учебнике.

Упр. 425 – развивается умение находить однородные члены по интонации перечисления.

Дополнительные вопросы.

- Определите, какой частью речи выражены однородные члены в лесной песне? ( Именем существительным).

- Как произносятся однородные члены?

( С интонацией перечисления)

-Назовите последний однородный член в каждом предложении из песни.

-Как он присоединяется? ( Союзом «и»)

-Когда ставится запятая между однородными членами? А когда она не нужна?

-Какую роль в тексте играют однородные члены предложения?

-Для чего они нужны?

2. Упр. 426 – развивается умение правильно интонировать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления.

Выполняется устно по заданию.

Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше, выше!

Словарная работа.

Запишите слово: «фамилия».

Толковый словарь С. Ожегова

( фамилия – наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени, как правило фамилия по отцу, у замужних женщин – по мужу)

– Какие однокоренные слова можно записать? ( Фамильный, однофамилец, фамильярный). Обозначьте орфограммы.

Послушайте предложения:

В древнем Новгороде в семье рыбака Линёва было четыре сына.

Отец назвал сыновей « по-рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв, Судак Линёв.

– Составьте из двух предложений одно с однородными членами.

У рыбака Линёва были сыновья Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв, Судак Линёв.

–Есть в предложении знаки препинания? Где их надо поставить?

–Какие слова написали с большой буквы? Почему?

–Ответьте на вопрос:

– Какая, по вашему мнению, самая распространённая фамилия в Москве?

( Ивановы 100 тыс., Смирновы 80 тыс.)

4. Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Какую отметку ты себе бы поставил?

-Сейчас мы вместе учились оценивать работу.

У детей лист самооценки:

1.Ф.И.

2.Я могу объяснить тему
3. Я использовал правило, чтобы не ошибиться

4. Я внимательно слушал учителя, одноклассников

5. Активно работал и правильно выполнял задания.

Личностные

результаты

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Оцениваем поступки в соответствии с ситуацией;

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные

У У Д

Развивать умение слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

Оформлять свои мысли в устной форме;

Умение работать в паре.

5.Итог урока

1. Итог урока.

- Назовите ключевые слова урока. Приведите пример предложения с однородными подлежащими. Составьте схему предложения.

- Что у вас получилось лучше всего?

-В чём испытали затруднения?

6.Домашнее задание

 Упр. №2, стр. 171

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.

Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

Методические разработки фрагментов уроков русского языка в начальной школе с применением приёмов работы с иноязычной лексикой как средства формирования познавательных универсальных учебных действий

Лексическая работа в начальной школе  разнообразна. Следует отметить, что работе с иноязычными словами уделяется  незначительное внимание, и как следствие таковыми воспринимаются  тольк...