Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая  программа разработана на основе  примерной программы  по русскому языку (1-4 классы),  включенной в содержательный  раздел примерной  адаптированной  основной образовательной  программы образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и  в соответствии с авторской  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида 1- 4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой.- М., Просвещение, 2013.; Комплекта примерных рабочих программ для 1 дополнительного   и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Учебник: В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2016г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  казенное   общеобразовательное   учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9

г. Новороссийск

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  29.08.2017 года протокол № 1

Председатель_________/__________

               подпись руководителя ОУ          ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету:  Русский  язык

Уровень образования (класс): начальное общее  2 класс

Количество часов: 68

Учитель:  Пушкарева Татьяна Васильевна

Рабочая  программа разработана на основе  примерной программы  по русскому языку (1-4 классы),  включенной в содержательный  раздел примерной  адаптированной  основной образовательной  программы образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и  в соответствии с авторской  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида 1- 4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой.- М., Просвещение, 2013.; Комплекта примерных рабочих программ для 1 дополнительного   и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная записка

        Индивидуальная программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Так же использованы:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой.-М., Просвещение, 2013.
  • Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель:  совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в   процессе взаимодействия  с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Задачи:

  • Формирование и развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза, диалогической речи, графические умения.
  • Формирование  первоначальных каллиграфических,  графических и некоторых орфографических умений.
  • формирование речевого слуха.
  • коррекция  нарушений звуковой стороны речи.
  • коррекция  недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной  и экспрессивной   речи и  альтернативной коммуникации,  является содержа- тельной  частью системных знаний о процессе общения и взаимодействия  в социуме.

Содержание  учебного  предмета  для  обучающегося  2 класса дифференцированно,  с  учетом  индивидуальных  возможностей  ученика                  в практике общения  с  взрослым (учителем)  и родственниками.

Реализация  содержания   учебного  предмета в 2 классе позволит закрепить у обучающегося умения выражать свои желания и потребности                   в процессе   продуктивного   взаимодействия с  учителем,  родственниками, обогатить опыт разрешения значимых для него жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических  изображений,  пиктограмм,  напечатанных  слов,  электронных  устройств).

Показателем усвоения обучающимся программы учебного материала            2 класса является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности  в разнообразных ситуациях взаимодействия с учителем, родственниками.

Учебный предмет включает 3 раздела:

 - коммуникация,

 - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

 - чтение и письмо.

При этом их последовательность на каждом уроке  может варьироваться.

Реализация программы осуществляется путем сочетания практических,  наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающегося к коммуникативным проявлениям.

Место курса в учебном плане

Учебный план обучения на дому предусматривает 2 часа в неделю, всего 68 часов. Программа составлена для индивидуального обучения на дому ученика 2 «А» класса Буланова Руслана, с учетом индивидуальных, психофизических особенностей обучающегося и по медицинским показаниям.  Содержание программы обсуждено на МО начальных классов протокол № 1          от 28.08.2017г  и утверждено  педсоветом ГКОУ школы № 9 протокол  №1            от  29. 08.17г.  

Личностные и предметные результаты освоения                                                        учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные        (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентации обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные:  

  • голосовой отклик на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
  • двигательный (изменение положения головы, тела или рук, или ног)                 и мимический отклик (улыбка);
  • поворот головы в сторону знакомого голоса взрослого;
  • реакция ожидания в ответ на ситуацию  взаимодействия со знакомым взрослым.

Предметные:

  • сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на  ситуацию с пальчиковыми играми.
  • ученик знает свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой),
  • выполняет инструкцию взрослого в разных ситуациях, использует доступные средства общения во взаимодействии со сверстником;
  • правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит гласные звуки и буквы.

Содержание учебного предмета.

Основное содержание учебного предмета «Русский язык»  включает четыре направления,  в каждом из которых представлены тематические блоки. Каждый блок содержит определенные задачи по формированию у обучающегося  личностно-предметные и базовые умения в коммуникации.

Структурный компонент блоков направлен на развитие у обучающегося  понимания и речевой активности, интереса к чтению учителя коротких произведений  и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов  в соответствии с функциональным назначением.

Программный материал распределен поэтапно:

  1. Этап:  налаживание эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимся, формирование ситуативно - делового общения учителя с обучающимся и ситуативно-делового интереса к взаимодействию (32 часа).
  2. Этап:  формирование готовности использовать доступные средства коммуникации (в том числе и альтернативные) для налаживания процесса общения  с обучающимся (36).

Наш класс. Знакомство. Воспоминания о лете. Мои родные. Сказочная страна.

Совместные дела. Интересные истории. Красивые узоры.  Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка. Любимые мультфильмы. Подарок для друга. Любимые считалочки.  День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня.

Диалоги. Любимые сказки. Любимые сказки. Дидактическая игра «Найди клад на острове». Загадки: отгадай и нарисуй.  Ярмарка игрушек.  Магазин игрушек.

Веселые рисунки: книжка.

Школьные друзья. Путешествие. Звук А. Путешествие в зоопарк. Звук У. Поездка на дачу. Звук М.  Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.  Мой город (мой край). Звуки А, У, М, О.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • игрушки дидактические и сюжетные:
  • магнитная доска;
  • куклы бибабо, штоковые игрушки, наборы сказочных персонажей;
  • набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
  • трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв;
  • графические средства для альтернативной коммуникации:
  • таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
  • наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
  • сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
  • презентации;
  • книги с иллюстрациями  сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка),  «Теремок» (русская народная сказка),  «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;
  • настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино», «Путешествие по Москве», «Путешествие по России», «Путешествие по зоопарку»);
  • технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
  • компьютерные устройства, синтезирующие речь:
  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, презентации;
  • компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
  • электронные  устройства для  альтернативной  коммуникации:   записывающие   и  воспроизводящие   устройства,  коммуникаторы (например,  Language  Master   “Big  Mac”, “Step  by  step”,  “GoTalk”,   “MinTalker”  и  др.),  
  • компьютерные  устройства,  синтезирующие  речь   (например, планшетный  компьютер и  др.);
  • компьютерные  программы   для  создания пиктограмм  (например,  “Boardmaker”,  “Alladin”  и  др.)
  • обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
  • аудио и видеоматериалы.

СОГЛАСОВАНО                           Заместитель директора по УКР

______________ /_____________ подпись      расшифровка подписи        

____________

     дата                               

СОГЛАСОВАНО                        

Протокол заседания МО                    

от  28.08. 2017г      

_____________/ ______________

   подпись             расшифровка  подписи  

                              руководителя МО ОУ

     

Таблица тематического распределения количества часов

 «Русский язык».  2 класс.

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

        I

Наш класс

19ч

1.1

Знакомство.

4

1.2

Воспоминания о лете.

4

1.3

Мои родные

4

1.4

Сказочная страна.

7

II

Совместные дела

26ч

2.1

Интересные истории

3

2.2

Красивые узоры

4

2.3

Играем вместе.  Что? Где? Когда?  Любимая игрушка.

4

2.4

Любимые мультфильмы.

3

2.5

Подарок для друга.

5

2.6

Любимые считалочки.

2

2.7

День рождения  (угощение, хоровод, каравай).  Любимая песня.

4

III

Диалоги.

14

3.1

Любимые сказки

1

3.2

Дидактическая игра «Найди клад на острове».

4

3.3

Загадки - отгадай и нарисуй.

3

3.4

Ярмарка игрушек. Магазин игрушек.

2

3.5

Веселые рисунки: книжка

4

IV

Школьные друзья

4.1

Путешествие. Звук  А.

2

4.2

Путешествие в зоопарк. Звук У.

2

4.3

Путешествие на дачу. Звук М.

2

4.4

Мечтаем вместе  (о летних каникулах).  Звук  О.

2

4.5

Мой  город  (Мой  край). Звуки  А, У,  М,  О.

1

Итого

68ч

  №

  п/п

Тема раздела, урока.

Кол-во

часов

I

Наш класс

19ч

1.1

Знакомство

1

Знакомство детей  с учителем, с членами семьи.

1

2

Запоминание имени отчества учителя.

1

3

Просмотр и обсуждение презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».

1

4

Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.

Называние школьных принадлежностей.

1

1.2

Воспоминания о лете.

5

Уточнение и расширение словаря на тему «Лето» при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций.

1

6

Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью.  

1

7

Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца).

1

8

Обведение цветными карандашами по штрих-пунктиру изображений цветов радуги, их называние.

1

1.3

Мои родные

9

Узнавание членов семьи по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем.  

1

10

Формирование партнерских отношений: выбор члена семьи по голосу, по тактильному восприятию.  

1

11

Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания.  

1

12

Прослушивание текста с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»).

1

1.4

Сказочная страна.

13

Узнавание сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий.

1

14

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения своих желаний, обращения за помощью.

1

15

Обыгрывание сказки  «Теремок» умение играть роль в соответствии с  ее содержанием.

1

16

Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки «Колобок»  с использованием пальчикового театра.

1

17

Совершенствование  ручной моторики  при обыгрывании сказки «Лиса и волк» с использованием пальчикового театра.

1

18

Совершенствование  ручной моторики  при обыгрывании сказки «Лунтик»  с использованием пальчикового театра.

1

19

Совершенствование  ручной моторики  при  обыгрывании сказки  «Теремок»  с  использованием  пальчикового  театра.

1

II

Совместные дела

26ч

2.1

Интересные истории

20

Ознакомление с серией сюжетных иллюстраций. Выбор иллюстраций для составления интересной истории.

1

21

Формулирование ответов на вопросы  при использовании карточек с напечатанными словами.

1

22

Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно- белым графическим изображением сюжета сказки.

1

2.2

Красивые узоры

23

Составление орнамента из природного материала для формирования планирующей функции речи и обогащение словарного запаса.

1

24

Выражение желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами

1

25

Активизация  коммуникативных умений в ходе  настольно-печатных  игр. Детское лото: «Что растет в лесу, что в саду?

1

26

Формирование  умений  пользоваться  правильно пишущим предметом: узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура, штрихование.

1

2.3

Играем  вместе. Что? Где? Когда?  Любимая игрушка.

27

Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы с использованием карточек с напечатанными словами.

1

28

Представление - презентация любимой игрушки: показ и называние, выполнение действий с игрушкой.

1

29

Прослушивание  текста  с подбором  иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»).

1

30

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (телефон, дверной звонок, пылесос, стиральная машина, звук льющейся воды).

1

2.4

Любимые мультфильмы.

31

Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя с использованием карточек                 с напечатанными  словами.

1

32

Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом.

1

33

Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета.

1

2.5

Подарок для друга.

34

Обогащение словарного запаса, побуждение к связному высказыванию в процессе обмена «подарками».  

1

35

Использование  доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью.

1

36

Активизация коммуникативных средств  общения  в  процессе обыгрывания  сказки  «Репка».

1

37

Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.

1

38

Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.

1

2.6

Любимые считалочки.

39

Совершенствование артикуляционных и речевых возможностей в процессе повторения и заучивания считалок.

1

40

Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.

1

41

Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.

1

2.7

День рождения  (угощение, хоровод, каравай).  Любимая песня.

42

Обыгрывание  праздничных ситуаций,  близких к жизненному опыту ребенка.

1

43

Активизация коммуникативных средств  в  процессе совместных игровых действий. Побуждение к исполнению любимой песни под аудиозапись.

1

44

Прослушивание аудиозаписей  шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.

1

45

Прослушивание аудиозаписей  шумов  и звуков явлений  природы (шум ветра, шторм).

1

III

Диалоги.

14

3.1

Любимые сказки

46

Прослушивание сказок  в устном изложении. Совместное  обыгрывание сюжета.

1

3.2

Дидактическая  игра  «Найди клад на острове».

47

Соотнесение символа  с действием  или  предметом.

1

48

Дидактические  игры:  Куда пойдешь? Что найдешь? Что нашел?  Что встретил на пути? И т.д.

1

49

Прослушивание  аудиозаписей голосов  животных  (корова, лошадь, коза, свинья).  

1

50

Прослушивание  аудиозаписей голосов  животных  (собака, кошка).

1

3.3

Загадки - отгадай и нарисуй.

51

Прослушивание  описания (загадок) знакомых предметов, выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, соотнесение с напечатанным словом

1

52

Дидактическая  игра «Волшебный мешочек». «Нарисуй, что в мешочке?»

1

53

Дидактическая  игра «Волшебный мешочек». «Нарисуй, что в мешочке?»

1

3.4

Ярмарка игрушек. Магазин игрушек.

54

Совершенствование планирующей функции речи в процессе выбора поделки, ее изготовления и презентации.  

1

55

Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона),  их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.

1

3.5

Веселые рисунки: книжка

56

Прослушивание сказки «Колобок» в устном изложении. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя.  

1

57

Прослушивание сказки «Кто сказал «мяу»» в устном изложении.  Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя.  

1

58

Прослушивание сказки «Под грибом» в устном изложении. Формирование связной речи.

1

59

Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения.

1

IV

Школьные друзья

4.1

Путешествие. Звук  А.

60

Презентация о  достопримечательностях  Москвы, знакомство с символами столицы РФ (Кремль, Красная площадь и т.д.).

1

61

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.).  

1

4.2

Путешествие в зоопарк. Звук У.

62

Презентация о животных в зоопарке, обогащение словарного запаса в процессе уточнения представлений о животных и их детенышей.

1

63

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук  У (утка, ухо, Ульяна и т.д.).

1

4.3

Путешествие на дачу. Звук М.

64

Презентация о даче, обогащение и расширение словарного запаса в процессе уточнения представлений о природе.

1

65

Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама, машина, магазин, мышка и т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением.

1

4.4

Мечтаем вместе  (о летних каникулах).  Звук  О.

66

Мечтаем вместе (о летних каникулах).  Прослушивание истории учителя  в устном изложении.

1

67

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.), выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением.

1

4.5

Мой  город  (Мой  край). Звуки  А, У,  М,  О.

68

Презентация о городе. Ознакомление  с символами и достопримечательностями, словами-выражениями гордости и патриотизма.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

         Рабочая программа по  русскому языку  для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждени...

Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

«Особенности использования приёма кластера на уроках русского языка у обучающихся с умственной отсталостью»

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного п...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов: Федеральный закон от 29.1...