«Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»
статья по теме
Многие учителя начинают осознавать понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»
Выступление Белоусовой С.В. на РМО начальных классов
Какие бы темы ни затрагивали мы в наших разговорах, какие бы вопросы ни обсуждали , разговор по сути дела . всегда идет об одном: о повышении качества обучения на всех ступенях образования и о методах . приёмах и технологиях , помогающих этого добиться. В процессе мониторинговых исследований успешности учащихся основной школы выявилась проблема осмысленного чтения на разных предметах. Педагогическим коллективом было предложено уделить особое внимание формированию УУД смыслового чтения текстов с начальных классов. Была составлена программа формирования УУД : смысловое чтение текстов. К концу 1 года обучения ученик должен научиться определять тему и главную мысль текста, вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, кратко пересказывать прочитанный текст. Для оценивания результатов провели познавательную конференцию « Диалоги о птицах». Уровень сформированности данного УУД меня не удовлетворил.
Поэтому я решила больше узнать из любых источников о формировании данного УУД.
Оказывается над чрезвычайно важной темой: смысловое чтение работают многие группы ученых. Безусловно, это одно из фундаментальных умений, от которого зависит успешность продвижения школьника по образовательной программе в целом. Ведь мы имеем в виду не только произведения художественной литературы, но и тексты любого содержания - научно- популярные, публицистические, аналитические и другие. В конце - концов математическая задача- тоже текст. И её тоже нужно уметь прочитать правильно.
Научить детей читать - значит сделать только полдела. Научить их понимать прочитанное и применять полученные знания на практике - вот главная задача учителя.
Сегодня стоит проблема, как научить начинающего читателя понимать текст.
Великий И.В.Гете сказал: « Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: « Чего человек не понимает, тем он не владеет, и то он не любит.»
Школьная практика подтверждает, что не любовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Однако, как показали исследования, что решение данной проблемы является самой актуальной и к её осознанному и компетентному решению готов не каждый учитель.
Поэтому ученые в своих книгах дают учителю некоторые рекомендации, как растить грамотного читателя.
Традиционно под умением работать с текстом понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на части, выделять в них главное. Определять с помощью взрослого смысл всего прочитанного.
Но психолог Э.Браун назвала это явление обучением « бесплотным» навыком, так как каждое из этих умений выступает независимо от самого текста.
Работая над этой проблемой, и прочитав много литературы, я для себя отметила некоторые приемы. С ними и хочу поделиться с вами.
- Я уяснила для себя, что понимание текста- это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Главное, текст- это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно.
- Начинать размышлять надо над текстом до чтения( прием прогнозирования). Название произведения позволяет предположить, о чем пойдет речь.
Этот прием можно использовать и по ходу чтения. ( прочитав часть текста, выяснить, а что будет происходить дальше в произведении) и продолжить размышлять над ним после чтения.
- Читатель не должен торопиться. Быстрота чтения должна развиваться сообразно быстроте понимания, а если читает быстрее, чем понимает, значит, он читает бессознательно. Результат часто соответствует известной русской поговорке : « Читает- летает, да ничего не понимает».Читая не торопясь, он старается не пропустить не вполне понятные слова или очень важные слова, вычитывая из них и то, что написано и то, что остается за строкой, находясь в подтексте. Внимание к слову можно считать основой понимания.
- Вычерпывая информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, идеальный читатель задает себе вопросы по ходу чтения. задумывается о дальнейшем развитии событий ( т.е. прогнозирует их) и сверяет свои размышления с текстом. Такое чтение похоже на беседу , диалог с текстом.
- У идеального читателя хорошо должно быть развито активное воображение, которое помогает не только понимать, но и запоминать прочитанное, ведь при чтении необходимо удерживать в памяти важную информацию, сравнивать её с уже известной, отыскивая в прошлом опыте подобное и отличное. Это помогает найти систему взглядов автора, его смысловое ядро, понять текст.
- Исходя из его понимания, расставить по тексту последовательные « смысловые вехи» , наименования которых станут пунктами плана. В этом приеме понимания и запоминания текста главным помощником читателя будет не память, а мышление. Оживляя на мысленном экране образы, возникшие при чтении, пропуская понятое через себя, читатель превращается в идеального чтеца ( выразительное чтение) или идеального рассказчика( пересказ.
- Итогом работы читателя является нечто личностно новое: обогощение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя. Чтобы получить удовольствие от чтения ( Ах! Какая красота!), нужно уметь приблизить текст к себе, а для этого важно владеть приемами его понимания:
-как научить вниманию к слову.
-как вести диалог с текстом.
-как развить читательское воображение.
-как помочь в раскрытии смысла текста.
-как проверить понимание текста.
-как учесть в обучении пониманию текста специфику возраста учеников и т.д. Этими приемами, в-первую очередь, должен хорошо владеть сам учитель.
Многие учителя начинают осознавать понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание.
2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...
Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования
описана роль УУД на 1 ступени начального образования...
Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.
Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378575-1389288589.jpg)
Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования
Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378575-1389288589.jpg)
Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования
Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования...
Формирование Универсальных Учебных Действий (УУД) в рамках УМК "Перспективная начальная школа"на уроках литературного чтения 1-4класс
Приемы формирования УУД на материале УМК "ПНШ" для 1,2,3,4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-1055686-1536513099.jpg)
Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностны...