Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал

Для реализации данного направления необходимо применять здоровьесберегающие образовательные технологии, т.е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.

  Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психологического здоровья учащихся; достигается через создание благоприятного психологического фона на уроке; приводит к предотвращению утомляемости, повышению мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье школьников как результат реализации Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

Н.А. Степанова

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что для достижения нового, современного качества общего образования необходимо создать в учебных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности общеобразовательных учреждений.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:

  • физическое - позволяет ребенку справляться с учебной нагрузкой;
  • психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;
  • духовное - ребенок признает основные общечеловеческие ценности;
  • социальное здоровье – проявление социальной активности и деятельное отношения к миру.

Поэтому в примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности по данному направлению.

Цель: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья.

Задачи:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

- сформировать навыки позитивной коммуникации;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Очевидно, что решение данных задач направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального образования представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков. Каждый блок – это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.

I блок. Здоровьесберегающая инфраструктура:

  • соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности;
  • организация качественного горячего питания обучающихся;
  • оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала.

II блок. Рациональная организация учебной и внеучебной нагрузки:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки;
  • использование апробированных методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;
  • введение любых инноваций в учебный процесс;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

         Для реализации данного направления в общеобразовательных учреждениях города необходимо применять здоровьесберегающие образовательные технологии, т.е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.

  Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психологического здоровья учащихся; достигается через создание благоприятного психологического фона на уроке; приводит к предотвращению утомляемости, повышению мотивации.

Для рациональной организации урока можно использовать следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  1. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников.
  2.  Стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Практика показывает, что именно демократический стиль общения создает условия развития психологической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности.
  3. Интерес и мотивация. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки.
  4. Методы, формы работы, виды учебной деятельности.

Применение игровых технологий и нестандартных уроков укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.

Групповая форма работы помогает решить одну из задач здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

5. Компьютеризация учебного процесса сегодня значима и актуальна. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса и снижает утомляемость.

6. Психологический климат, релаксация, наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментированием.

Таким образом, благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

III блок. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы:

  • рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  • организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).        

IV блок. Реализация дополнительных образовательных программ:

  • внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в качестве образовательных модулей;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников.

Вот некоторые из программ, рекомендуемые к внедрению в образовательный процесс в рамках Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни для детей начальной школы:

  • «Разговор о правильном питании». Руководитель авторского коллектива - директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М.М. Безруких, 1999.

Целью данной программы является формирование у детей основ культуры питания как одного из составляющих здорового образа жизни. Осуществляя работу с использованием деятельностного метода, у детей повышается познавательная активность, совершенствуется культура мышления, повышается положительная мотивация по отношению к своему здоровью.

  • Герасимов К.Е., Обремок С.М., Федорова Т.Ю. «Путешествие с Биффи в страну здоровья», ЗАО «Био-Веста», 2009.

Программа позволяет ребенку узнать, что нужно делать, чтобы быть здоровым, и еще много интересных и важных вещей.

V блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями):

  • организация лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей;
  • приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы;
  • организация совместной работы педагогов и родителей  по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек

Итак, на основе определенных целей, задач и системы работы проектируется Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования.

В заключение хотелось бы напомнить: здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Данный проект включает следующие части: обоснование актуальности проблемы, теоретическую базу опыта, технологическую схему опыта, результативность опыта....

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

В работе представлен материал по здоровьесберегающим технологиям в рамках реализации ФГОС...

" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием   здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС  Выполнение творческих проектов...

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой б...

Выступление по теме"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС."

Данная работа предназначена для учителей начальных классов...

Статья "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения"

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является ур...

Статья «Модель здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС»

Статья«Модель здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС»...