Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования
статья по теме

Белоусова Светлана Вениаминовна

Формирование  УУД. Смысловое  чтение текстов  на ступени начального  общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opyta_rmo_smyslovoe_chtenie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  УУД.

Смысловое  чтение текстов  на ступени начального  общего образования.

                                                                                                             Белоусова С.В.

                                                                                                   Учитель начальных классов

                                                                                                            МБОУ СОШ 1

Осознанное  чтение- это такое качества чтения, при котором достигается понимание  информационной , смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения , т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач.

  Для этого учитель использует разнообразные методы подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию демонстрацию картин. Иллюстрации видио материал. Немаловажное  значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов плана, пересказ, а также обобщающие  беседы.

 Осмысленность чтения предполагают формирование  следующих умений.

 -  выявлять в тексте слова и выражения, значение которых не понятно и осозновать потребность в выявлении их смысла.

- пользоваться сносками и школьным толковым словарем

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста

-определять эмоциональный характер текста

-выделять опорные ( наиболее важные для понимания читаемого) слова

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей

- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных

-уметь прогнозировать содержание читаемого

-осозновать  авторское и собственное  отношение к персонажам

-формулировать тему небольшого произведения

-работать с заголовками ( выбирать наиболее точный из предложенных , озоглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывание по заданному заголовку.)

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст

-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль

-определять характер книги ( тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию,рисункам

3 уровня понимания текса

-  о чем говорится

- не только о чем говорится в тексте , но и что говорится в высказывании

-что написано и как написано

Понимание смысла слова. Сказка « Как аукнется, так и откликнется.»

  1. Какие слова не совсем понятны
  2. Можно ли догадаться об их смысле по содержанию
  3. Попытайся сам объяснить эти слова

Понимание фактического содержания. Ушинский. Наше Отечество.

      Найди и прочитай на вопрос.

- Почему мы зовем родину мать, отечество

Прогнозирование перед чтением. Б.Заходер. Волчья песня.

   - Прочитай заголовок , подумай о ком это произведение.

- Страшное или нет.

- Сказка или рассказ.

Понимать мотивы поведения. Косточка. Л.Н.Толстой.

Выбери правильный ответ

- Ваня испугался.

-Ваня рассердился

- Ване стало стыдно и обидно.

Понимать подтекст.

- Как ты считаешь, персонажи этой сказки встретились впервые или нет.

-Найди слова, которые помогают понять это.

-Объясни, что тебе помогло догадаться об этом.

Осмысленному  пониманию текста помогают и другие предметы.

Великий И.В. Гете сказал « Чего человек не понимает, тем он и не владеет». Эту мысль можно продолжить « Чего человек не понимает, тем он не владеет и то не полюбит.»

2013г. РМО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.

Краткая статья посвящена проблемам преемственности дошкольного и школьного образования. В ней раскрываются различия между личностными, интеллектуальными и психологическими особенностями детей дошкольн...

Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.

С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...