"Использование приёмов ТРИЗ при подготовке обучающихся к ВПР"
презентация к уроку (4 класс)

Зубарева Наталья Фёдоровна

данные приемы можно использовать на уроках при подготовке  к ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubareva_vpr.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов технологии ТРИЗ при подготовке обучающихся к ВПР подготовила учитель начальных классов МОБУ Талаканской СОШ № 5 Зубарева Н.Ф. 2020 год

Слайд 2

ТРИЗ т еория р ешения и зобретательских з адач

Слайд 3

Разработка теории ТРИЗ — конец 40-х годов XX века Первая публикация о ТРИЗ - 1956 год Начало применения в педагогике — 60-е годы Автор - Генрих Саулович Альтшуллер 15 октября 1926 г. - 24 сентября 1998 г . Псевдоним - Генрих Альтов Преподаватель, писатель-фантаст ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач Триз –технологии базируются на следующих компонентах: Решение открытых задач. Формирование творческого воображения. Преодоление психической инерции. Развитие ассоциативного и системного мышления.

Слайд 4

ТРИЗ-педагогика: цели и основы Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном развитии творческого системного мышления , направленного на преобразование действительности . В основе ТРИЗ-педагогики лежат: - методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); - методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач ( ОТСМ – общая теория сильного мышления); - воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Слайд 5

Методические приемы ТРИЗ-технологий Приём “Да- нетка ” Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Пример. Русский язык. Тема «Часть речи имя прилагательное» Задание — отгадать часть речи используя только вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». После этого назвать, что их объединяет.

Слайд 6

М етод «Да-нет» в виде игры (обучающиеся играют в парах или в группах). Один игрок загадывает какую-либо часть речи, а другой игрок или другие должны угадать её, используя вопросы: 1 ) Это служебная часть речи? Нет. 2) Это самостоятельная часть речи? Да. 3) Обозначает предмет? Нет. 4) Обозначает действие предмета? Нет 5) Обозначает признак предмета? Да. 6) Отвечает на вопросы: какой? какая? какие? какое? Да. Это прилагательное!

Слайд 8

Методические приемы ТРИЗ-технологий Прием «Хорошо-плохо» Формирует : умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций. Важно! Прием «Хорошо-плохо» не предполагает конкретного ответа. Пример. Окружающий мир. Метод «хорошо-плохо» 1-ый вариант. Зима- хорошо: можно кататься на санках, плохо: очень холодно, хорошо: Новый год, плохо: рано темнеет и т.д 2-ой вариант. Учитель предлагает ситуацию: Весна, идет дождь. Ученики предлагают варианты, почему это хорошо и почему плохо.

Слайд 9

х орошо плохо Много будет урожая Не надо мыть окна Можно в лужу смотреть, как в телевизор Свежий воздух Весело прыгать по лужам Пускать кораблики Мокро Сыро Грязно Нельзя гулять Машины могут забрызгать грязью Нелетная погода Грустно Прохладно

Слайд 10

Методические приемы ТРИЗ-технологий «Я беру тебя с собой» Формирует : умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Пример. Математика. Учитель просит называть учеников числа, при этом каждый раз говорит, «подходит» число или нет .

Слайд 11

«Я беру тебя с собой» Итак, я беру с собой морковку. А что у вас? Я беру с собой капусту. У: Я не беру тебя с собой. - Я беру апельсин. У: Я не беру тебя с собой. - Я беру медузу. У: Я беру тебя с собой. - А я беру с собой мокрицу. У: Я беру тебя с собой.

Слайд 12

Методические приемы ТРИЗ-технологий Прием «Создай паспорт» Формирует : умение систематизировать о обобщать полученные знания; умение выделять признаки какого-либо явления; умение составлять краткой характеристики изучаемого понятия.

Слайд 13

ПАСПОРТ литературного героя Имя ___________________________ Автор(создатель)______________________ Прописка_______________________ Внешний вид (особые приметы)________ Где живет____________________________ Особые приметы ______________________ Личные качества ________________________

Слайд 14

Паспорт Имя – Симба Создатель – африканский народ Внешний вид – дикий кот Прописка – африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы » Личные качества – хитрый, ловкий, находчивый, умный

Слайд 15

Окружающий мир. Паспорт. Имя – Прописка – природная зона тропических лесов Место обитания - реки Амазонка, Конго Внешний вид – рыба, острые зубы Личные качества – хищная, прожорливая

Слайд 16

Имя- пиранья

Слайд 17

Паспорт животного Имя Прописка: природная зона саванны, вечнозелёные леса Место обитания: Австралия Внешний вид: внешне напоминающие маленьких медведей или очень крупных хомяков. Особые приметы : самые экономные потребители воды из всех млекопитающих после верблюда: им достаточно всего 22 мл воды на кг массы тела в сутки Личные качества : имеют довольно добродушный характер, любят ласку и легко приручаются

Слайд 18

Имя -вомбат

Слайд 19

«Системный лифт» класс – второй этаж – школа № 5 улица Береговая 1 пгт . Талакан Бурейский район Амурская область Дальневосточный округ Российская Федерация – материк Евразия- Северное полушарие- планета Земля- Солнечная система- галактика Млечный путь- Вселенная

Слайд 20

Модель лимерика: 1) Жил-был объект. 2) Какой? 3) Что делал? 4) С кем общался? 5) Вывод.

Слайд 21

Про ВПР Жила-была ВПР, Весенняя, федеральная контрольная, Учебные результаты оценивающая, Банк заданий формирующая и проблемы выявляющая. Не экзамен, а исследование!

Слайд 22

В работе с детьми, по данной технологии педагогам необходимо : Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

«Особенности использования приёма кластера на уроках русского языка у обучающихся с умственной отсталостью»

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного п...

Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

  Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".     Одной из задач учителя в современной школе я...

Методическая работа по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

Методическая работа за 2021 - 2022 учебный год по теме: "Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся". Одной из задач учителя в современной школе явл...