Главные вкладки

    Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных представлений, внутреннего плана действий, произвольности в соответствии с принципом системной дифференциации (от простого к сложному).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Программа ФГОС939.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД)

    у обучающихся на ступени начального общего образования

    ГБОУ  школа-интернат №95

    Департамента образования г. Москвы

    автор педагог-психолог  Семенова М.Ю.

                                           

    Данная программа рассчитана на детей 7-8 лет, обучающихся в 1 классе коррекционно-компенсирующего  обучения ГБОУ школы-интерната  № 95, по программе 1- 4.

    В классах ККО обучаются дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, двигательной сферы. Для таких детей характерны нарушения познавательной сферы: недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции умственных действий, а также нарушение моторики, в виде недостаточной координации движений, общее недоразвитие речи, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире. Эти учащиеся часто демонстрируют ситуационно-личностные реакции, причина которых лежит в нарушениях познавательной сферы: сниженная активность умственных действий, нарушение регуляции действий по простой и сложной словесной инструкции; повышенная подражательность и отвлекаемость внимания, полевое поведение, избегание умственных усилий. Проживание детей в интернате усиливает проблемы во взаимоотношениях с родителями. Дефицит родительского внимания способствует возникновению у детей чувства беспомощности, провоцирует повышенную тревожность, низкую самооценку. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения становиться особенно актуальной задачей.

    Цель:        
    Целенаправленное формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий у детей на ступени начального общего образования.

    Познавательные универсальные учебные действия  - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

    Задачи:

    - развитие произвольной памяти

    - развитие произвольного внимания

    - развитие образного и логического мышления

    - развитие мелкой моторики руки

    - развитие восприятия, наблюдательности

    - формирование навыков произвольного поведения

    - повышение уверенности в себе

    Планируемые результаты формирования познавательных УУД:

    ребенок научиться

    –  выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания;

    – сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов,  имеющих общие свойства;

    • сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
    • выявлять сходство и различия объектов;

    – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и    различное в изучаемых объектах;

    –   классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

    –   устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

    –   преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

     

    Направления коррекционной работы, этапы программы:

    1. Ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, формирование первичных навыков познания себя как субъекта учебной деятельности (1-3 занятия)

    2. Целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных представлений, внутреннего плана действий, произвольности в соответствии с принципом системной дифференциации (от простого к сложному).

    Критерием   перехода   с   одного   этапа   к   другому   является   успешное выполнение большинством детей предложенных заданий.

    Организация занятий

    Количество занятий – 12

    Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Продолжительность занятий       35   минут. Цикл занятий  рассчитан на 3 месяца.

    Для проведения занятий необходимы следующие пособия:

    1. пособие КНИГА-ЛАБИРИНТ

    Игра способствует развитию:

    • мелкой моторики, в том числе координации

    движений пальцев;

    • понимания пространственных отношений

    (влево-вправо, вверх-вниз);

    • навыков различения цветов и геометрических форм;
    • концентрации внимания;
    • согласованных действий глаз и руки;
    • тактильной и кинестетической чувствительности.

    Описание игрового пособия:

    Комплект состоит из семи деревянных пластин (24x24 см) и семи разноцветных пластмассовых шариков. Пластины скреплены в виде книги, но их можно разбирать и использовать по отдельности. На каждой пластине вырезана дорожка (маршрут для шарика) определенного цвета и формы (змейка, зигзаг, треугольник, четырехугольник, круг, лабиринт и загогулина).

    На пластинах линиями указано направление движения.

    2. пособие МАГНИТНЫЙ ЛАБИРИНТ

    Игра способствует развитию:

    • развитию мелкой моторики,  в том числе

    улучшению скоординированных действий  

               правой и левой рук;

    • укреплению руки для последующего обучения письму;
    • формированию   навыков устного счета в пределах 12; повышению скорости реакции;
    • развитию самоконтроля, выдержки и настойчивости; формированию навыков коммуникации.

    Описание игрового пособия

    В комплект входит деревянное игровое поле с лабиринтом из прорезей и 12 шариками двух цветов (шесть синих и шесть неокрашенных стальных), слева и справа при помощи шнуров прикреплены ручки с магнитными наконечниками. В противоположных углах игрового поля имеются специальные прорези для вкладывания деревянных ручек. В двух других углах находятся углубления, служащие стартовой и финишной зонами. Игроки могут выбрать, какое из углублений будет стартовым. В лабиринте игрового поля расположены отверстия-ловушки, в которые может провалиться шарик.

    Игровое поле покрыто прозрачной акриловой пластиной.

    3. пособие УНИКУБ

    Игра способствует:

    •        развитию пространственного мышления;  

    •        ознакомлению ребенка со стереометрией задолго до

              её изучения в школе;

    •        формированию и развитию способности к анализу;

    •        ознакомлению с классификацией;

    •        помогает формированию первоначальных навыков планирования;

              формированию и развитию навыков проверки собственной работы  и  

               отыскания ошибок;

    •        развитию умения считать.

    Описание игрового пособия

    Комплект состоит из 27 деревянных кубиков одинакового размера, уложенных в коробку, и блокнота с заданиями. Грани кубиков окрашены в красный, синий и желтый цвета (11 вариантов раскраски). 

    4. пособие КУБИКИ   ЛОГИЧЕСКИЕ        

    Игра способствует развитию:

    •        логического мышления; 

    •        умения действовать по образцу;                     

    •        самоконтроля;

    •        умений узнавать, различать и называть геометрические формы;

    •        цветоразличения;

    •        зрительной памяти;

     •        мелкой моторики.

     Описание игрового пособия

    Игровое пособие состоит из 24 деревянных кубиков. Четыре грани каждого кубика окрашены: на каждой нарисована одна из трех фигур (круг, квадрат или звезда из четырех лучей) определенного цвета (синего, зеленого, желтого или красного).

    К набору прилагается блокнот с заданиями. На каждой странице нарисован узор, который нужно составить из фигур, изображенных на верхних гранях кубиков.

    5. пособие ДОСКА НА ЧЕТЫРЕХ     РОЛИКАХ

    Игра помогает: 

    •        развитию координации движений,

               навыка балансирования и ловкости; 

    •        осознанию схемы собственного тела                             

    Описание игрового пособия

    Устойчивая деревянная доска с поворачивающимися вокруг своей оси колесами и выемками для рук.

    Сидеть на доске удобно на коленях или подтянув колени к подбородку, а приводить доску в движение нужно, отталкиваясь руками от пола. Можно |сесть на доску и передвигаться, отталкиваясь от пола ногами.

    6. пособие КОЧКИ НА БОЛОТЕ

    Игpa способствует развитию:

    •        навыков балансировки и координации движений;

    •        пространственной ориентации и осознания схемы

               собственного тела;

    •        коммуникативных навыков.

    Описание игрового пособия

    Комплект состоит из 12 деревянных полушарий («кочек»), которые могут выкладываться на полу-плоской стороной вниз либо вверх.

    7. пособие МЯЧ НА РЕЗИНКЕ

    Игра способствует:

    •        координации движений, моторной ловкости;                                            

    •        концентрации внимания;

    •        психокоррекции.

    Описание игрового пособия

    Большой мяч на резинке привязывается к телу, после чего по нему можно ударять ногой или рукой.

    Мяч на резинке безопасен в использовании при правильной фиксации  на теле ребенка (необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надел резинку себе на шею).                                                                                    

    8. пособие ЧЕРЕПАХА

    Игpa способствует:  

    •        коррекции устойчивости тела и равновесия,                        

               развитию координации движений;                                      

    •        снятию мышечного напряжения и предупреждению

              агрессивности;

    •        формированию и развитию коммуникативных навыков.

    Описание игрового пособия

    Игрушка представляет собой пластмассовую фигуру черепахи на четырех лапах, которая приводится в движение путем переноса центра тяжести тела игрока. Грузоподъемность - до 150 кг.

    Перед началом работы необходимо установить тренажер на ровную нескользкую поверхность. Обязательно наличие свободного  пространства для передвижения.

    9. пособие ШАРИК В ЛАБИРИНТЕ (напольный) 

    Игрa способствует:

    • развитию умения балансировать, координации движений;
    • осознанию схемы собственного тела.

    Описание игрового пособия        

    В комплект входят: неустойчивая основа с лабиринтом в передней

    части, три шарика и накладка с тремя отверстиями, диаметр которых чуть меньше диаметра каждого шарика. Комплект сделан из прочной пластмассы и выдерживает нагрузку до 120 кг.

    10. пособие  ЗООПАРК ИЗ ТАРАМБУКО

    Игрa способствует развитию:

    • зрительной памяти; 
    • восприятия формы, размера, цвета;
    • связной устной речи;
    • тактильного восприятия.

    Описание игрового пособия

    Игра состоит из 24 фигурок животных разных цветов, 12 деревянных домиков и 12 деревянных крыш. В каждом домике есть прорезь, соответствующая форме одного из животных. Если домик накрыт крышей, прорези не видно. В каждую прорезь помещаются две фигурки - одинаковые по форме, но разные по цвету животных (они кладутся друг на друга).

    Игроки должны найти домик для каждого животного, зрительно соотнеся форму животного с формой прорези в домике под крышей.

    11. пособие НАБОР ПОЛУПРОЗРАЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КУБИКОВ

    Игра способствует развитию:

    • конструкторских умений; 
    • пространственного мышления, воображения, зрительного восприятия, внимания и памяти, а также коммуникативных навыков.

    Описание игрового пособия

    В комплект входят 84 полупрозрачных строительных

    блока: четырехугольные призмы (66,6х16,6х16,6 мм),

    арочные мосты (33,3х33,3х16,6 мм), полусферы (33,3x16,6 мм), треугольные призмы (66,6x33,3x16,6 мм) и (33,3x33,3x16,6 мм) синего, желтого, розового и фиолетового цветов, 14 белых прозрачных четырехугольных призм (1100x100x4 мм и 2200x66,6x4 мм), а также три призмы (100х133,3х4 мм). Все элементы помещены в деревянную коробку (20,6х20,6х7 см) с прозрачной плексигласовой крышкой. Набор 2 отличается от набора 1 только цветом элементов.

    12. пособие ПАССАДО

    Игра способствует развитию:

    •   мелкой моторики, в том числе координации движений; 
    •   умения концентрировать и распределять внимание;
    •   быстроты реакции, ловкости;
    •  зрительной памяти;
    •  стратегического мышления.

    Описание игрового пособия

    В комплект игры входит игровое поле («море») с отверстиями разных диаметров, три конуса («порты»), три деревянных площадки («корабли»), а также шесть больших шариков («буйки») и 18 маленьких шариков («грузы»). Кроме того, комплект содержит штифт с песочными часами и кубик-держатель для него.

    13. пособие ПОДУЙ НА ШАРИК

    Игра способствует:

    • развитию навыков управления дыханием;
    • развитию и коррекции мелкой моторики;
    • автоматизации навыков устного счета;
    • развитию навыков различения геометрических форм и цветов.

    Описание игрового пособия

    В этой игре  дети учатся управлять своим дыханием, соотносить силу выдоха с расстоянием до выбранного углубления на доске. Другой вариант игры позволяет развивать мелкую моторику пальцев путем уравновешивания силы толчка с желаемым расстоянием продвижения шарика по доске,

    В комплект игры входят деревянная основа 28,5x7x2 см и один металлический шарик. В центре деревянной основы имеется волнистая дорожка с шестью углублениями и отверстием для шарика в конце. Слева на основу нанесены квадраты с точками (от одной до шести точек). Они выглядят точно так же, как грани игральной кости. Справа от дорожки изображены геометрические фигуры разных цветов (по одной фигуре против каждого квадрата).

    14. пособие СВЕРКАЮЩЕЕ ДОМИНО

    Игpa способствует развитию:

    • зрительного восприятия;
    • мелкой моторики, памяти, внимания, речи,

    а также способностей к коллективному взаимодействию.

    Описание игрового пособия

    В состав игрового пособия входят 28 полированных деревянных призм - плашек домино (6,7х3,3х1,7 см) со вставленными в углубления цветными искусственными камешками семи цветов, помещенных в деревянную коробку с прозрачной выдвижной крышкой.

    15. пособие СЕНСИНО

    Игра способствует развитию:

    • тактильной чувствительности, тактильной памяти;
    • навыков различения геометрических форм;
    • устной речи и навыка звукового анализа;
    • навыков устного счета;
    • коммуникативных навыков.

     Описание игрового пособия

    Основу пособия составляет вертикально устанавливаемая доска наподобие мольберта. На доске по кругу расположены 12 отверстий такого диаметра, что в них проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки - «норки». В центре доски расположена рулетка с 12 магнитами, по одному возле каждой норки. Внутри рулетки находится шарик, который перекатывается по лункам рулетки при ее движении.

    Дополнительно поставляются наборы магнитных фишек шести видов: животные, латинские буквы, простые геометрические формы, различные поверхности, сложные геометрические фигуры, цифры. Перед началом игры нужно выбрать один из наборов. Каждый набор содержит 12 пар одинаковых фишек, составляющих два комплекта: 12 магнитных фишек и 12 немагнитных.

    16. пособие ТАКТИЛЬНЫЕ ДОСКИ (большие)

    Игра способствует:

    • развитию тактильного восприятия кончиками пальцев рук;
    • развитию мелкой моторики, зрительно-моторной

    координации, памяти, внимания и речи, способностей

    распознавать основные геометрические фигуры;

    • ознакомлению ребенка с различными видами линий

    и геометрических фигур, которые имеют важное психологическое значение.

    Описание игрового пособия

    В состав игрового пособия входят 10 фибровых досок размером 25х25 см с рельефными рисунками, нанесенными на их поверхность.

    Среди них:

    • крест и круг - пара первичных образов (архетипов) в детском рисунке;
    • треугольник, воспринимаемый ребенком по-разному в зависимости от того, как расположена его вершина — вверх или вниз;
    • концентрические круги и квадраты, которые можно распознавать от большего к меньшему и наоборот;
    • звезда, распознаваемая детьми от центра к краям или от краев к центру, а также по пересекающимся линиям;
    • знак бесконечности (горизонтальная восьмерка), которая используется в кинезиологии.

    17. пособие ФОРМИДО

    Игра способствует развитию:

    • представлений о форме различных предметов,

    навыков различения геометрических форм и цветов;

    • умения разделять предметы на составные части и

    составлять из них целое;

    • чувства симметрии;
    • зрительной памяти;
    • ориентации в пространстве бумажного листа;
    • навыка следования инструкции;
    • воображения.

    Описание игрового пособия

    В комплект пособия входят 54 геометрические фигуры разного размера, цвета и формы из тонкого пластика, а также блокнот с заданиями. Фигуры представлены тремя формами: равнобедренный прямоугольный треугольник, четверть круга и квадрат. Все эти элементы находятся в футляре черного цвета прямоугольной формы, который закрывается такой же крышкой. Футляр и крышка служат игровыми полями; на этих полях игрокам нужно собирать узоры. Бортики футляра и крышки сделаны из мягкого материала, чтобы руке было удобно опираться на них.

    Цвет

    Треугольник

    Четверть круга

    Квадрат

    Желтый

    4 штуки

    4 штуки

    4 штуки

    Красный

    4 штуки

    4 штуки

    4 штуки

    Синий

    4 штуки

    4 штуки

    4 штуки

    Зеленый

    4 штуки

    4 штуки

    4 штуки

    Белый

    2 штуки

    2 штуки

    2 штуки

    Площадь фигуры каждого следующего цвета (по таблице) в два раза больше площади предыдущей. Например, синий треугольник вдвое больше красного.

    18. пособие ПАЛИТРА

    Игра способствует:

    •        формированию навыка самостоятельной работы;

    •        самоконтроля и самопроверки;

    •        формированию навыков работы с информацией;

    •        развитию внимания, мышления, памяти;

    •        развитию зрительного восприятия.

    Описание игрового пособия:

    Игровое пособие «Палитра»  представляет собой набор из двенадцати карточек упакованных в папку, круглой основы, 7 пар деревянных раскрашенных фишек - “красок” разной формы: обычные и с дырочками.

    19. пособие МАГИКО 4

    Игра способствует:

    •    формирует логическое мышление,        

    •    развивает творческие способности и мелкую

         моторику,

    •    активизирует в учениках готовность решать

         проблемные задачи,

    •   способствует тому, чтобы ученики лучше учились,

         быстрее думали, продуктивно упражнялись, логически мыслили, умели концентрироваться.

    Описание игрового пособия

    Пособие состоит из деревянного игрового поля с четырьмя углублениями и карточек с заданиями. При решении поставленной задачи в эти углубления кладутся красные (единички) и синие (пятерки) шарики. Дети в игровой форме прорабатывают сложение и вычитание. Контроль решения возможен в любом направлении, указанном на карточке. Для Магико 4 разработано 64 задачи на 32-х карточках. Все карточки хранятся в специальном отделении игрового поля.

    20. пособие СЛОЖИ УЗОР

    Игра способствует формированию и развитию:

    •        внимания;

    •        мелкой моторики;

    •        начальных навыков счета;

    •        умения различать цвета и геометрические формы;

    •        комбинаторных навыков;

    •        умение проводить прямые линии и рисовать узоры;

    •        навыков самопроверки.

    Описание игрового пособия

    Комплект состоит из 16 деревянных кубиков одинакового размера (с ребром 30 мм), уложенных в коробку, и двух тетрадей с образцами-заданиями.

    Грани кубиков окрашены по-разному в четыре цвета, что позволяет составлять из них множество вариантов одно-, двух-, трех- и четырехцветных  узоров.

     Так же необходимо следующее оборудование:

    • компьютер;
    • на электронном носителе презентации физминуток для сохранения зрения
    • ученические парты, стулья
    • ковер или палас на полу

     Количество детей в группе 4-6 человек.

    Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики руки.

    Программа составлена так, чтобы предоставлять учащимся как можно
    больше самостоятельности при выполнении заданий. Психолог только
    помогает, объясняет, направляет. Обязательно нужно обсуждать ответы
    учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей. При этом общая
    атмосфера        занятий должна создавать особый положительный
    эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять
    предлагаемые задания. Для успешного освоения детьми данного комплекса
    занятий, необходимо создание адекватной мотивации. Наиболее удачной
    является мотивация, ориентирующая ребенка на сам процесс тренинга.
    Психолог, предлагает детям тренировать свою память, внимание и т.д. так
    же, как спортсмен тренирует свои мышцы, чтобы стать сильнее. Данное
    объяснение задачи тренинга наиболее понятно учащимся.


    Ход занятий

    1. Разминка.

    В ходе разминки можно оценить степень закрепления уже отработанных заданий. Во всех первых заданиях (если это возможно по правилам) дети по очереди выступают в роли ведущего. В результате чего повышается интерес к выполнению задания правильно. Можно использовать элемент соревнования, но при этом всегда необходимо создавать для детей ситуации успеха.

    2. Основная часть.

    Задания, направленные на развитие отдельного психического процесса (памяти, внимания, мышления).

    С каждым последующим занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий. Тем самым достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в зону актуального развития, т.е. в непосредственный актив.

    При выполнении задания возможно появление у ребенка страха, что он сделает ошибку или совсем не справиться с заданием. Поэтому лучше перед тем, как приступать к инструкции выполнения, напомнить детям, что мы тренируемся, и никого за ошибки ругать не будут. Большинство детей к 3 - 4 занятию уже не высказывают подобных опасений и становятся более уверенными в себе.

    б)  «Физминутка»

    Для большинства детей, обучающихся в классах ККО характерно снижение работоспособности. Под влиянием физических упражнений улучшается показатели различных психических процессов: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, убыстряются психомоторные процессы. Дети с большим удовольствием играют в подвижные игры и делают гимнастику для глаз.

    К концу занятия дети, как правило, устают. Поэтому предпочтительнее использовать более легкие игровые задания.

    Время работы можно фиксировать. Далее происходит проверка правильного выполнения работы. Она может быть как коллективной, так и индивидуальной.

    3. Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении. Можно задать детям вопросы: «Что особенно понравилось?», «Что было трудным?», «Что нового сегодня узнали на занятии?». Обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.

    Критерии эффективности программы

    До начала , так и после завершения коррекционной программы проводится диагностическая работа с детьми. Выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня по всем параметрам является критерием эффективности коррекционного воздействия. Косвенным показателем эффективности программы может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности и др.)

    Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Формирование, совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев руки играет особую роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Большинство детей, обучающихся в классах ККО, страдают общим недоразвитием речи. Поэтому в каждом занятии есть упражнения, направленные на улучшение координации тонких движений.

    Важным моментом программы является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Физические упражнения (физминутки) обеспечивают более высокий уровень работоспособности, который положительно влияет на успешность учебной деятельности.

    При проведении занятий часто возникает потребность в повторении инструкции выполнения того или иного задания. Очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию, поэтому если требуется, то лучше 2-3 раза объяснить детям, что они должны делать и как выполнять задание.


    1 занятие.

    Цель:

    • развитие зрительной памяти; восприятия формы, размера, цвета;
    • сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие пространственной ориентации и осознания схемы собственного тела;
    • развитие умений узнавать, различать и называть геометрические формы;
    • развитие согласованных действий глаз и руки; тактильной и кинестетической чувствительности;

    1. пособие «Кубики логические»

    «В ряд»

    Ребенку дается задание вынуть кубики из коробки и выстроить их в прямую линию, перевернув так, чтобы верхняя грань каждого была неокрашенной.

    Вариант - на верхней грани должны быть изображены только круги (квадраты, звёзды).

    2. Электронная физминутка для глаз

         «Матрёшки»

    3. пособие «Зоопарк из Тарамбуко»

    Все игроки устанавливают своих зверей перед собой в ряд.

    Первый игрок берет первого зверя из своего ряда, открывает крышку, любого домика и смотрит, подходит ли этот домик для его зверя. Если зверь может жить в этом домике, то его разрешается туда поселить. (Игрок, имеющий второго зверя того же вида, должен запомнить этот домик.).  Затем первый игрок берет второго зверя, который к этому времени в его очереди уже стоит первым, и открывает следующий домик. Первый участник продолжает игру до тех пор, пока не откроет неподходящий домик. Этот домик он показывает всем игрокам, чтобы каждый из них мог запомнить, какой зверь там живет. Затем домик опять прикрывается крышей.

    В игру вступает следующий игрок, который должен открыть крышку любого домика и посмотреть, может ли его зверь жить в этом домике. Победителем является тот, кому удается первым разместить всех своих зверей по домикам.

    4. Физминутка пособие «Кочки на болоте»

    Полушария укладываются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Возле каждого полушария стоит один ребенок. Выполняются простые упражнения:

    • петляние - дети движутся за ведущим в одном направлении, огибая кочки до тех пор, пока каждый не вернется к своему исходному полушарию.
    • кенгуру - дети скачут по кругу друг за другом, перепрыгивая через кочки, до исходного места. Разрешается прыгать на одной или на двух ногах.

    5. пособие «Книга лабиринт» 

    Ребенок должен прокатить шарик по пластине, наклоняя доску в разные стороны. При этом ему не обязательно сидеть за столом. Можно выполнять упражнение, стоя на одной ноге или даже лежа на полу (если это позволяет покрытие).

       


    2 занятие.

    Цель:

    • развитие мелкой моторики, в том числе улучшению скоординированных действий правой и левой рук;
    •     сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие пространственного мышления;
    • развитие координации движений, моторной ловкости;
    • тактильной чувствительности, тактильной памяти;

    1. пособие «Магнитный лабиринт»

    «Точный игрок»

    Ребенок должен перевести свои шарики в противоположную зону, обязательно пройдя через центр лабиринта. Шарик, попавший в ловушку, остается там до конца игры. Игра заканчивается, как только все шарики окажутся либо в ловушках, либо в финишной зоне. Побеждает тот, кто смог привести к цели больше своих шариков.

    2. Электронная физминутка для глаз

          «Футбол»

    3. пособие «Уникуб»

    «Классификация»

    Детям предлагается  разложить кубики «по сортам»: распределить их по числу граней какого-либо из цветов. После этого надо приучить детей, чтобы, приступая к работе, они, прежде всего, собирали кубики разного сорта в отдельные кучки. В дальнейшем классификация проводится внутри каждого сорта. Например, первая сортировка делается по красному цвету - выделяются кубики с одной, двумя и тремя красными гранями. Затем внутри каждого сорта (каждой кучки) кубики подбираются таким же образом по синему цвету.

    4. Физминутка пособие «Мяч на резинке»

    «Кто выбьет больше?»

    Играющему нужно ударять мяч попеременно правой и левой ногой, стараясь не пропустить удар. За каждый удар начисляется один балл, за каждый пропуск можно вычитать один или два балла. Выигрывает тот, кто наберет больше баллов.

    5. пособие «Сенсино»

    «Тактильные ассоциации»

    Дети садятся в круг. Первый игрок достает из мешочка фишку и называет какой-то предмет с соответствующей поверхностью (например, диван). Фишку передают по кругу, называя все больше предметов (коврик, кофта и т.д.). Если ребенок не может назвать предмет, он встает со стула. Выигрывает тот, кто остался сидеть дольше всех.


    3 занятие.

    Цель:

    • развитие навыков управления дыханием;
    •     сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие логического мышления;
    • развитие координации движений, навыка балансирования и ловкости;
    • развитие зрительного восприятия.

    1. пособие «Подуй на шарик»

    «Счет»

    Цель игрока - набрать как можно больше очков за определенное количество попыток, оговоренное в начале игры. Попытка засчитывается при попадании шарика в любое углубление дорожки или в концевое отверстие. Квадраты с цифрами слева на доске используют так же, как грани кости, есть число точек в квадрате около углубления и есть очки, приобретенные игроком в результате хода. Если шарик попадает в концевое отверстие, результат попытки считается равным нулю.

    Ходят по очереди; полученные очки записываются в таблицу.

    В конце игры каждый ребенок подсчитывает общую сумму баллов за  засчитанные ему ходы. Остальные дети могут проверить правильность его вычислений, глядя в таблицу. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов.

     

    2. Электронная физминутка для глаз

         «Дождь»

    3. пособие «Магико 4»

    На карточке с заданиями № 1  с краю против вертикальных столбцов, горизонтальных строк и на продолжении диагоналей проставлены некоторые числа. Они определяют сумму чисел, расположенных на соответствующей горизонтали, вертикали или диагонали. Эту сумму надо получить, помещая в углубления красные единички и синие пятерки. Одно число дано, чтобы облегчить выполнение задачи.

    4. Физминутка пособие «Доска на четырёх роликах»

    «Автомобильная площадка»

    На полу расставлены препятствия (кегли, мячи, флажки). Стрелками, нарисованными на полу мелом или наклеенными на пол скотчем, указывается направление движения. Игроку нужно обогнуть на роликовой доске препятствия (как на слаломе), не сбив их. В игре можно учитывать время прохождения пути и количество сбитых предметов.

    В такую игру интереснее играть командами, когда присутствует дух соревнования и дети не хотят подвести команду штрафными баллами.

    5. пособие «Сверкающее домино»

    «Традиционное домино»

    Игру начинает тот участник, у кого есть плашка, на которой один и тот же цвет повторяется дважды (дубль). Можно договориться, например, о том, что игру начинает тот, у которого есть дубль с прозрачными камешками. Если такого дубля на руках нет - то с красными, желтыми и т.д. камешками.

    В том случае, когда дублей нет ни у кого, все игроки берут из базара еще по одной плашке, и так до тех пор, пока у кого-нибудь не окажется какой-либо дубль. Затем делается первый ход - дубль кладется на середину стола.

    Далее очередность хода переходит по часовой стрелке. В свой ход игрок должен добавить в цепочку с любого свободного конца одну плашку так, чтобы один из сверкающих камней по цвету подходил к такому же камешку на конце цепочки. Если на руках нет подходящей плашки, участник игры идет на «базар» и берет оттуда по одной плашке до тех пор, пока не найдет подходящую. Если базар пуст, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил все свои плашки, но игра продолжается пока предпоследний игрок ее не закончит. Если ни один из игроков не может сделать следующий ход, то выигрывает тот, у кого на руках осталось меньше плашек.


    4 занятие.

    Цель:

    • развитие пространственного мышления;
    • сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие зрительного восприятия;
    • развитие умения балансировать, координации движений;
    • развитие умения концентрировать и распределять внимание;

    1. пособие «Кубики для всех»

    Ребенок должен собрать такую же фигуру, как показано на рисунках №1- 3. Для уточнения представления о фигуре можно спросить ребенка, из скольких маленьких кубиков она составлена. Знание числа кубиков может помочь в выборе деталей (например, если в фигуру входит 11 маленьких кубиков, то одна из ее деталей содержит три кубика).

    2. Электронная физминутка для глаз

          «Кораблики и чайки»

    3.Пособие «Палитра»

    Карточка с заданием №1 накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий.

    4. Физминутка пособие «Шарик в лабиринте» напольный

    «Перемещение шарика при помощи рук»

    Для знакомства с игровым пособием сначала нужно провести шарик по лабиринту удерживая основу руками. Основа может лежать на столе, на коленях или на  полу; накладка не применяется. Возможны разные способы удержания основы руками:

    • ладони кладутся на специальные платформы (куда игрок обычно встает  ногами), пальцы растопырены;
    • основа удерживается  за бортики;
    • руки удерживают основу с нижней стороны платформы;
    • играют вдвоем, и при этом рука одного игрока лежит на одной стороне основы, другого игрока - на другой. Можно варьировать, какой рукой  удерживать: правой или левой, менять детей местами;
    • основа удерживается на весу двумя игроками.        

    Критерий успеха в работе пары игроков - время, затраченное на проведение шарика по лабиринту.

    5. пособие «Пассадо»

    Ребенок выбирает себе шарики любого цвета. Его цель - по возможности доставить все шарики через игровое поле в свой порт. Достигнув порта, игрок должен выгрузить шарик у одного из причалов, то есть положить его в отверстие.

    Игрок решает сам, сколько шариков за один раз он берет на борт. Рекомендуется начинать знакомство с игрой с одного шарика, а потом увеличивать их количество. Ход переходит к другому игроку либо в случае утери груза,  либо по истечении времени, отмеряемого часами.


    5 занятие.

    Цель:

    • развитие мелкой моторики, в том числе координации  движений пальцев; понимания пространственных отношений (влево-вправо, вверх-вниз);
    •     сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие тактильной чувствительности, тактильной памяти;
    • развитие коррекции устойчивости тела и равновесия, развитие координации движений;
    • развитие умения действовать по образцу;

    1. пособие «Книга лабиринт» 

    Игра проводится в коллективе как соревнование. Игрок должен прокатить шарик по маршруту, наклоняя доску в разные стороны. При этом ему не обязательно сидеть за столом. Можно выполнять упражнение, стоя на одной ноге или даже лежа на полу (если это позволяет покрытие).

    Учитывается время, затраченное каждым из игроков на прохождение лабиринта.

    Педагог может предоставить игрокам возможность самим выбрать пластины для игры либо усложнить задание дополнительной инструкцией:

    •   выбери пластину и шарик одного цвета;
    •     выбери пластину с квадратным лабиринтом;

    • выбери пластину с замкнутым лабиринтом и т.д. 

    2. Электронная физминутка для глаз

       «Белые снежинки»

    3. пособие «Сенсино»

    12 немагнитных фишек раскладываются в норки. На 12 магнитов ставятся такие же магнитные фишки, но в другом порядке. После этого раскручивается рулетка, и шарик останавливается напротив какой-либо из магнитных фишек.

    Игрок ощупывает фишку, против которой остановился шарик. Ему нужно найти такую же фишку в одной из 12 норок. Затем найденную фишку возвращают, но в  другую норку. Если же фишка не подходит, то игрок выбывает из игры.  Ход игры можно повторять несколько раз, чтобы все дети смогли найти фишку.

    4. Физминутка пособие «Черепаха»

    «Кто дальше?»

    Черепаху устанавливают на линию старта. Стартовую линию можно прочертить мелом на полу или отметить ленточкой. За определенное время, заданное взрослым, ребенок должен пройти на черепахе как можно дальше. Выигрывает тот, кто окажется дальше других.

    5. пособие «Кубики логические»

    «Графический диктант»

    Игра проходит в два этапа. Сначала на листах бумаги в клеточку ребята под диктовку рисуют не кубики, а фигурки, соответствующие окраске грани кубика; в одной клеточке должна помещаться одна фигурка.

    После того как диктант закончится, ребятам предлагается построить из кубиков узор, который у них получился. Такую игру можно проводить на время.


    6 занятие.

    Цель:

    • развитие пространственного мышления;
    • сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие координации движений, навыка балансирования и ловкости;
    • развитие логического мышления;
    • развитие навыков управления дыханием;

    1. пособие «Кубики для всех»

    Ребенок должен собрать такую же фигуру, как показано на рисунке.(рис. 1 - 3) Для уточнения представления о фигуре можно спросить ребенка, из скольких маленьких кубиков она составлена. Знание числа кубиков может помочь в выборе деталей (например, если в фигуру входит 11 маленьких кубиков, то одна из ее деталей содержит три кубика).

    2. Электронная физминутка для глаз

          «Хоккей»

    3. пособие «Магико 4»

    На карточках с заданием № 2  с краю против вертикальных столбцов, горизонтальных строк и на продолжении диагоналей проставлены некоторые числа. Они определяют сумму чисел, расположенных на соответствующей горизонтали, вертикали или диагонали. Эту сумму надо получить, помещая в углубления красные единички и синие пятерки. Одно число дано, чтобы облегчить выполнение задачи.

    4. Физминутка пособие «Доска на четырёх роликах»

    «Автомобильная площадка»

    На полу расставлены препятствия (кегли, мячи, флажки), но при этом нет стрелок, указывающих направление движения. С игроками заранее оговаривается условие: например, флажки нужно огибать только справа, а кегли - только слева.

    Игроку нужно обогнуть на роликовой доске препятствия (как на слаломе), не сбив их. В игре можно учитывать время прохождения пути и количество сбитых предметов.

    В такую игру можно  играть командами, когда присутствует дух соревнования и дети не хотят подвести команду штрафными баллами.

    5. пособие «Подуй на шарик»

    «Магическое число 13»

    До начала игры дети решают, сколько туров будет в игре.

    В каждом туре игроки должны набрать за три попытки определенное «магическое» число, допустим - 13. Очки суммируются точно так же, к в игре «Счет».

    После того, как все игроки сделали три попытки, у каждого образовалась сумма очков. Теперь подводятся итоги первого тура.

    Игрок, набравший ровно 13, получает два балла. Если никто из игроков не набрал 13 очков, то выигрывает тот из них, кто подошел ближе всего 13, и он получает одно очко. Если два игрока подошли одинаково близко (например, 12 и 14 или 11 и 15), то каждому из их предоставляется дополнительная попытка. При этом, когда имеющееся число баллов меньше 13 результат новой попытки прибавляется, а когда больше 13 - этот результат, вычитается. Если в результате новой попытки кому-то удалось набрать 13, он получает два балла. В противном случае тот, кто подошел ближе всех 13, получает одно очко.

    Затем игра повторяется - начинается второй тур. Побеждает набравший больше всего баллов в ходе нескольких туров.


    7 занятие.

    Цели: 

    • развитие пространственного мышления, воображения,  внимания и памяти;
    •   сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие тактильного восприятия кончиками пальцев рук;
    • пространственной ориентации и осознания схемы собственного тела;
    • зрительного восприятия;

    1. пособие «Тактильные доски»

    «Изучаем фигуры»

    В ходе этой игры дети должны ознакомиться со всеми фигурами на тактильных досках. Для этого они могут не спеша обводить их пальцами, сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами. Затем им нужно постараться воспроизвести их очертания на бумаге карандашом или фломастером. Возможен и такой способ: положить на доску лист бумаги, тщательно прижать его, а потом закрасить выступающий рельеф восковым карандашом или цветным мелком. На этапе изучения фигур желательно вместе с детьми дать каждой из них название, а затем провести несколько упражнений на запоминание названий, чтобы дети прочно их усвоили.

    2. Электронная физминутка для глаз

        «Автомобили»

     

    3. пособие «Набор полупрозрачных строительных кубиков»

    Прежде всего, обходимо, чтобы дети познакомились с особенностями строительных блоков.  

    Далее последовательно можно отрабатывать конструирование по образцу, когда сооружение строится шаг за шагом вместе с педагогом, либо когда ребенок собирает свою конструкцию, глядя на уже готовый образец.

    4. Физминутка пособие «Кочки на болоте»

    При выполнении упражнения педагог может помочь ребенку, предложив ему руку в качестве опоры:

    • уложить полушария в виде окружности плоской стороной вниз - дети движутся по кругу, при этом одна нога наступает на кочку, а вторая остается на полу;
    • уложить полушария плоской стороной вниз на расстоянии не более 50 см друг от друга и перешагивать с одного на другое;

    5. пособие «Сверкающее домино»

    «Севастополь»

    Игру начинает тот участник, у кого есть плашка, на которой один и тот же цвет повторяется дважды (дубль). Можно договориться, например, о том, что игру начинает тот, у которого есть дубль с прозрачными камешками. Если такого дубля на руках нет - то с красными, желтыми и т.д. камешками.

    В том случае, когда дублей нет ни у кого, все игроки берут из «базара» еще по одной плашке, и так до тех пор, пока у кого-нибудь не окажется какой-либо дубль. Затем делается первый ход - дубль кладется на середину стола, от первого дубля фишки могут выставляться в четыре стороны.

    Далее очередность хода переходит по часовой стрелке. В свой ход игрок должен добавить в цепочку с любого свободного конца одну плашку так, чтобы один из сверкающих камней по цвету подходил к такому же камешку на конце цепочки. Если на руках нет подходящей плашки, участник игры идет на «базар» и берет оттуда по одной плашке до тех пор, пока не найдет подходящую. Если базар пуст, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил все свои плашки, но игра продолжается пока предпоследний игрок ее не закончит. Если ни один из игроков не может сделать следующий ход, то выигрывает тот, у кого на руках осталось меньше плашек.


    8 занятие.

    Цель:

    • развитие концентрации внимания;
    •   сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие представлений о форме различных предметов, навыков различения геометрических форм и цветов;
    • развитие координации движений, моторной ловкости;
    • тактильной чувствительности, тактильной памяти.

    1. пособие «Палитра»

    Карточка с заданием №2 накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий.

    2. Электронная физминутка для глаз

          «Листопад»»

    3. пособие «Формидо»

    «Работа по образцу»

    Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных фигур по образцу. Образец разделен на детали, раскрашенные в нужные цвета. В некоторых образцах имеется черный цвет (с. блокнота 6-8), а в других он отсутствует, поэтому их можно собирать, не пользуясь черным игровым полем (с. 9). Допускается, чтобы детали узора перекрывали друг друга. В таком случае ребенку необходимо не только отобрать нужные детали, но и продумать правильный порядок их укладки до начала работы, чтобы потом не пришлось переставлять детали.

    Детям, испытывающим трудности, можно помочь, выбрав вместе с ними те детали, которые понадобятся для составления фигуры, и обсудив порядок их выкладывания.

    4. Физминутка пособие «Мяч на резинке»

    «Я знаю много слов»

    С каждым ударом ноги игрок должен назвать по одному слову на заданную тему, например:

    • мужские или женские имена;
    • представители животного и растительного мира (цветы, кустарники, деревья, животные, рыбы, птицы);
    • географические объекты (реки, моря, горы, города);
    • оттенки цветов.

    5. пособие «Сенсино».

    «Запомни последовательность»

    Три магнитные фишки устанавливают на мольберте в верхних ячейках рулетки. Игрок с завязанными глазами ощупывает эти фишки, затем возвращается к столу, где лежит немагнитный набор. Он должен выбрать такие же три фишки и выложить их в правильном порядке на столе.


    9 занятие.

    Цель:  

    • развитие понимания аксонометрической проекции (плоского изображения трехмерных объектов);
    • сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие восприятия формы, размера, цвета, зрительной памяти;
    • формирование и развитие коммуникативных навыков;
    • ознакомление ребенка с различны видами линий и геометрических фигур, которые имеют важное психологически значение.

     1. пособие «Сложи узор»

    Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям № 1 – 3, которую можно немного усложнить, предложив детям, которые легко справляются с заданиями, не просто копировать узор, а изменять его цвет (например, узор из красно-белых граней сделать желто-синим).

    2. Электронная физминутка для глаз

       «Розы»

    3. пособие «Тактильные доски»

    «Сядем в круг»

    Для проведения этой игры дети садятся в круг, закрывают глаза (или им завязывают глаза) и каждому из них дается по одной доске. Получив доску, дети обводят фигуры пальцем, на ощупь опознают их, запоминают и передают доску соседу справа, который выполняет ту же самую операцию. Так продолжается до тех пор, пока детям последовательно не попадают в руки доски с фигурами, которые были у них первыми. Узнав свою фигуру, ребенок должен встать и четко произнести название этой фигуры. Затем, открыв глаза, он должен убедиться в правильности своего ответа.

    4. Физминутка пособие «Черепаха»

    «Самая дружная пара»

    Движение происходит с завязанными глазами самым простым способом сидя на черепахе. Перед началом игры необходимо обозначить линию старта и финиша. Дети делятся на пары. Задача каждой пары - за определенное время пройти расстояние от старта до финиша.

    Один из игроков команды сидит на спине черепахи. Ноги находятся на полу, глаза завязаны. Второй игрок идет рядом со своим партнером и руководит его движением с помощью команд («чуть правее» и т.д.). При  этом ему запрещено касаться напарника. После того как команда доберется до финиша, дети меняются ролями и начинают обратный путь.

    В процессе движения дети могут поддерживать и подбадривать друг друга. Если партнер не удержался на черепахе, пара начинает путь снова. Выигрывает пара, которая быстрее других прошла расстояние от старта  к финишу.

    5. пособие «Зоопарк из Тарамбуко»

    «Найди силуэт»

    Играют две команды с равным количеством игроков.

    На двух больших листах дети обводят фигуры 12 животных из набора зоопарку. Лучше, если эта подготовительная работа будет проделана заранее.

    Все фигурки делятся на две группы: цветные кладутся в один мешочек, неокрашенные - в другой.

    Листы с обведенными фигурками и мешочки с фигурками животных раскладываются на два стола - по одному комплекту для каждой команды.

    Задача игроков - достать фигурку животного из мешочка, найти на листе ее силуэт и наложить фигурку на силуэт. За один подход к столу игрок может достать только одну фигурку. После того как игрок найдет место своей фигурки, он возвращается к команде, а к столу подходит следующий ребенок. Выигрывает команда, быстрее разместившая своих животных на листе.


    10 занятие.

    Цель: 

    • развитие          пространственного мышления, воображения, зрительного восприятия, памяти, а также коммуникативных навыков;
    • сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие концентрации внимания;
    • развитие умения балансировать, координации движений;
    • развитие логического мышления.

     

    1. пособие «Набор полупрозрачных строительных кубиков»

    Ребенок занимается конструированием по схеме (эскизу, простому чертежу), заданному  педагогом. Естественно, что следует начинать с самых простых вариантов. После этого педагог может предложить ребенку выполнить определенные условия при строительстве сооружения (например, чтобы его высота достигала высоты стола и т.д.). Следующим этапом может быть конструирование на определенную тему, скажем «мосты» или «мебель».

    Далее можно перейти к конструированию по собственному замыслу ребенка. При этом в ходе построения сооружения педагог должен следить за тем, чтобы этот замысел постепенно был реализован в полном объеме. 

    2. Электронная физминутка для глаз

        «Рыбки»

    3. пособие «Палитра» 

    Карточка с заданием №3 накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий.

    4. Физминутка пособие «Шарик в лабиринте»

    «Балансировка»

    Берется основа с лабиринтом и один шарик. Задача игрока - провести шарик по лабиринту. При игре учитывается время, за которое ребенок сумел это сделать.

    В качестве варианта шарик можно проводить ногами, но в положении не стоя, а сидя на стуле.

    Затем рекомендуется обучить детей балансировке на основе. Когда ребенок научится сохранять равновесие, можно попробовать стоя проводить шарик по лабиринту основы.

    5.  пособие «Кубики логические»

    «Домино» 

    Кубики, независимо от их окраски, поровну распределяются между игроками. Первый игрок выставляет какую-то фигуру. Второй игрок должен найти у себя и приставить к предыдущей фигуру, совпадающую с первой либо по цвету, либо по форме. Следующему игроку надо приставить ко второму кубику свой, с такой же фигурой или таким же цветом фигуры. Если у игрока не осталось кубиков, которые подходят по цвету или форме фигуры к предыдущему, он пропускает ход. Выигрывает игрок, выложивший быстрее всех свои кубики на стол.

    Вариант - разрешается прикладывать кубики не только к последнему, но и к любому кубику, лежащему на игровом столе. Однако если  примыкает к двум другим, он должен совпадать с каждым из своих соседей либо по цвету, либо по форме фигуры на верхней грани кубика, например как показано на рисунке.        

    Примыкание по диагонали не считается.


    11 занятие.

    Цель: 

    • развитие  зрительной памяти
    • сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие коммуникативных навыков;
    • развитие координации движений, моторной ловкости;
    • развитие умения разделять предметы на составные части и составлять из них целое.

    1. пособие «Подуй на шарик»

    «Рисуем фигуры»

    Цель игрока - начертить и закрасить шесть фигур, соответствующих форме и цвету изображений правой части доски. Перед началом игры каждый из игроков получает лист бумаги и набор цветных карандашей шести разных цветов.

    Затем каждый игрок на своем листе вычерчивает контуры шести геометрических фигур. У детей могут возникнуть сложности с размещением всех фигур на листе. Первую фигуру им, скорее всего, захочется нарисовать большой, но тогда для остальных не хватит места. Когда играют в первый раз, можно разрешить детям, чтобы фигурки были разных размеров или выдавать им новые листы по мере надобности.

    Когда шарик останавливается около фигуры определенного цвета, игрок закрашивает соответствующую геометрическую форму у себя на листе этим же цветом. При повторном попадании шарика на тот же цвет игрок не получает права закрасить фигуру на своем листе. Побеждает тот, кто первым закрасит все фигуры шестью нужными цветами.

    2. Электронная физминутка для глаз

        «Облака»

    3. пособие «Кубики для всех»

    «Исправь ошибку».

    Ребенку выдаются нарисованная и настоящая детали. Ему надо, сравнив их, найти ошибки в рисунке, если они есть. Например, лишний кубик или, наоборот, отсутствие нужного, смещение кубика в сторону, меньший размер относительно остальных, другой цвет фигуры или неверное изображение с точки зрения законов создания чертежей.

    4. Физминутка пособие «Мяч на резинке»

    «Съедобное-несъедобное»

    Ведущий называет любые предметы, а игрок, к поясу которого прикреплен мяч, при назывании съедобного предмета ударяет мяч левой ногой, а при назывании несъедобного - правой.

    5. пособие «Формидо»

    «Парная командная игра» 

    Для игры педагогу нужно приготовить два силуэта, которые можно одновременно составить из фигур «Формидо». Надо, чтобы эти силуэты были примерно одинаковой сложности.

    Играют две команды. По сигналу первый игрок из каждой команды подходит к коробке с деталями, выбирает все детали, нужные ему для составления заданного силуэта, и передает их второму игрокам, сидящим за столом. Игроки составляют силуэт из деталей, предложенных напарниками. Если игрок, выбирающий детали, ошибся, и команда выяснила, что с помощью таких деталей невозможно составить нужный узор, то им разрешается поменять детали. Если у команды остались лишние детали, их следует отнести в коробку. Выигрывает команда, которая раньше закончила собирать свой узор.

    Здесь очень важен контроль со стороны взрослого, поскольку игроки могут взять деталь, не нужную им, но необходимую для другой команды. В таком случае команде, забравшей такую деталь, прибавляется дополнительная минута.


    12 занятие.

    Цель: 

    • развитие  зрительной памяти;
    • сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии;
    • развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи, а также способностей к коллективному взаимодействию.
    • развитие координации движений, моторной ловкости;
    • развитие умения действовать по образцу.

    1. пособие «Сверкающее домино» 

    «Блиц»

    Игра идёт по правилам традиционного домино, но каждый игрок в свой ход может сразу выставить любое количество подходящих костей, даже все, и в этом случае стать победителем в игре.

    2. Электронная физминутка для глаз

        «Радуга»

    3. пособие «Магнитный лабиринт»

    «Дружная команда»

    Игра-эстафета. Дети делятся на две команды, каждая выбирает цвет шариков и ручки, а также дом для шариков. Цель команды - как можно быстрее провести к себе в дом шарики выбранного цвета. В процессе игры каждый ребенок проводит один шарик от старта к финишу и передает ручку следующему игроку из своей команды. В случае попадания шарика в ловушку игрок должен достать его с помощью ручки. Потеря шарика увеличивает время прохождения команды от старта к финишу. Аккуратные и точные движения быстрее приведут к победе. Игра завершается, когда игроки одной из команд провели все шарики до финиша. Эта команда считается победившей.

    4. Физминутка пособие «Кочки на болоте»

    «Лев охотится»

    В игре может принимать участие до 13 человек. Один ребенок играет роль льва.

    На полу в любом порядке уложены кочки (на каждого ребенка по одной). Ребенок, играющий роль льва, делает вид, что спит, находясь в стороне от ребят. Дети ходят, скачут или бегают по комнате.

    Педагог объявляет: «Внимание, лев проснулся!», и каждый ребенок спасается на кочке. После того как все встали на кочки, педагог считает до десяти.

    Задача льва - отвлечь детей от балансирования. Ему разрешается рычать, рассказывать сказки или анекдоты, задавать детям вопросы. Отдельно должны быть оговорены запреты: запрещается прикасаться к игрокам, пугать их, говорить слова, которые могут кого-то обидеть.

    Досчитав до десяти, педагог объявляет: «Лев идет спать». Если все дети продержались на  кочках до этого момента, то лев проиграл. Если кто-либо из детей раньше коснулся пола, то он становится львом. Дети разбегаются по комнате, и игра повторяется.

    5. пособие «Кубики логические» 

    «Повтори узор»

    Игрокам на некоторое время предъявляется какой-либо узор, затем он убирается. Детям нужно восстановить рисунок по памяти: вспомнить цвет, форму фигур на видимых гранях каждого кубика, а также взаимное расположение кубиков на столе.

    В качестве варианта можно провести соревнование команд. Каждому игроку одной команды разрешается за один ход выложить только один кубик, затем он уступает место другому игроку своей команды. Если игроков в командах меньше, чем кубиков, то следом за последним игроком кубик может вновь выкладывать первый игрок и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.Практическая статья о УУД в начальной школе....

    Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования

    Формирование УУД при обучении грамоте и письму в первом классе.Презентация....

    программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Данный материал поможет учителям при подготовке по теме "Формирование УУД у школьников начальной школы"...

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

    «Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»

    Многие учителя начинают осознавать  понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание....

    Система формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Данная статья поможет в реализации ФГОС НОО в начальной школе. В ней описаны условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе, продуктивные технологии для фор...