«Особенности использования приёма кластера на уроках русского языка у обучающихся с умственной отсталостью»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Цимбалюк Марина Викторовна

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Что может сделать процесс обучения более эффективным? Поможет детям лучше запоминать информацию? Одним из отличных способов добиться этого является использование на уроках приёма «кластер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_ispolzovaniya_klastera.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности использования приёма кластера на уроках русского языка у обучающихся с умственной отсталостью»

Слайд 1

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Что может сделать процесс обучения более эффективным? Поможет детям лучше запоминать информацию? Одним из отличных способов добиться этого является использование на уроках приёма «кластер».

Слайд 2

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Обучение школьников приему составления кластеров

Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) составление кластера в группе;

3) создание кластера в паре;

4) индивидуальная работа обучающегося на уроке.

Слайд 3,4,5

При изучении звука, букву создаём Кластер с использованием отдельных картинок вместо записи слов.

Данный кластер мы наполняем отдельными картинками, которые помогают обучающимся при выделении и характеристике нужного звука.

Слайд 6

Для того, чтобы разнообразить формы работы на уроке, использую картинки, предлагаю обучающимся заселить все квартиры в доме.

Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер был ярким, запоминающимся.

Слайд 7

Блок-схема

Со второго класса использую в работе блок-схемы.

В виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Слайд 8,9

Кластер с нумерацией слов.

  Подобный кластер используем в 3, 4 классе при изучении темы «Предложение». Кластер с нумерацией слов составляется коллективно. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д. Числа можно заменить на цвет.

Слайд 10

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы. Игра «Что было сначала». Составит предложения, рассказ по серии картинок.

Слайд 11

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия.  (Дифференциация слов со смягчающим и разделительным мягким знаком. Твёрдые и мягкие согласные. Правописание гласных после шипящих)

Слайд 12

Достоинства и результаты применения этого метода

Применение приёма «кластер»:

-Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.

-Вовлекает всех обучающихся в обучающий процесс.

-Деятельность интересна обучающимся

-Обучающиеся открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.

Заключение

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и умения работать в коллективе, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования приёмов фантазирования на уроках русского языка при изучении частей речи

Статья содержит разработанную систему творческих заданий с использованием приёмов фантазирования на уроках русского языка....

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

         Рабочая программа по  русскому языку  для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждени...

Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая  программа разработана на основе  примерной программы  по русскому языку (1-4 классы),  включенной в содержательный  раздел примерной  адаптированной  основн...

Доклад на ШМО начального звена.Применение коррекционных приёмов обучения на уроках русского языка с обучающимися ЗПР

Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейш...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»

- «ИНСЕРТ» -  технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов: Федеральный закон от 29.1...