презентация педсовета по адаптации учащихся 1-5 классов.
методическая разработка

Кублинская Наталия Владимировна

Что такое адаптация? Советы и рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pedsovet.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Адаптация детей к обучению в школе: трудности и пути их преодоления»

Слайд 2

Что такое адаптация? Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения . Период обучения ребенка в первом или пятом классе является переходным, сложным и ответственным этапом в его жизни, так как в это время происходит очень много изменений

Слайд 3

Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель ). Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе ( 2-3 месяца ), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к обучению в школе. Уровни адаптации

Слайд 4

Параметры (переменные) Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации Отношение к школе Положительное и требования воспринимаются адекватно Положительное, нет отрицательных переживаний Отрицательное или индифферентное, частые жалобы на здоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины Усвоение учебного материала Усваивается легко, полно и глубоко, решает усложненные задачи Понимает материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание. Сам решает типовые задачи Материал усваивает фрагментарно. Возникают трудности с решением типовых задач Самостоятельная работа Прилежен, внимателен, не нуждается во внешнем контроле, готовится ко всем урокам Сосредоточен и внимателен, но при контроле взрослых или интересном задании, почти всегда учит уроки Интереса не проявляет, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно, сохраняет работоспособность при длительном отдыхе Статусное положение. Благоприятный статус Дружит со многими одноклассниками Близких друзей нет. Не знает фамилии и имена учащихся в классе Уровни адаптации

Слайд 5

Что меняется в жизни первоклассника Игра , как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, заменяется на учебную деятельность - Меняется социальная роль и окружение ребенка В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками. Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания . Повышаются требования к его самостоятельности и ответственности Изменяется режим дня ребенка (увеличиваются умственные нагрузки, увеличивается доля самостоятельного планирования и распределения времени ) - Ограничивается двигательная активность детей на уроках , увеличивается статичная нагрузка на позвоночник

Слайд 6

Что меняется в жизни пятиклассника - Большое количество новых учителей . Р азные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять; Большой поток информации , незнакомые термины, слова. Не хватает внимания классного руководителя . Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания. Повышаются требования к его самостоятельности и ответственности - Переход в пятый класс совпадает с началом пубертата . Меняется физиология, психология ребенка .. - Авторитет взрослых ослабевает, на первое место выходит авторитет сверстников. - У пятиклассника опять меняется статус , в 4 классе он был самым старшим в начальной школе, а уже в среднем звене, пятиклассники – это малыши .

Слайд 7

Возрастные психологические особенности пятиклассников Возраст детей пятого класса можно назвать переходным . Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка : - Происходит переориентация со взрослых на своих сверстников как на носителей авторитета. Появляется негативизм , как стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда конфликты со взрослыми. - Постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения . Общение развивается опережающими темпами по сравнению с интеллектуальной темой. - Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

Слайд 8

Результаты адаптации

Слайд 10

Проблемы адаптации уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»; негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение; вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации ученик создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

Слайд 11

Проблемы адаптации проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни. хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений; Проблемы со здоровьем - переутомление, соматические заболевания, снижение зрения, искривление позвоночника, жалобы на головную боль, слабость, вялость.

Слайд 12

Повышенная тревожность - ( боязнь ошибиться при ответе на уроке, потерять авторитет в классе из-за неуспеваемости, быть непринятым в коллективе ) Дети этого возраста испытывают крайнюю эмоциональную нестабильность, что является следствием физиологических особенностей пубертатного возраста (происходит рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.) Сходства - отличия

Слайд 13

Рекомендации учителям Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности в выборе способа подачи материала, терминологии. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика. Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка - ориентацией на успех. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика. Развивайте навыки самоконтроля , умение оценивать свою работу и работу класса.

Слайд 14

. 7. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально . 8. Выставляйте оценки с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 9 . Уделяйте на уроке время для объяснения домашнего задания. 10. Поощрять детей на виду у всего класса, приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен. Ругать наедине, уважать личность ребенка. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. 11. Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. 12. Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Слайд 15

«Способность адаптироваться влияет на качество усвоения и степень поступающей информации. Чем лучше мы адаптируемся, тем быстрей учимся, и более эффективно реагируем на происходящее здесь и сейчас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для исследования адаптации учащихся 1-х классов

Анкета заполняется учителем после 3-4 недель обучения....

Предшкольная подготовка - важный этап в преодолении трудностей адаптации учащихся в первом классе

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свой­ственные дошкольникам беспечность, беззаботность...

Предшкольная подготовка - важный этап в преодолении трудностей адаптации учащихся в первом классе

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свой­ственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погр...

Адаптация учащихся в 5 классе

В материале даны рекомендации учителям -предметникам, которые способствуют успешной адаптации школьников в 5 классе....

Адаптация учащихся 1-х классов к школьному обучению

Результаты диагностики, выводы, рекомендации...

Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».

Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...

Выступление на педсовете «Организация адаптации учащихся 5-х классов к средней школе»

Выступление на педсовете  «Организация адаптации учащихся 5-х классов к средней школе»...