Мастер-класс "Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе".
учебно-методический материал

Салтыкова Людмила Александровна

    Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приёмов ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx14.88 КБ
Файл master-klass.docx18.19 КБ
Файл pasport.docx73.83 КБ
Файл triz.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

                     

                       Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

            Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

        Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ.

        ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом СауловичемАльтшуллером.

          В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

       Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.

3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

– развитие пространственного мышления;

– развитие речи;

– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

– развитие творческого воображения.

      В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.



Предварительный просмотр:

                                                      Мастер- класс.

      Тема:  Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе.

      Цель:   раскрыть   индивидуальность   каждого   ребёнка.

     Задачи:
1. Воспитательные:

  – формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;

  – развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах.

2. Образовательные:

  – повышение уровня общей образованности учащихся;

  – формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

  – умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

--стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;

мотивирует учащихся на учебную деятельность.

3. Развивающие:

  – развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

  – развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

  – развитие пространственного мышления;

  – развитие речи;

  – развитие творческого воображения.

   

     Задания, которые нужно проиграть с участниками мастер-класса.

   

     1. Игра «Как мне повезло…»  Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Дети по цепочке заканчивают фразу.

(можно использовать фразы «Я горжусь, когда…», «Сегодняшний день, это начало…»

   Упражнение способствует снятию напряжения в начале урока.

     2.Обязательно создаем паспорт литературного героя. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Вот несколько примеров паспортов из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:

Паспорт 1.

Имя – Страшила Мудрый

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным.

     Составляется паспорт, опираясь на работу с книгой. Можно добавить другие варианты вопросов или составить их совместно с детьми.

    3.    Письменные пятиминутки

    В начале урока провожу пятиминутки (устно или письменно). Япрошу описать впечатления, составить поздравления, составить вопросы (пр. Вопросы, которых я от вас не жду).
  4. Ассоциации. Сопоставлять, сравнивать предметы. Они должны выходить за рамки общепринятых норм.

   5. Аукцион. Найти нестандартное применение предмету.

   6. Прищепки.

Прищепки по цвету звуков. Проводить различные варианты игр и  упражнений.

    7. Конкурс шпаргалок.

Систематизация, конспект учебного материала.

    8. Театрализация «Сказка».

     Цель: развитие системного мышления, творческого самовыражения. Дети выбирают и перевоплощаются в сказочного героя. Первый ребенок начинает сказку, рассказывая о своем герое: кто он, какой, что умеет делать, где живет и т.д. (описывая признаки и свойства). Ведущий помогает дополнить сюжет спонтанными и неожиданными ситуациями или приключениями. Далее выступает следующий сказочный герой, который встречается при необычных обстоятельствах с предыдущим героем и может стать его другом, если назовет их общие свойства или качества. Сказка продолжается, пока не примут участие все дети. Затем придумывается конец. Что произошло, чем закончилась сказка.

   9. «До этого я…». Восстановить последовательность событий в обратном порядке.

    10. Приём «Шесть шляп».

   Этот приём позволяет ребенку скрыто, незаметно включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения.

    Основными задачами являются:

    Формирование и развитие информационной компетентности;

    Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;

    Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;

    Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.

    Формирование контрольно-оценочной самостоятельности.

    Приём «Шесть шляп» ориентирован на:

    Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности.

    Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.

   Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно,  быть соавтором уроков.

    Любое из упражнений можно интерпретировать. Каждый урок станет интереснее.

    В конце занятия провести рефлексию.



Предварительный просмотр:

                                   Паспорт  

                        литературного героя

   Имя –

   Создатель –

   Прописка –

   Внешний вид –

   Где впервые встречается –

   Личные качества –

   Заветное желание –

C:\Users\ЛюдмилаАлександровна\Desktop\Лягушка-картинки-раскраски-36.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе Салтыкова Л.А.

Слайд 2

Отличительные особенности: нестандартность, оригинальное решение задач; способность выдавать много идей за короткий промежуток времени; гибкость мышления и действий; развитое образное представление; использование метафор и ассоциаций; внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов; придание абстрактным образам реальных форм.

Слайд 3

Цель : позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка; стимулирует взаимообмен оригинальными идеями; помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей ; стимулирует творчески активное самостоятельное мышление; мотивирует учащихся на учебную деятельность.

Слайд 4

1 . Воспитательные: – формирование у детей правильного отношения к окружающему миру; – развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах. 2 . Образовательные: – повышение уровня общей образованности учащихся; – формирование положительного отношения детей к учебному процессу; – умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи ; 3. Развивающие : – развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом ; – развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления ); – развитие пространственного мышления ; – развитие речи ; – развитие творческого воображения. Педагогические задачи

Слайд 5

Внешняя (чувство долга, желание получать хорошие отметки, угодить родителям, утвердиться в классе, страх и тд .) Внутренняя (интерес к процессу, к результату, развитие личностных качеств) Мотивация младших школьников

Слайд 6

Как мне повезло…

Слайд 7

Паспорт Имя – Железный Дровосек Создатель – А. Волков Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города » Внешний вид – человек, целиком сделанный из железа Где впервые встречается – у надрубленного дерева в чаще леса Личные качества – сильный, ловкий Заветное желание – иметь сердце Паспорт литературного героя

Слайд 9

А.Куприн «Скворцы»

Слайд 11

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

Слайд 12

Творческое мышление можно развить, выделяя ежедневно несколько минут для выполнения письменных заданий. Их можно придумывать самостоятельно, а можно взять из предложенного списка: опишите свою любимую игрушку, используя примерно 15 слов ; придумайте рассказ о пустой бутылке; напишите монолог от лица бабочки, которая недавно была гусеницей; составьте список 15 причин для чего нужно утором завтракать; сочините рассказ, используя слова: «ветер», «книга», «небоскреб». назовите 7 обстоятельств, из-за которых будет стыдно фотографу; подготовьте инструкцию, как научить убирать за собой посуду. Письменные пятиминутки

Слайд 13

По цвету- По звуку- По вкусу- По запаху- По движению- По ощущениям- Ассоциации

Слайд 14

Аукцион

Слайд 15

«Прищепки»

Слайд 16

Системный оператор

Слайд 19

Конкурс шпаргалок

Слайд 20

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам....

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способ...

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ на различных уроках в начальной школе...

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

ТРИЗ развивает творческие способности....

«Использование приёмов ТРИЗ в начальных классах».

К нам в классы приходят дети с разным уровнем восприятия, подготовленности, с разными показателями здоровья, да наконец с разным настроением каждый день. Нам- педагогам нужно учитывать эти особенности...