Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
методическая разработка (2 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zanimatelnaya_matematika.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  

средняя  общеобразовательная   школа  №76  Выборгского  района  

Санкт-Петербурга

Галаева  Валентина  Николаевна

учитель начальных классов

Внеурочная деятельность
    Занимательная математика    

                               
    Пояснительная записка

           Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как математика. В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика»

для 1- 4  классов составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г
  2.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.
  3. План внеурочной деятельности ГБОУ школа 76.

           Цель программы "Занимательная математика":

формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т.е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.

Задачи программы:

  1. Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями.

  1. Развивающие:

     - формировать и развить различные виды памяти, внимания;

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

  1. Воспитательные:

воспитание системы нравственных межличностных отношений,

–воспитывать ответственность,

–творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Общая характеристика учебного предмета

        Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

        Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Принципы программы:

  •   Актуальность

         Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  •   Научность

        Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,      видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  •   Системность

         Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  •  Практическая направленность

        Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

       Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления,

        во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  •   Реалистичность 
  •   Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Ожидаемые результаты :

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Методы проведения занятий

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Проблемные ситуации
  • Исследовательские
  • Игровые моменты;

Формы проведения занятий :

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Основные принципы распределения учебного материала:

  •  от простого к сложному;
  •  увеличение объёма материала;
  •  наращивание темпа выполнения заданий;
  •  смена различных видов деятельности;
  •  увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.

Описание места курса в учебном плане

  • Срок реализации курса – 4 учебных года. Возраст детей: 7-11 лет.
  • Режим занятий – 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные результаты освоения

                  конкретного учебного курса.

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

  1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
  4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения  курса ученики овладеют метапредметными универсальным  учебным действиям:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

Содержание программы

  1. Тренировка психических процессов

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.

  1. Задачи геометрического характера

Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

  1. Нестандартные задачи логического характера

Систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления

  1. Нестандартные задачи алгебраического характера

Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

  1. Игры Зака А.А.

Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме:

-штриховка предметов;

- построение фигур из счетных палочек.

Содержание 2 года обучения

1.Тренировка психических процессов.

-развитие концентрации внимания;

-тренировка внимания;

-тренировка слуховой памяти;

-тренировка зрительной памяти;

-совершенствование воображения;

-развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

2. Задания геометрического характера.

- уникурсальные кривые;

-составление и моделирование предметов;

-построение фигур из счетных палочек;

-построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграмм"

-графические диктанты.

3. Нестандартные задания алгебраического характера.

-арифметический шифр;

- математический фокус ;

-арифметические лабиринты с воротами;

-математические ребусы;

-магические квадраты 3*3;

4 .Нестандартные задания логического характера

-анаграмма;

-комбинаторные задачи;

-задачи с альтернативным условием.

5. Игры Зака А. А. ( "Муха", "Просветы"," Танграм",  )

Тематическое планирование внеурочных занятий

 "Занимательная математика"

2 класс

занятия

Тема урока

Дата проведения

план

факт

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания.

 Совершенствование мыслительных операций. Игра «Муха»

3

Тренировка внимания.

 Совершенствование мыслительных операций.

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

6

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

9

Развитие концентрации внимания.

 Совершенствование мыслительных операций.

10

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Игра «Просветы»

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

13

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Танграм».

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

16

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

17

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

18

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Игра «Муха»

19

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

20

Развитие логического мышления.

 Обучение поиску закономерностей.

21

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

22

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

23

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Игра «Просветы»

24

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

25

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций. Игра «Муха»

26

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

27

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

28

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

29

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

30

Развитие логического мышления

Совершенствование воображения

31

Совершенствование мыслительных операций

Развитие наглядно-образного мышления. Игра «Танграм».

32

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

33

Резерв

34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

Рабочая прогрмма внеурочной деятельности по математике...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»  составлена по программе Волковой С.И....