«Использование приёмов ТРИЗ в начальных классах».
методическая разработка (2 класс) на тему

Ханходжаева Гузаля Асгатовна

К нам в классы приходят дети с разным уровнем восприятия, подготовленности, с разными показателями здоровья, да наконец с разным настроением каждый день. Нам- педагогам нужно учитывать эти особенности и так выстраивать свою учебную деятельность, чтобы научить учиться детей, привлекая их изначально рассеянное внимание. Мне в моей деятельности помогают приемы ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.73 МБ
Файл выступление18.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ Кому сейчас легко... пусть первый бросит в себя камень

Слайд 2

Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в начальных классах»

Слайд 3

ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач

Слайд 4

Цель: развитие интереса к предметам; овладение новым способом решения задач.

Слайд 5

«Хорошо – плохо» Предм ет: окружающий мир. Тема : «ПОГОДА» Задание: - Назовите плюсы и минусы природного явления ДОЖДЬ.

Слайд 7

«Я беру тебя с собой» Предмет : окружающий мир. Темы : «Что тебя окружает?», «Предметы сделанные руками человека», «Объекты живой и неживой природы» Учитель: -Я собралась в путешествие. Я беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Когда вам станет понятно, какие объекты я собираю, поднимите руку и назовите признак. -Я беру с собой куклу. А что у вас? Ученик: - А я беру с собой ….

Слайд 8

-Назови слово, интонационно выделяя первый звук, дай характеристику звуку по схеме на доске. «Расскажи о звуке» Предмет : русский язык. Тема : «Учимся давать характеристику звуку» Задание:

Слайд 9

ШКОЛА СОГЛАСНЫЙ ГЛАСНЫЙ

Слайд 10

ТРИЗ У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Слайд 11

«Не мыслям надо учить, а мыслить» И. Кант



Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1

 
Кому сейчас легко... пусть первый бросит в себя камень.

Уважаемы коллеги, добрый день.

Наше общение я предлагаю сразу начать с деятельности (раз уж деятельный подход сейчас-основа преподавания).

Мне нужны помощники- 4 человека.

Коллеги, прошу вас рассчитаться на первый- четвертый..

Номеру «Первый» даю задание – руки положить за голову расставив локти в стороны.

Номеру «Второй» - нужно положить руки на талию расставив локти в стороны.

Номеру «Третий» - нужно скрестить руки на груди расставив в стороны локти.

Номеру «Четыре» - нужно поставить одну руку на талию, другую на бедро, расставив в стороны локти.

А теперь, собственно и задание (мозговой штурм), поприветствуйте друг друга локтями.

Сейчас я использовала один из приемов ТРИЗ – нестандартный вход в урок. (в мастер класс)

На какое умозаключение я хотела таким приветствием вас навести, если размышлять в масштабе класса? Собственно, вы, наверное, догадались?

К нам в классы приходят дети с разным уровнем восприятия, подготовленности, с разными показателями здоровья, да наконец с разным настроением каждый день. Нам- педагогам нужно учитывать эти особенности и так выстраивать свою учебную деятельность, чтобы научить учиться детей, привлекая их изначально рассеянное внимание. Мне в моей деятельности помогают приемы ТРИЗ.

СЛАЙД №2

 Тема моего мастер класса:

«Использование приёмов ТРИЗ в начальных классах».

СЛАЙД №3

Кто из вас знаком с технологией ТРИЗ и применяет ее на практике?

СЛАЙД №4

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределённых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.  


Коллеги, сейчас я попробую вам показать на простом примере, как понимаю это я. Вот, допустим, это проблема, (показываю надутый воздушный шарик). Как решают проблему дети, выполняя Д/з или изучая тему самостоятельно? Они заходят в интернет и решают её вот так (лопаю воздушный шарик иголкой).

ТРИЗ помогает проблему решить так: уменьшая ее от уровня «слона», превращая ее в «муху». (надуваю шарик сама и, выпуская воздух сжимаю шарик).

Сейчас я хочу предложить вашему вниманию приемы с использованием ТРИЗ технологий, где вы, собственно, сами поучаствуете.

СЛАЙД №5

ПРИЕМ «Хорошо-плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формированию представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления.

СЛАЙД №6

Вот такая таблица получилась у нас с ребятами.

СЛАЙД №7

ПРИЕМ «Я беру тебя с собой»

Я сообщаю классу, что собираюсь в путешествие и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Вам требуется угадать, по какому признаку собираются объекты. Для этого вы предлагаете свои объекты, а я говорю, беру ли я их с собой. Задача детей (Ваша задача)  – анализировать по ходу игры, какие объекты попадают во множество разрешений, а какие – нет.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не угадает, по какому признаку собираются объекты в группу. В ходе этой игры дети научатся объединять объекты по общему значению признака; определять имя признака; сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Тема: Окружающий нас мир.

Учитель: Я собралась в путешествие. Я беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой куклу. А что у вас?

…..

СЛАЙД №8

Приемы ТРИЗ можно использовать не только на уроках ОМ.

При выполнении ВПР дети сталкиваются с заданием на фонетику.

Я хочу предложить вам один прием, который я использую на своих уроках русского языка.

Воодушевившись примерами коллег из интернета и своим педагогическим опытом, понимая всю необходимость системного подхода я придумала свой системный подход к этому, т.е. алгоритм – условно обозначая звуки.

Основой-основ начальной школы в обучении грамоте и письму является фонетика. А следствием правильного орфографически грамотного письма – звуко-буквенный анализ слов (фонетический анализ).

СЛАЙД №9

Схема/ слова

В программе школа 21 века изучение фонетики в 1 классе поставлено в основном на интонационном выделении звука. Слово нужно произнести так, интонационно выделяя его в слове. А потом дать характеристику звука. И тут возникла ПРОБЛЕМКА. Решаем так.

Произносим слово, интонационно выделяя 4 (3,2,1) звук в слове. Даем характеристику по схеме.

К сожалению время мастер класса ограничено. Приемов и методов можно придумать множество.

Учителя иностранного языка могут использовать такую схему, придумав систему алгоритма работы с учетом изучения особенностей языка, который преподают.

СЛАЙД 10

ВЫВОД: У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

СЛАЙД №11

 ТРИЗ предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способ...

Использование приёмов ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе

При обучении школьников английскому языку возникает следующая проблема: способности к языкам у всех учащихся разные, и преподаватель сталкивается с такой проблемой, как недостаток обученности некоторы...

Использование элементов ТРИЗ в начальных классах

Пояснительная записка.Принципы построения курса. Целью программы является формирование исследовательских навыков и развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и с...

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

ТРИЗ развивает творческие способности....

"Использование приёмов ТРИЗ при подготовке обучающихся к ВПР"

данные приемы можно использовать на уроках при подготовке  к ВПР...

Мастер-класс "Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе".

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приёмов ТРИЗ....

Доклад на тему: Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».

Доклад на тему:Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».Подготовила : воспитатель Путнова Т.В.Современное общество выдвигает новые требования ко всей системе образования подрастающего п...