Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.
статья (3 класс) на тему

Анна Витальевна Шарапова

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом  итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога. Как проследить динамику освоения предметных и метапредметных результатов? Педагоги сталкиваются с проблемой диагностики результатов учащихся.  Трудность заключается в выборе диагностики для учета уровня сформированности УУД и трате большого количества времени на обработку результатов. А у нас его всегда так не хватает!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шарапова Анна Витальевна, учитель первой категории.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 1 ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Педагогическая диагностика универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации ФГОС начального общего образования.

                                                                                               

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предметом  итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога. Как проследить динамику освоения предметных и метапредметных результатов? Педагоги сталкиваются с проблемой диагностики результатов учащихся.  Трудность заключается в выборе диагностики для учета уровня сформированности УУД и трате большого количества времени на обработку результатов. А у нас его всегда так не хватает!

Предметные результаты по классу отражаются в отчетах, содержащих уровень обученности по каждому предмету. Каждый педагог с 1-го класса ведет контроль знаний учащихся, отмечает «пробелы» в усвоении темы отдельными учащимися, составляет план индивидуальной работы с учениками. Но мы не стали останавливаться на достигнутом и экспериментируем с выбором более удобных средств для диагностики своих учеников.

          В этом учебном году в нашем лицее, в качестве эксперимента, введена система «Образовательный минимум» по предметам дл я учащихся 2-11 классов.  Образовательный минимум – это  обязательное усвоение обучающимися теоретического и частично практического материала по содержанию предметов за учебный период (триместры). В начале года учителями лицея были разработаны Омы по всем предметам, для каждой параллели, исключая 1-е классы.
Целью проведения образовательного минимума является повышение качества образования.

Задачи:
— контроль усвоения обязательного объема знаний каждым  обучающимся  и последующей коррекцией при необходимости;
— систематизация теоретического материала как фундамента для дальнейшего развития ученика.

 Время проведения ОМ – конец каждого триместра. Форма проведения ОМ – контрольное тестирование, контрольная работа, контрольный срез знаний, итоговое тестирование и др.
Отметка – зачет/незачет. Содержание ОМ по каждому  предмету размещается на сайте школы  не позднее,  чем за месяц до сдачи. Единственное и неукоснительное требование сдачи ОМ — это дословное заучивание всего объема теоретического материала, входящего в ОМ.

Однако сегодня нельзя осуществлять проверку исключительно предметных знаний, умений и навыков. Необходимо учитывать динамику развития метапредметных навыков.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

- решение задач творческого и поискового характера,

- учебное проектирование,

- итоговые проверочные работы,

- комплексные работы на межпредметной основе,

- мониторинг сформированности основных учебных умений.

Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Актуальной стала разработка и внедрение новых форм текущего контроля и оценивания. Мы используем в своей практике:

  1. Портфолио. Это не только система накопления грамот и информации об интересах ребенка. Здесь, прежде всего, дается диагностика личностного роста ученика.

  1. Мониторинг внеурочной деятельности (сводная ведомость учета достижений учащихся), составленная согласно таблице для исчисления итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

  1. Дорожная карта ученика.

                                                   

Универсальным средством контроля сформированности УУД стала диагностическая программа СОНАТА-ДО. Это программный инструмент для организации мониторинговых исследований в образовательных учреждениях: хранения, обработки, сборки, систематизации и анализа данных об уровне развития универсальных учебных действий обучающихся и оценки предметных, метапредметных и личностных результатов программ обучения.

Он состоит из трех взаимосвязанных блоков:

  1. Блок «Профили». В этот раздел вносятся списки учащихся по классам (группам).
  2. Блок «Интегративные качества». Здесь содержится диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития УУД учащихся. Используются только общепринятые в психолого-педагогической практике критерии оценки. Программа позволяет также разрабатывать и использовать собственные методики диагностирования.
  3. Блок «Результаты» автоматически формирует диагностические карты, ведомости и отчеты. С его помощью можно делать количественный и качественный анализ результатов педагогической деятельности, прослеживать индивидуальную и групповую тенденцию развития детей.

При разработке программно-диагностического комплекса СОНАТА-ДО создатели исходили из типичных для педагогов проблем, то есть, создавали универсальное средство, позволяющее сделать образовательный мониторинг быстрым, качественным и эффективным.

Ведь нехватка времени и необходимость тратить его на бесконечные отчеты и описание результатов своей деятельности достижение этих самых результатов делает все более проблематичным. Одна из самых частых фраз, которую можно услышать в последнее время от педагогов: «Это требует много времени, а у меня его нет»…

С этой программой достаточно внести один раз данные каждого ребенка, чтобы потом за считанные минуты формировать любые списки, ведомости и отчеты.

При оценке уровня развития интегративных качеств ребенка нет необходимости вручную проставлять баллы, сверять по таблице, какому уровню этот балл соответствует, подсчитывать средний балл по группе в начале и в конце года и на сколько процентов этот балл изменился – все это сделает за вас программа.

Для наглядности, покажем подробно, как выглядит диагностика с помощью «СОНАТЫ-ДО» на примере оценки способности к кооперации (коммуникативные действия, организация и осуществление сотрудничества) в ходе совместного рисования по методике Г. В. Бурменской, рекомендованной в пособии для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» (под. ред. А.Г. Асмолова).

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и совместными усилиями создать иллюстрацию к изучаемой теме или литературному произведению. Готовые иллюстрации рекомендуется оценить по нескольким критериям.

Внося данные в программу, достаточно только щелкнуть мышкой на соответствующем признаке, а все остальное сделает программа.

Личная диагностическая карта ученика, сформированная автоматически.

Групповая диагностическая карта тоже формируется автоматически, с включением тех параметров, которые вы сами выберете.

Считаем, что данная программа представляет собой простой и удобный в использовании диагностический инструмент, позволяющий организовать экспресс-анализ формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий обучающихся в образовательной организации и получить достоверные сведения об учащихся. Возможности программы позволяют использовать предложенные методики или добавлять собственные методики и методики других авторов. Все личные диагностические карты размещаются в «Портфолио» учащихся, что наглядно демонстрирует личностный рост наших лицеистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...

Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.

Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...

«Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»

Многие учителя начинают осознавать  понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание....

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...