Совместная работа учителя начальных классов и тьютора в кррекционной школе
статья (1 класс)

В статье представлен опыт работы учителя и тьютора в 1 классе коррекционной школы, с чего начиналась работа, основные этапы взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя начальных классов

и тьютора в условиях коррекционной школы

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун) – новая специальность в российском образовании.

Цель деятельности тьютора заключается в создании комфортных условий и успешном включении ребенка в образовательную среду в соответствии с реальными его возможностями. Тьютор осуществляет сопровождение обучающихся в процессе овладении им индивидуальной образовательной программы. Он работает над созданием условий для формирования самостоятельности. Тьютор помогает учителю отслеживать, как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности. Совестными усилиями проще формировать стереотип учебного поведения.

Если педагог, в основном, вербально взаимодействует с ребенком, то тьютор с помощью физической подсказки помогает ребенку поддерживать осанку, правильно держать ручку, смотреть на доску и т.п. Участие тьютора в сопровождении ребенка с РАС является крайне актуальным и при комплексном взаимодействии учителя и тьютора обеспечивает успешное решение задач прогрессивного личностного развития ребенка.

Основная задача тьютора – сопровождение ребенка в учебной и коммуникативной деятельности, помощь ребенку в адаптации учебной программы, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения, а также выявление и продвижение интересов обучающегося,  создание  среды, где появились  бы дополнительные ресурсы для создания и реализации  АООП. 

Это достигается следующими средствами:

1. Организация и адаптация жизненного пространства (рабочего места, других мест, где бывает ребенок в школе).

2. Понимание зон ближайшего развития обучающегося, опора на его сильные стороны, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Тьютор тесно взаимодействует с педагогом, обсуждает с учителем цели и задачи своей работы, возможные трудности, особенности характера и специфику  поведенческих проявлений ребенка, каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Совместно с учителем тьютор разрабатывает индивидуальные и дифференцированные задания, включает ребенка в различные формы взаимодействия (индивидуальная, фронтальная, работа в парах), осуществляет работу по адаптации учебного материала для обучающихся, помогает учителю в изготовлении дидактических материалов.

Таким образом, тьютор и учитель становятся одной командой, цель которой вовлечение обучающихся в образовательный процесс в соответствии с учебным планом и с учетом их психо-физических особенностей. Учитель и тьютор – это одна команда, которая должна действовать сообща в режиме полного взаимопонимания.

Взаимодействие тьютора и ребёнка – это поступательное движение от «симбиоза» ребенка с тьютором к максимальной самостоятельности.

Достигнуть успеха в работе с ребёнком можно только при условии, если тьютор будет четко знать свои основные направления деятельности и принципы, организующие эту деятельность.

Тьютор следит во время урока не только за обучающимися, но и внимательно наблюдает за деятельностью учителя. После озвучивания инструкции учителем классу, тьютору нужно, учитывая особенности  каждого ребенка, дать «подопечным» время на обработку полученной информации,  и, после этого, помочь обучающимся, если в этом есть необходимость, используя при этом нужные подсказки.

Но, используя подсказки, тьютор не должен, при этом, оказывать чрезмерную поддержку, необходимо постепенно снижать интенсивность и объем подсказок, предоставляя ученикам все большую самостоятельность.

Еще один важный момент, требующий взаимодействия учителя и тьютора, – формирование у детей умения контролировать свою деятельность и оценивать ее. Создание ситуации успеха для детей с интеллектуальными нарушениями – результат взаимодействия двух педагогов на уроке. Следует сказать и о стратегии помощи «особому ребенку» со стороны тьютора – от «большой» помощи к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужна помощь и поддержка» до полной самостоятельности. Ребенок получает помощь, но при этом он должен очень многое делать самостоятельно, совершать ошибки и по возможности самостоятельно их исправлять.

Для нормальной полноценной жизни ребенка в школе важны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодействовать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества личности, как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоциональному состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование работы учителя и тьютора основываются на данных о состоянии коммуникативных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также на данных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе.

Основными задачами тьютора в этом  направлении при сопровождении ребенка с АООП будут:

  • помощь в инициации и построении контактов с другими детьми, с учителями и другими специалистами; развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленности на других детей;
  • помощь в формировании психологического климата класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и адекватных форм коммуникации.

Наша совместная работа начиналась со знакомства с классом, его краткой характеристики, индивидуальных особенностях каждого ребенка, с которым предстоит работать.

Совместно с тьютором изучили рабочую программу по всем предметам для класса, далее ознакомилась с календарно-тематическим планированием.

Каждый день осуществляли подготовку к уроку, подбирали дидактический материал по теме урока, по ходу подготовки давались разъяснения, как подавать тот или иной материал (как работать по методу глобального чтения, как объяснить неговорящему ребенку про соотнесение количества и числа). Что делать, если случиться аффективная вспышка (переключить ребенка на любимое занятие).

Было рассказано, какие подсказки бывают, как и в каких ситуациях их подавать. Для девочки это были на уроках письма – полная физическая подсказка, на уроках чтения и математики – указательный жест (указывание, прикосновение, направленный взгляд, подвинуть «нужное» ближе к обучающемуся, облегчая ему выбор).

Очень важный этап взаимодействия – организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, поиск страницы в учебнике, тетради и т.д. На этом этапе важно, что тьютор не выполняет за ребенка необходимые действия, а помогает только тогда, когда это необходимо для организации работы ребенка на уроке или когда он сам просит о помощи.

Далее следовала работа на уроке. Перед началом урока тьютору выдается чек-лист с заданиями, где отмечается, что должен сделать ребенок, как он будет работать (индивидуально, фронтально). На уроке тьютор следит, чтобы ребенок все время был включен в работу, а если необходимо, делать перерывы так, чтобы остальные не отвлекались. Тьютор следит за ходом урока, вовремя подает короткие четкие однокомпонентные инструкции для выполнения работы, ребенок включен в совместную работу, при этом делает свои задания.

Включение в динамическую паузу всех детей, если ребенок не выполняет, то тьютор помогает выполнить. Используется при этом полная, частичная или моделирующая подсказки, постепенно уровень подсказки снижался.

Во время перемен необходимо организовывать деятельность детей, поскольку для таких детей  перемена должна быть достаточно четко построена и структурирована. На переменах тьютор играет с обучающимися не только в любимые игры, но и продолжает работу по обучению в сюжетные игры, т.к. у большинства совсем не было игровой деятельности.

После уроков обсуждение, что получилось / что не получилось, какие задания вызвали затруднения, а какие оказались слишком легкие, какую подсказку использовать на том или ином этапе урока, как предъявлялись задания, какие ошибки надо исправить.

Т.к. обучающимся требуется особый подход, то возникла необходимость в создании и изготовлении новых пособий по чтению, математике и др. Обсуждали, какие пособия требуются и совместно их изготавливали.

Помощь тьютора на каждом этапе урока, на перемене, в столовой, на физминутках, помощь в переодевании.

Особенно требовалась помощь на уроках труда и рисования, т.к. ни один ребенок не умеет вырезать, раскрашивать, лепить, правильно клеить, поэтому работа тьютора здесь очень важна, совместно с каждым ребенком «рука в руке» резали, клеили, лепили, раскрашивали.

Привлечение тьютора в жизнь класса, совместное проведение Дня именинника, праздников, изготовление поделок, рисунков. Все дети очень привязались к тьютору и всегда радовались ее приходу.

Тьютор один из участников образовательного процесса, что позволяет в полной мере реализовывать индивидуальный подход и повышать эффективность образовательного процесса. На уроках осуществляется командная работа, которая обеспечивает условия для обучения ребенка с РАС, что способствует успешному включению в образовательный процесс и преодолению трудностей в освоении АООП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Отзыв о совместной работе учителей начальной школы и школьной библиотеки.

В отзыве написано о совместной работе учителей начальных классов и школьного библиотекаря....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...