Наставничество: эстафета знаний и опыта
методическая разработка

Белякова Оксана Васильевна

Профессионализм педагога становится в настоящее время решающим фактором обеспечения качества образования. Именно поэтому возрастает роль наставничества. Приоритетным направлением деятельности наставника является создание условий для развития личности молодого педагога, самореализации его возможностей, повышение квалификации и профессионального мастерства. Целью наставничества в образовательной организации является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наставничество:

эстафета знаний и опыта

Профессионализм педагога становится в настоящее время решающим фактором обеспечения качества образования. Именно поэтому возрастает роль наставничества. Приоритетным направлением деятельности наставника является создание условий для развития личности молодого педагога, самореализации его возможностей, повышение квалификации и профессионального мастерства. Целью наставничества в образовательной организации является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию.

Для успешной адаптации молодых специалистов в школе разработан план работы «Школы молодого учителя».

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Основные идеи:

используя возможности организации методической работы в школе создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов

используя возможности методического совета создать условия для формирования у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.

Задачи:

  • помочь адаптироваться учителю в коллективе
  • определить уровень профессиональной подготовки
  • выявить затруднения в педагогической практике и принять меры
  • формировать творческую индивидуальность молодого учителя
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями
  • развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

Наставничество организуется на основании приказа директора школы.

Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений.

Заместитель директора по учебной работе:

  • представляет назначенного молодого специалиста учителям школы, знакомит с приказом о закреплении за ним наставника;
  • создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
  • посещает отдельные учебные занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • консультирует наставников по вопросам форм и методов работы, основам педагогики и психологии, оказывает им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами и др.

Все стороны наставнической деятельности в образовательном учреждении определяются Положением о наставничестве, регламентирующим эту процедуру, критерии отбора наставника, его обязанности и мотивацию.

Наставничества рассматривается как комплекс психологической и методологической помощи и поддержки педагогам

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

  • на требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку молодого педагога в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • подготовки к первичному повышению квалификации;
  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. При выявлении симптомов неблагополучной педагогической деятельности или выяснении возможностей для их возникновения наставник осуществляет профилактическую работу, которая планируется в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре.

Общение-коррекция требует от учителя-наставника знания психолого-педагогической теории, владения приемами диагностического исследования, знаний специального характера в области технологии общения.

Общение-поддержка. Этот тип общения имеет место в ситуациях, когда необходимо помочь молодому учителю в разрешении сложных ситуаций, с которыми он не силах справиться самостоятельно. От наставника требуется не только сумма знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как эмпатия, такт, чуткость и др.

Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение педагогом-наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в установлении доверительных отношений.

Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В её основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.

Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В её основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.

Пожелание начинающим педагогам

  • Идите на работу с радостью, выходите с приятной усталостью. Не стесняйтесь, обращайтесь за помощью к своим наставникам, методисту, заместителям директора и опытным коллегам, посещайте все формы коллективной учебы, в том числе открытые уроки и внеклассные мероприятия, читайте материал для Вашего самообразования, и у Вас все получится! Для того , чтобы стать успешным преподавателем , нужно: хотеть быть успешным, знать то, что нужно знать, уметь делать то, что нужно делать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заместитель директора по УМР МБОУ СОШ №2 им.П.И.Арчакова ст.Старощербиновская Белякова О.В.

Слайд 2

1 этап С момента поступления молодого специалиста на работу Приказ директора о назначении наставника С овместное планирование педагогической деятельности накануне начала учебного года: составление рабочей программы по предметам и календарно-тематических планов на год, обсуждение организационных моментов к началу учебного года (как классного руководителя) и т.д.

Слайд 3

2 этап Начало профессиональной деятельности – 1й год работы Организация процесса наставничества на основании Положения о наставничестве Взаимодействие субъектов наставничества

Слайд 4

Наставник не должен гордиться своим опытом работы, нужно уметь опытному педагогу передавать опыт молодому поколению. К. Д. Ушинский

Слайд 5

Наставник в своей работе выполняет несколько ролей : проводник, защитник интересов, кумир, консультант, контролёр.

Слайд 6

Задачи наставника : помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения; удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказании им помощи в преодолении различных затруднений; помочь молодым специалистам внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.

Слайд 7

Формы работы Консультации Анкетирование Беседы Разработка памяток и инструкций Самообразование Взаимопосещение уроков и взаимопроверка тетрадей Проведение мастер-классов Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока Создание методической копилки Предметные олимпиады и недели Творческие отчеты Создание портфолио Презентации Мониторинг

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами

Комментарии  к  разработке и  использованию тестового материала  для проверки  уровня  усвоения  темы ...

Из опыта работы по учебному комплекту "Планета Знаний"

Обучение не стоит на месте. Сейчас много внимания уделяют развитию всесторонней личности. В комплекте "Планета Знаний" предоставляются разнообразные формы обучения, творческая самостоятельность....

УМК "Планета знаний". Делюсь опытом

Ресурс представляет собой субъективную оценку УМК "Планета знаний"...

Из опыта работы учителей начальной школы по применению тестового контроля знаний учащихся.

Презентация к докладу на семинаре по теме "Применение тестового контроля на различных этапах обучения как средство подготовки к государственной итоговой аттестации"....

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...