Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Жеребцова Анна Владимировна

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Жеребцова Анна Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №9», г.о.Тольятти

В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Нам и нашим детям необходимо быть очень активными, чтобы успевать обновлять наши знания каждые два года. Пока ученик учится в школе, учителя направляют, подсказывают и дают новые знания. Но как только человек заканчивает любое учебное заведение, он остается один на один с этим потоком знаний. Наша задача дать ученику не просто знания, а научить находить эти знания, то есть вести активный образ жизни. Для этого выпускнику, как минимум, нужно уметь самостоятельно принимать решения, владеть способами решения проблем, способами достижения цели, уметь согласовывать свои действия с партнёрами, уметь самостоятельно развиваться. Умение решать проблемные задачи является результатом активного обучения. Главным фактором развития личности обучаемого, формирования его компетенций, является активная предметно-практическая деятельность и общение.  И мы должны находить и использовать совершенно новые технологии обучения. К одним из таких технологий относятся "Активные методы обучения.

Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В.Н.Кругликов Владимир Николаевич), 1998). Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом т. е . активными являются не методы, активным является именно обучение.

Включение активных методов в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

  • практический эксперимент;
  • метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
  • групповое обсуждение — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
  • мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
  • деловая игра — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
  • ролевая игра — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
  • баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
  • тренинг — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
  • анализ практических ситуаций (case-study) — метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Активные методы обучения строятся на:

• практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения,

• интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге,

• использовании знаний и опыта обучающихся,

• групповой форме организации их работы,

• вовлечении в процесс всех органов чувств,

• деятельностном подходе к обучению,

• движении и рефлексии.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Активные методы начала образовательного мероприятия

  1. Метод знакомства «Десять секунд»

Цель: помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении, способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Количество участников: желательно до 25-30 человек.

Материалы: большое помещение, свободное от мебели, что обеспечит участникам безопасное и спонтанное передвижение по игровой площадке.

Продолжительность: 5-15 минут.

Проведение. Участники должны быстро и спонтанно двигаться по комнате (можно включать музыку). Ведущий предупреждает о том, что нужно быть внимательным, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их в кратчайший срок — в течение десяти секунд.

Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, если ведущий попросит распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока он досчитает до десяти, участникам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у кого-то в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! В конце концов абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Мы разные, мир так разнообразен и интересен. Возможные варианты команд ведущего:

  1. Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! Раз, два, три... десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы. А в этой группе все счастливчики, да? Что значит «почему?» Потому что «счастливые часов не наблюдают...»
  2. Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви.
  3. По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
  4. По любимому занятию в свободное время!
  5. По цвету брюк и юбок,
  6. По любимому историческому фильму.

Примечание. Участники делятся впечатлениями от игры. Что понравилось им в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в «гордом одиночестве»? Попытайтесь вспомнить, кто был в вашей подгруппе, когда вы объединялись по сходству биографических данных или общности интересов! Назовите тех, кого запомнили! Кто может прокомментировать систему, обнаруженную им в подаче заданий игры?

  1. Метод знакомства «Объявление»

Цель: дает возможность участникам познакомиться, узнать о профессиональных успехах коллег.

Количество участников: 15-20 человек.

Продолжительность: 30 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки по числу участников.

Проведение: В течение 5 минут каждый участник должен составить объявление о своих услугах (разумеется, шуточное), которое связано с темой образовательного мероприятия, отражает профессиональную уникальность, включает нечто такое, чего не может предложить другой специалист и т.д. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.

  1. Метод «Поздоровайся локтями»

Цель: встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Численность: весь класс.

Время: 10 минут

Подготовка: следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение. Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Активные методы начала работы

  1. Метод формулирования правил работы «Наш кодекс»

Цель: сформулировать правила работы на образовательном мероприятии.

Количество участников: не ограничено

Продолжительность: 15-20 минут.

Материалы: большой лист бумаги (формат A3), цветные маркеры, бумажный скотч.

Проведение. Ведущий просит участников сформулировать правила работы, при соблюде-нии которых все они себя будут чувствовать комфортно. Обычно сам ведущий предлагает первое правило, например, «мобильные телефоны должны быть выключены или переведены в беззвучный режим». Если участники согласны, правило записывается на большом листе. Ведущему следует подчеркнуть, что все сформулированные правила — это «наши» правила, мы сами их выработа¬ли, чтобы удобнее было работать.

Лист с правилами вывешивается на видном месте и остается до конца обучения. Если правила нарушаются, то есть возможность обратиться к ним снова.

  1. Активный метод формулирования правил работы «Слова-убийцы»

Цель: обсуждение планов работы.

Количество участников: не ограничено.

Продолжительность: 10 минут.

Материалы: большой лист бумаги (формат A3), цветные маркеры, бумажный скотч.

Проведение: Этот метод наиболее уместен, когда обсуждаются перспективы будущей работы, разрабатываются идеи будущих проектов, когда необходимо выработать как можно больше свежих идей. Ведущий объясняет цель задания. «Каждый из нас знает, что слова могут возродить человека к жизни, могут вдохновить, а могут, наоборот, создать блокировки, которые не позволят двигаться дальше. Случалось ли нам сталкиваться с такими словами, с такими ситуациями? Какие слова или выражения можно назвать «убийцами»?»

Участники приводят примеры («Это глупо!», «Это не получится», «Никто на это не даст денег» и т.д.), ведущий записывает их на большом листе. После того, как участники перечислят все «слова-убийцы», лист нужно демонстративно вынести за дверь.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

  1. Метод «Фруктовый сад»

Цель: учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность: весь класс.

Время: 20 минут

Подготовка: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения  – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все  ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также    участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

  1. Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Активные методы актуализации знаний

  1. Активный метод вхождения в проблему «Ассоциации»

Цель: сформировать у участников ассоциэации с темой образовательного меро¬приятия.

Количество участников: не ограничено.

Продолжительность: 10-15 минут.

Материалы: цветные маркеры, большие листы бумаги (формат A3).

Проведение. ведущий пишет на доске ключевые понятия, имеющие отношение к теме, и просит участников записать на карточках возникающие у них ассоциации относительно каждого из этих понятий (по очереди). Ассоциации могут быть из самых разных сфер жизни. На следующем этапе участники делают следующий шаг к новому материалу, например, они должны ответить на вопрос: что общего в названных словах, какое понятие ближе всех по смыслу, и т.д.

  1. Активный метод вхождения в проблему «Предварительный мозговой штурм»

Цель: первое знакомство с темой образовательного мероприятия.

Количество участников: 10-20 человек.

Продолжительность: 10-20 минут.

Материалы: цветные маркеры, большие листы бумаги (формат A3)

Проведение. Ведущий задает общий вопрос по теме, например: «Как вы понимаете, что такое ...?». Ответы группы в виде ключе¬вых слов записываются на большом листе бумаги. Желательно, чтобы этот «штурм» продолжался до тех пор, пока большинство из действительно важных понятий не будут написаны на листе.

После этого ведущий может их прокомментировать их, расположить в опреде-ленном (в соответствии с логикой дальнейшего знакомства с темой) порядке. После этого можно обобщить этот предварительный материал и переходить к информационному блоку.

  1. Метод активизации внимания « Найди цифру»

Цель: активизировать внимание детей, подготовить к выполнению домашнего задания.

Необходимые материалы: учебник, карточки с цифрой 1 и 2, прикрепленные под сиденьем стула.

Проведение: учитель читает задание по учебнику вслух и предлагает детям приготовить устный ответ. При этом каждый ученик готовит ответ в зависимости от цифры, прикрепленной к сиденью стула.

Оценка результата: оценивается понимание задания, грамотность речи.

Примечание: первые номера прикрепляются к сиденьям учащихся 1 группы, 2 к сиденьям учащихся 2 и 3 групп. Данное разделение позволяет первыми выступить более сильным учащимся, а более слабым подготовить свое выступление по образцу.

Активные методы изучения нового материала.

  1. Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.    

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение. Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были  затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не  упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

  1. Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в    малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для    флипчата), фломастеры.

Проведение. Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

  1. Метод закрепления изученного материала «Парный выход»

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: мел.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

Примечание: если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам (предметным картинкам, обозначающим словарные слова).

В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того,  чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

  1. Пример Активных методов релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Численность: весь класс.

Время: 8-10 минут

Проведение. Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

  1. Активный метод снятия напряжения «7up»

Цель: разминка направлена на концентра¬цию внимания и повышение скорости реакции. Помогает создать рабочий настрой.

Количество участников: любое.

Продолжительность: 5—10 минут.

Материалы: не требуются.

Проведение. Участники становятся в круг. Нужно будет посчитать по порядку до 100. Каждый человек, которому выпало чис¬ло 7, кратное 7 или в составе которого есть цифра 7 (1, 7, 14, 21, 27, 28 и т.д.) говорит вместо числа «7UP». Тот, кто ошибается, лишается права открывать рот до конца игры и произносит числа вслух, но с закрытым ртом (вариант: молча, одними губами). После удачной попытки, когда участники поняли последовательность выполнения, нужно постараться посчитать за 1—2 минуты, в зависимости от количества участников.

  1. Метод эмоциональной разрядки и физической разминки « Тряпичная кукла и солдат»

Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).

Проведение. Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

  1. Активный метод подведения итогов «ХХХ»

Цель: подвести итоги образовательного мероприятия, отметить положительные моменты, а также что, что можно было бы улучшить.

Количество участников: неограниченно.

Продолжительность: 15—20 минут.

Материалы: цветная бумага, маркеры, скотч.

Проведение. Ведущий образовательного мероприятия пишет на листе флип-чарта (ватмана) три буквы «X» и дает расшифровку:

X — Хорошо

X — Хотелось бы изменить

X — Хватило

Затем ведущий предлагает участникам на карточках из цветной бумаги написать, что для них было хорошо, чего бы хотелось еще или хотелось бы изменить, а также кратко высказать свое свободное мнение о произошедших на образователь¬ном мероприятии с ним событиях. После того, как карточки участников гото¬вы, они озвучивают написанное и прикрепляют карточки в три колонки.

  1. Активный метод подведения итогов «Мельница»

Цель: выяснить впечатления и эмоциональ¬ный настрой участников.

Количество участников: неограниченно.

Продолжительность: 20-25 минут.

Материалы: лист блокнота, маркеры.

Проведение. Ведущий образовательного меропри¬ятия рисует на листе блокнота мельницу. Число лопастей у мельницы должно соответствовать количеству вопросов, на которое ведущий хотел бы, чтобы ответили участники. В центре круга, к которому примыкают лопасти, пишется начало вопроса, например, «Насколько я доволен...».

А далее, около каждой лопасти мельницы вопрос дописывается. Например:

•        Атмосферой на образовательном мероприятии

•        Результатами работы

•        Условиями

•        Работой ведущего

•        Своей работой

•        Содержанием

Каждому участнику ведущий предлагает подойти к мельнице и поставить на каждой лопасти маркеромотметку в зависимости от своего самочувствия: чем ближе отметка к центру мельницы, тем выше попадание «в цель», чем дальше от центра — тем ниже оценка. Общий вид «Мельницы» представляет собой наглядную картину, выявляет основные тенденции при оценке работы по отдельным ее аспектам. При необходимости ведущий образовательного мероприятия может провести дополнительно общее обсуждение итогов с уточнением и конкретизацией отдельных моментов.

Литература

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986.
  2. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.,1999
  3. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.
  4. http://inf.1september.ru/article.php?ID=200600901 
  5. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/07/23/aktivnye-metody-obucheniya
  6. http://f1p.ucoz.ru/publ/prochee/state/1/15-1-0-91