Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.
статья (3 класс) на тему
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога. Как проследить динамику освоения предметных и метапредметных результатов? Педагоги сталкиваются с проблемой диагностики результатов учащихся. Трудность заключается в выборе диагностики для учета уровня сформированности УУД и трате большого количества времени на обработку результатов. А у нас его всегда так не хватает!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Шарапова Анна Витальевна, учитель первой категории.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 1 ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога. Как проследить динамику освоения предметных и метапредметных результатов? Педагоги сталкиваются с проблемой диагностики результатов учащихся. Трудность заключается в выборе диагностики для учета уровня сформированности УУД и трате большого количества времени на обработку результатов. А у нас его всегда так не хватает!
Предметные результаты по классу отражаются в отчетах, содержащих уровень обученности по каждому предмету. Каждый педагог с 1-го класса ведет контроль знаний учащихся, отмечает «пробелы» в усвоении темы отдельными учащимися, составляет план индивидуальной работы с учениками. Но мы не стали останавливаться на достигнутом и экспериментируем с выбором более удобных средств для диагностики своих учеников.
В этом учебном году в нашем лицее, в качестве эксперимента, введена система «Образовательный минимум» по предметам дл я учащихся 2-11 классов. Образовательный минимум – это обязательное усвоение обучающимися теоретического и частично практического материала по содержанию предметов за учебный период (триместры). В начале года учителями лицея были разработаны Омы по всем предметам, для каждой параллели, исключая 1-е классы.
Целью проведения образовательного минимума является повышение качества образования.
Задачи:
— контроль усвоения обязательного объема знаний каждым обучающимся и последующей коррекцией при необходимости;
— систематизация теоретического материала как фундамента для дальнейшего развития ученика.
Время проведения ОМ – конец каждого триместра. Форма проведения ОМ – контрольное тестирование, контрольная работа, контрольный срез знаний, итоговое тестирование и др.
Отметка – зачет/незачет. Содержание ОМ по каждому предмету размещается на сайте школы не позднее, чем за месяц до сдачи. Единственное и неукоснительное требование сдачи ОМ — это дословное заучивание всего объема теоретического материала, входящего в ОМ.
Однако сегодня нельзя осуществлять проверку исключительно предметных знаний, умений и навыков. Необходимо учитывать динамику развития метапредметных навыков.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера,
- учебное проектирование,
- итоговые проверочные работы,
- комплексные работы на межпредметной основе,
- мониторинг сформированности основных учебных умений.
Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Актуальной стала разработка и внедрение новых форм текущего контроля и оценивания. Мы используем в своей практике:
- Портфолио. Это не только система накопления грамот и информации об интересах ребенка. Здесь, прежде всего, дается диагностика личностного роста ученика.
- Мониторинг внеурочной деятельности (сводная ведомость учета достижений учащихся), составленная согласно таблице для исчисления итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
- Дорожная карта ученика.
Универсальным средством контроля сформированности УУД стала диагностическая программа СОНАТА-ДО. Это программный инструмент для организации мониторинговых исследований в образовательных учреждениях: хранения, обработки, сборки, систематизации и анализа данных об уровне развития универсальных учебных действий обучающихся и оценки предметных, метапредметных и личностных результатов программ обучения.
Он состоит из трех взаимосвязанных блоков:
- Блок «Профили». В этот раздел вносятся списки учащихся по классам (группам).
- Блок «Интегративные качества». Здесь содержится диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития УУД учащихся. Используются только общепринятые в психолого-педагогической практике критерии оценки. Программа позволяет также разрабатывать и использовать собственные методики диагностирования.
- Блок «Результаты» автоматически формирует диагностические карты, ведомости и отчеты. С его помощью можно делать количественный и качественный анализ результатов педагогической деятельности, прослеживать индивидуальную и групповую тенденцию развития детей.
При разработке программно-диагностического комплекса СОНАТА-ДО создатели исходили из типичных для педагогов проблем, то есть, создавали универсальное средство, позволяющее сделать образовательный мониторинг быстрым, качественным и эффективным.
Ведь нехватка времени и необходимость тратить его на бесконечные отчеты и описание результатов своей деятельности достижение этих самых результатов делает все более проблематичным. Одна из самых частых фраз, которую можно услышать в последнее время от педагогов: «Это требует много времени, а у меня его нет»…
С этой программой достаточно внести один раз данные каждого ребенка, чтобы потом за считанные минуты формировать любые списки, ведомости и отчеты.
При оценке уровня развития интегративных качеств ребенка нет необходимости вручную проставлять баллы, сверять по таблице, какому уровню этот балл соответствует, подсчитывать средний балл по группе в начале и в конце года и на сколько процентов этот балл изменился – все это сделает за вас программа.
Для наглядности, покажем подробно, как выглядит диагностика с помощью «СОНАТЫ-ДО» на примере оценки способности к кооперации (коммуникативные действия, организация и осуществление сотрудничества) в ходе совместного рисования по методике Г. В. Бурменской, рекомендованной в пособии для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» (под. ред. А.Г. Асмолова).
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и совместными усилиями создать иллюстрацию к изучаемой теме или литературному произведению. Готовые иллюстрации рекомендуется оценить по нескольким критериям.
Внося данные в программу, достаточно только щелкнуть мышкой на соответствующем признаке, а все остальное сделает программа.
Личная диагностическая карта ученика, сформированная автоматически.
Групповая диагностическая карта тоже формируется автоматически, с включением тех параметров, которые вы сами выберете.
Считаем, что данная программа представляет собой простой и удобный в использовании диагностический инструмент, позволяющий организовать экспресс-анализ формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий обучающихся в образовательной организации и получить достоверные сведения об учащихся. Возможности программы позволяют использовать предложенные методики или добавлять собственные методики и методики других авторов. Все личные диагностические карты размещаются в «Портфолио» учащихся, что наглядно демонстрирует личностный рост наших лицеистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...
Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.
Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...
«Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»
Многие учителя начинают осознавать понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание....
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования
Доклад на педагогоческом совете лицея...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"
Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....
"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...