Доклад на тему: Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».
консультация

Путнова Татьяна Владимировна

Доклад на тему:

Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».

Подготовила : воспитатель Путнова Т.В.

Современное общество выдвигает новые требования ко всей системе образования подрастающего поколения. И в связи с этим, задача педагогов дошкольных учреждений - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом, как требует ФГОС дошкольного образования. И, естественно, необходимы изменения способов, средств взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которые будут способствовать развитию нестандартного мышления ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Использование приёмов ТРИЗ при работе со сказкой».

Подготовила : воспитатель Путнова Т.В.

Современное общество выдвигает новые требования ко всей системе образования подрастающего поколения. И в связи с этим, задача педагогов дошкольных учреждений - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом, как требует ФГОС дошкольного образования. И, естественно, необходимы изменения способов, средств взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которые будут способствовать развитию нестандартного мышления ребёнка.

К таким средствам можно смело отнести инновационные технологии, которые педагоги используют в своей работе. Одной из таких инновационных технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Система ТРИЗ может использоваться в различных направлениях, но сегодня мне хочется рассказать вам о применении данной системы при работе со сказкой. Ведь сказки – это богатейший материал, с помощью которого можно решать различные поставленный задачи. Это развитие речи, нравственных качеств, творческого воображения, мышления и прочее.

Применение методов ТРИЗ способно обычное чтение сказки превратить в увлекательное, познавательное, развивающее, игровое путешествие, где властвуют логика, творчество и мышление. Такое путешествие способно увеличить эффективность основной программы, т.к. дети учатся мыслить нестандартно и в будущем применять полученный навык в различных учебных дисциплинах, а так же в общении и жизни.

Я сегодня хочу рассказать о пяти основных методах ТРИЗ:

 ТРИЗ Метод

Мозгового  штурма

Метод факальных объектов

Метод системного оператора

Морфологический анализ

Синектика

 

 1.Метод мозгового штурма.

Данный метод предполагает постановку изобретательной задачи и поиска способов её решения. Одним из направлений в данном методе является поиск противоречий между персонажами и составление изобретательной задачи.

Разберём суть данного метода на конкретных примерах.

Например: читаете вы с детьми сказку про Алёнушку и братца Иванушку остановитесь на том месте, где просила Аленушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка.

Предложите детям поразмышлять над такой задачей:«Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал»? Ответы детей могут быть совершенно разными: у малышей решение задачи как правило предполагает изменяет сюжет сказки, например: - «Можно с собой взять водички», «В лесу поесть сочных ягод», или даже «Поискать ручеек». Безусловно, эти ответы подходят, но, для детей более старшего возраста, задача усложняется, ведь по сюжету сказки - леса нет, «солнце высоко, поле широко, а колодец далеко». Ответ же детей старшего возраста может быть уже совершенно иным, к примеру: «Сделать своей ногой след и из него напиться». Здесь уже ярче видна изобретательность – предлагается трансформировать «чужой след» в свой.Или пример по сказке: ряба». Изобретательная задача может быть сформулирована следующим образом: «Как сделать так, чтобы золотое яичко не разбилось, хотя мышка все равно пробежит и махнет хвостиком?» Ответы детей также могут быть различными. Но, прежде чем предлагать такую изобретательную задачку детям, продумайте заранее, какие бы могли вы предложить варианты ответов.

Дети чаще предлагают следующие варианты: «Яичко накрыть чашкой», «Положить его в чашку или тарелку», предлагают и варианты преобразовать сам стол, на котором находится золотое яичко: «Сделать в столе ямку и туда положить яичко», «Сделать стол вогнутым».

Преимущество сказочных задач состоит в том, что необязательно нацеливать детей на то, как развернется сюжет сказки с учётом решением данной задачи. Речь идет лишь о задаче, которую нужно решать.

К любой сказке можно подобрать ряд таких изобретательных вопросов, задач способных побудить ребёнка к размышлениям, поисковой активности, поискам нестандартных решений.

Так же метод мозгового штурма предполагает не только постановку изобретательной задачи. Это могут быть и игры после прочтения. К примеру игра «Хорошо - плохо», где предлагается выделить в героях сказки положительные и отрицательные стороны. (Выделить отрицательные стороны волка из Красной шапочки легко, а вот увидеть положительные – требует мысленных рассуждений и логических умозаключений);или Игра «Что умеет делать?» по подбору тех или иных действий сказочных героев.

2. Метод фокальных объектов (МФО).

Суть данного метода заключается в переносе на фокальный объект свойств других случайно выбранных объектов или явлений или придумывание что-либо нового, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта.

К примеру: волшебный клубок в сказке укатился и чтобы помочь герою можно ему подарить необычное яблоко, которое обретает качества расставленных различных предметов (у зайца способность прыгать, у мячика держаться на воде, и т.д.)

Или например: мячик вдруг становится говорящим, он прыгает и поет песенки и случайно попадает в сказку Колобок. Можно предложить ряд объектов, характерными способностями которых, можно также дополнительно наделить этот мячик. Это может быть та же лиса – хитростью которой может быть наделён наш факальный объект – мячик, или качество совы - мудрость, которой поможет колобку избежать беды.

Этот метод помогает развитию сюжета любой сказки в новом направлении, и решению тех педагогических задач, которые были вами поставлены. (напр., поставили вы перед детьми задачу придумать такой факальный объект, который поможет изменить сюжет в полож. сторону)

3. Метод системного оператора,

или его ещё называют методом системного анализа.

Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов - позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы, а так же позволяет провести анализ интересующего нас объекта во времени системы, надсистемы и подсистемы.

Данную схему (машину) можно использовать как базовую.

Разберём данный метод на конкретном примере. Прочитав детям сказку Чуковского «Цыплёнок», предложить рассмотреть этого цыплёнка в системе, выкладывая соответствующие картинки по предложенной схеме. В настоящем – цыплёнок, в прошлом – яйцо, в будущем курица, увидеть подсистему – т.е. из каких частей состоит и частью чего является (надсистему). Видя перед глазами полученную схему у детей, так же формируется представление об изменениях объекта во времени.

Прочитав детям сказку Чуковского «Цыплёнок», предложить рассмотреть этого цыплёнка в системе, выкладывая соответствующие картинки по предложенной схеме. В настоящем – цыплёнок, в прошлом – яйцо, в будущем курица, увидеть подсистему – т.е. из каких частей состоит и частью чего является (надсистему). Видя перед глазами полученную схему у детей так же формируется представление об изменениях объекта во времени.

Таким образом, используя метод системного оператора, обычное чтение переходит в увлекательную игру, исследовательскую деятельность, мозговую активность.

Или например, используя метод системного оператора предложить детям игру по прочтению сказки «Теремок»:

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы (объекты), связанные между собой какой-либо системой. Например, по условию игры в «Теремок» могут попасть только те «объекты», которые по каким-либо признакам похожи на одного из обитателей Теремка. /напр. если это был выбран медведь, значит гостями могут быть рысь, белка– они все дикие звери и имеют шерсть, и т.д. Если же приглашает лягушка – то перечисленные выше гости уже не подходят, т.к. не связанны между собой никакой системой. А здесь скорее подойдёт ящерица.

Усложнение игры может быть следующим: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего и от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

Усложнение игры: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего и от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

4. Метод морфологического анализа.

С помощью данного метода можно создавать новые объекты объединяя или комбинируя их отдельные признаки, получая совершенно новый объект, с изменённым строением, функциями и средой обитания. Таким образом можно создать несуществующее или фантастическое животное (если, к примеру, по вертикали заложить животных средней полосы, а по горизонтали – животных жарких стран). При этом необходимо обсудить с ребёнком внешний вид нового (сказочного) животного, где он будет жить (его новая среда обитания), чем он теперь будет питаться, как измениться его жизнь, какие новые друзья или враги у него появятся.

Так же можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали и горизонтали каких-либо сказочных персонажей. Этот метод поможет сочинить новые сказки, объеденяя и придумывая взаимодействия между разными персонажами из разных сказок. Здесь конечно необходимо помогать ребёнку наводящими вопросами, уточнением – где происходит действие, какие элементы сказки он перенесёт в свою историю, какие превращения будут сопровождать историю и т.п

Вместо таблиц можно использовать круги Луллия. Все круги нанизываются на единый стержень и, перемещая их относительно друг друга, составляют нового героя или новое направление в сказочной истории. Картинки на кругах делаются сменными в зависимости от поставленных задач.

5. И последний метод – это Синектика .

, этот метод творческих задач путём поиска аналогий.

Личная аналогия - «Представь себя на месте колобка. Для чего ты убежал в лес? Кто твои друзья? Куда ты торопишься?».

Прямая аналогия - К примеру, после чтения сказки «Золушка» предложить детям назвать таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д. То есть прямая аналогия – это сопоставление персонажей, сюжетов разных произведений. С помощью аналогии определяется связь, родство героев. Данный метод основывается на свойствах мозга устанавливать ассоциативные связи между предметами, героями, словами, чувствами, эмоциями, понятиями, впечатлениями, фразами. Данный метод способствует развитию абстрактного мышления ребёнка. Один из вариантов задачи может звучать так: В сказке «Каша из топора» какой предмет, схожий по аналогии мог бы сварить солдат, если бы в доме не нашёлся топор?

Надеюсь, что приёмы, о которых я сегодня рассказывала, будут вам полезны в образовательном процессе и в свободной деятельности с детьми и в первую очередь при разборе прочитанных сказок с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способ...

Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...

Использование приёмов ТРИЗ на уроках английского языка в начальной школе

При обучении школьников английскому языку возникает следующая проблема: способности к языкам у всех учащихся разные, и преподаватель сталкивается с такой проблемой, как недостаток обученности некоторы...

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

ТРИЗ развивает творческие способности....

«Использование приёмов ТРИЗ в начальных классах».

К нам в классы приходят дети с разным уровнем восприятия, подготовленности, с разными показателями здоровья, да наконец с разным настроением каждый день. Нам- педагогам нужно учитывать эти особенности...

Доклад по теме: "Использование ИКТ в воспитательной работе"

В данном докладе рассказывается о необходимости использования ИКТ в воспитательной работе....