Сообщение на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов
материал

Асташова Татьяна Владимировна

Тема: "Роль творческих занятий на уроках в начальной школе для формирования познавательной активности обучающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ ВО «ГПК»)

Сообщение на МО или семинаре или педагогическом

совете учителя начальных классов

«РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Выполнил(а): студент группы 43Н

специальность 44.02.02 

Преподавание в начальных классах

Асташова Татьяна Владимировна

Воронеж, 2021

Роль творческих занятий на уроках в начальной школе

для формирования познавательной активности обучающихся

Сегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания младшего школьника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие познавательной активности детей. Проблема познавательной активности относится к традиционным темам отечественной психолого-педагогической науки. К различным аспектам проблемы обращались в своих исследованиях известные ученые: Л.П. Аристова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б. Годовикова, О.О. Денина, Е.Е. Кравцова, Э.А. Красновский, М.И. Лисина, Н.А. Морева, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, В.В. Щеинина, Г. И. Щукина и другие.

Обучение – специально направленный процесс, при котором педагог организует активную учебно-познавательную работу обучающихся для овладения ими знаниями, умениями и навыками, развитию креативных, творческих способностей и моральных этических представлений. Большое значение для развития познавательной активности имеет развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, – основа для развития мышления и творческих способностей обучающихся.

На сегодняшний день, в условиях мощного экономического развития, образование постепенно усложняется, обучение переходит от простого научения материала к развитию творчески мыслящего, думающего и умеющего применять свои знания на практике человека.

Для формирования познавательной активности младших школьников используются следующие виды деятельности:

1. Игровая деятельность -  в игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

2. Использование на уроках проблемных, исследовательских, разно уровневых, групповых способов обучения, также ИКТ, которые наиболее способствуют развитию творческих способностей.

3. Решение проблемных  задач. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

Творческие задания на уроках литературного чтения

1. Работа с иллюстрацией к тексту.

2. Рецензирование детьми созданных рисунков.

  • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
  • школьники обмениваются рисунками;
  • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
  • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы.

3. Составление диафильмов по произведению.

  • по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
  • какие строки из текста вы соотнесете с ними;
    определите количество кадров.

4. Лепка и аппликация.

Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

5. Книжки-самоделки.

В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

Творческие задания на уроках русского языка

1. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.

Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!

Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.

Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

Шёл я однажды зимой по лесу.

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

2. Придумай и запиши по три разных предложения с каждым из этих слов. Море, дождь, солнце.

Таким образом, выполнение заданий творческого характера содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

Список использованных источников:

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2005. – 672 с

2. https://педпроект.рф/данилова-роль-творческих-заданий/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Буклет семинара МО по теме: Тема семинара: «Методическое сопровождение аттестации учителей начальных классов»

Буклет подготовлен к проведению районного семинара МО учителей начальных классов...

Семинар-практикум, стажировочная площадка учителей начальных классов (Муниципальный уровень)

Семинар-практикум, стажировочная площадка учителей  начальных классов (Муниципальный уровень)...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...