Главные вкладки

    «Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»
    статья по теме

    Белоусова Светлана Вениаминовна

     Многие учителя начинают осознавать  понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»

                                                  Выступление Белоусовой С.В.                               на РМО начальных классов

                  Какие бы темы ни затрагивали мы в наших разговорах, какие бы вопросы ни обсуждали , разговор по сути дела . всегда идет об одном: о  повышении качества обучения на всех ступенях образования и о методах . приёмах и технологиях , помогающих этого добиться.   В процессе мониторинговых исследований успешности учащихся основной школы выявилась проблема осмысленного чтения на разных предметах. Педагогическим коллективом было предложено уделить особое внимание  формированию УУД смыслового чтения текстов с начальных классов. Была составлена программа формирования УУД : смысловое чтение текстов. К концу 1 года обучения ученик должен научиться определять тему и главную мысль текста, вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, кратко пересказывать прочитанный текст. Для оценивания результатов  провели  познавательную конференцию « Диалоги о птицах». Уровень сформированности данного УУД  меня не удовлетворил.

          Поэтому  я решила больше узнать из любых источников о формировании данного УУД.

      Оказывается  над  чрезвычайно важной темой: смысловое чтение работают многие группы ученых. Безусловно, это одно из фундаментальных умений, от которого зависит успешность  продвижения школьника по образовательной программе в целом. Ведь мы имеем в виду не только произведения художественной литературы, но и тексты любого содержания - научно- популярные, публицистические, аналитические и другие. В конце - концов математическая задача- тоже текст. И её тоже нужно уметь прочитать правильно.

    Научить детей читать - значит сделать только полдела. Научить их понимать прочитанное  и применять полученные знания на практике - вот главная задача учителя.

           Сегодня стоит проблема, как научить начинающего читателя понимать текст.  

     Великий И.В.Гете сказал: « Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: « Чего человек не понимает, тем он не владеет, и то он не любит.»

            Школьная практика подтверждает, что не любовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.

    Однако, как показали исследования, что  решение  данной проблемы является самой актуальной и к её осознанному и компетентному решению готов не каждый учитель.

            Поэтому ученые в своих книгах дают учителю некоторые рекомендации, как растить грамотного читателя.

            Традиционно   под умением работать  с текстом  понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на части, выделять в них главное. Определять с помощью взрослого смысл всего прочитанного.

    Но психолог Э.Браун назвала это явление обучением « бесплотным» навыком, так как каждое из этих умений  выступает независимо от самого текста.

     Работая над этой проблемой, и прочитав много литературы, я для себя отметила некоторые приемы. С ними и хочу поделиться с вами.

    1. Я уяснила для себя, что понимание текста- это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Главное, текст- это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно.
    2.  Начинать  размышлять надо над текстом до чтения( прием прогнозирования). Название произведения позволяет предположить, о чем пойдет речь.

    Этот прием можно использовать и по ходу чтения. ( прочитав часть текста, выяснить, а что будет происходить дальше в произведении) и продолжить размышлять над ним после чтения.

    1. Читатель не должен торопиться. Быстрота чтения должна развиваться сообразно быстроте понимания,  а если читает быстрее, чем понимает, значит, он читает бессознательно. Результат часто  соответствует известной русской поговорке : « Читает- летает, да ничего не понимает».Читая не торопясь, он старается не пропустить не вполне понятные слова или очень важные слова, вычитывая из них и то, что написано и то, что остается за строкой, находясь в подтексте. Внимание к слову можно считать основой понимания.
    2. Вычерпывая информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, идеальный читатель задает себе вопросы по ходу чтения. задумывается о дальнейшем развитии событий ( т.е. прогнозирует их) и сверяет свои размышления с текстом. Такое чтение похоже на беседу , диалог с текстом.
    3. У идеального читателя хорошо должно быть развито активное воображение, которое помогает не только понимать, но и запоминать прочитанное, ведь при чтении необходимо удерживать в памяти важную информацию, сравнивать  её с уже известной, отыскивая в прошлом опыте подобное и отличное. Это помогает найти систему взглядов автора, его смысловое ядро, понять текст.
    4. Исходя из его понимания, расставить по тексту последовательные                             « смысловые вехи» , наименования которых станут пунктами плана. В этом приеме понимания и запоминания текста главным помощником читателя будет не память, а мышление. Оживляя на мысленном экране образы, возникшие при чтении, пропуская понятое через себя, читатель превращается в идеального чтеца ( выразительное чтение) или идеального рассказчика( пересказ.  
    5.  Итогом работы  читателя является нечто личностно  новое: обогощение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.                                                                 Чтобы получить удовольствие от чтения ( Ах! Какая красота!), нужно уметь приблизить текст к себе, а для этого важно владеть приемами его понимания:

    -как  научить  вниманию  к  слову.

    -как  вести  диалог  с  текстом.

    -как  развить  читательское  воображение.

    -как  помочь  в  раскрытии  смысла текста.

    -как  проверить  понимание  текста.

    -как  учесть  в  обучении  пониманию  текста  специфику  возраста  учеников  и  т.д.   Этими приемами, в-первую очередь,  должен хорошо владеть сам учитель.

                    Многие учителя начинают осознавать  понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание.

    2012г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

    Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...

    Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.

    Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...

    Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования

    Формирование  УУД. Смысловое  чтение текстов  на ступени начального  общего образования...

    Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования

    Формирование  УУД. Смысловое  чтение текстов  на ступени начального  общего образования...

    Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом  итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностны...