Мастер-класс «Психологические особенности формирования смыслового чтения у младших школьников»
методическая разработка

Тапайкина Любовь Герасимовна

Мастер-класс "Психологические особенности формирования смыслового чтения у младших школьников" Цель занятия - понять, что же влияет на процесс чтения. Почему одни дети хорошо читают и понимают прочитанное, а другие нет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Психологические особенности формирования смыслового чтения у младших школьников»

Ход занятия

Добрый день уважаемые педагоги!  Прежде чем начать наш мастер-класс предлагаю друг друга поприветствовать улыбкой, кивком головы и рукопожатием соседа справа и слева.

- А для начало разделите лист на две части и запишите, пожалуйста, ваши ожидания и опасения относительно нашего мастер-класса (1 мин ).

Как вы уже знаете тема нашего занятия «Психологические особенности формирования

смыслового чтения у младших школьников» (слайд 1)

-Сейчас давайте определим, что же такое чтение?

Чтение- это сложный психический  процесс  смыслового восприятия письменной речи, и ее понимания. (слайд 2).Сложность этого процесса обусловлена прежде всего его неоднородностью: с одной стороны, чтение — процесс непосредственного чувственного познания, а с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности.

Составляющими процесса чтения является как техническая так и   смысловая сторона. (слайд 2)

Наша цель-сегодня понять ,что же влияет на процесс чтения. Почему одни дети хорошо читают и понимают прочитанное, а другие нет?

    -А сейчас предлагаю разделится на пять группы:

Итак  проведем мозговой штурм: - В течение 5 минут каждая группа должна выяснить и записать  причины  по которым дети затрудняются в понимании прочитанного?»

(сообщение результатов работы групп)

Обобщение выступлений:

(низкий уровень техники чтения, слабая концентрация и переключаемость внимания, низкий уровень развития зрительной памяти, низкий уровень восприятия)

Вывод: Мы выяснили причины затруднения в понимании текста детей. И сегодня на нашем занятии рассмотрим психологические причины.

Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление (слайд 5)

Психологическими составляющими процесса чтения являются (слайд 6)

-зрительное восприятие;

-произвольное внимание;

-смысловая память;

-логическое мышление;

-мотивация;

Ученые установили, что во время чтения происходит закономерная смена пауз и движений глаз и что оптическое восприятие читаемых знаков происходит в момент фиксации глаза, а не его движения. Ими же было установлено, что единицей чтения является слово, а не буква. (слайд 7)

Таким образом, ученые приходят к выводу, что движения глаз являются одним из (слайд 8-9)необходимых условий осуществления чтения.

Что же касается непосредственного строения процесса чтения, то оно характеризуется (слайд 9)взаимодействием по крайней мере двух уровней — сенсомоторного и семантического, находящихся в сложном единстве. Сенсомоторный уровень состоит, в свою очередь, из нескольких тесно взаимоувязанных звеньев: а) звуко-буквенный анализ, б) удержание получаемой информации, в) смысловые догадки, возникающие на основе этой информации, г) сличение, т.е. контроль возникающих гипотез с данным материалом. Сенсомоторный уровень обеспечивает как бы «технику» чтения — скорость восприятия и его точность. Семантический уровень на основе данных сенсомоторного уровня ведет к пониманию значения и смысла информации. Сложное взаимодействие, единство этих уровней и обеспечивает чтение как со стороны быстроты и точности восприятия знаков, так и со стороны адекватного понимания значения, которое несут эти знаки. 

При формировании чтения у детей зрительное восприятие буквенных знаков — отдельно или в слове — обязательно сопровождается проговариванием вслух, т.е. переводом зрительной лексемы в ее звуковой и кинестетический аналог. Точное, безошибочное восприятие — основное условие правильного понимания читаемого. 

 Поэтому развитие понимания читаемого в процессе формирования чтения у детей идет в тесной связи с развитием процесса восприятия. В самом начале формирования чтения понимание идет не совместно, а вслед за восприятием; оно возможно лишь на основе длительного анализа и синтеза читаемых слов. Постепенно, по мере развития и автоматизации навыка чтения, понимание начинает опережать процесс восприятия, и проявляется оно в возникновении смысловых догадок, угадываний смысла в пределах отдельных слов. На поздних этапах формирования чтения задача понимания читаемых сообщений решается уже путем схватывания смысла целых слов и предложений. Здесь чтение опирается на предвосхищение дальнейшей мысли, относящейся уже не к слову или фразе, а к целому абзацу или даже ко всему тексту.

Такой сложный психический процесс не может осуществляться на основе работы какой-либо одной зоны мозга, или так называемого центра чтения, как считали раньше. Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы реализации процесса чтения совместную работу нескольких участков мозга (заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария), каждый из которых вносит свой специфический вклад. (слайд 10) Для осуществления процесса чтения необходима сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых и является психофизиологической основой процесса чтения.

Уже этот краткий анализ позволяет сделать вывод о чрезвычайной сложности психологической структуры процесса чтения и его связи с мозгом.

Нормальный процесс чтения включает по крайней мере четыре взаимодействующих компонента: звукобуквенный анализ и синтез, удержание информации, смысловые догадки и процесс сличения возникающих при чтении «гипотез» с написанными словами. Все эти процессы, однако, могут быть осуществлены лишь при наличии сложного движения глаз, с одной стороны, и при сохранности мотивов деятельности — с другой.

Рекомендуемые упражнения для развития познавательных процессов.

Так как все высшие психические функции задействованы в таком сложном процессе как чтение, то их уровень развития непосредственно влияет на осмысленное чтение.

И сейчас я предлагая выполнить упражнения развивающие познавательные процессы.

Работа с таблицей Шульте(слайд 12) развивает объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда символы, находящиеся в поле зрения, воспринимаются одновременно, а пересчитываются последовательно. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхнюю  левую и правую, нижнюю левую и правую цифры.

В любой области интеллектуальной деятельности приходится много читать. Чем шире поле нашего зрения, тем больше информации "за одну фиксацию взглядом" мы можем выхватить из текста. Ребёнок читает по слогам не только из-за того, что его так научили. Одна из причин как раз в узком угле зрения - ребёнку трудно увидеть слово целиком.

Для того чтобы натренировать качество - читать словосочетаниями и фразами используются таблицы Шульте.

Таблицы Шульте — это упражнение для развития периферического зрения (расширения угла зрения) и навыков быстрого поиска информации на странице. Таблица Шульте содержит 5 столбцов и 5 строк, в которых будут случайным образом расставлены числа от 1 до 25. Ваша задача — найти взглядом последовательно все числа от 1 до 25 затратив как можно меньшее время.

Выполнять упражнение с таблицами Шульте нужно следующим образом:

  • Сядьте от таблички на том же расстоянии, на котором обычно читаете книгу (40-50 см);
  • Сфокусируйте взгляд на центральном квадрате таблицы, расположенной в центре (1);
  • Смотря в центр на цифру 1 в течении 1 минуты вы должны не двигая глазами найти все цифры начиная от 1 до 25 по порядку. Начинаем.

-Время вышло. Было ли сложно выполнить задание и почему? Хватило ли времени на выполнение задания?

Для того что бы увеличить угол зрения. Такие тренировки необходимо проводить 3-4 раза в неделю по 20 -30 минут. Через 2-3 недели уже будет заметен результат. Можно использовать онлайн версии.

Упражнение «Клиновидная таблица» Так же используется для расширения угла зрения, расширения зрительного пятна. (слайд 13)

Клиновидная таблица-это упражнение на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного зрения.

Цель- этого задания глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры, которые находятся по сторонам. Тем самым расширяя поле зрения.

-Найдите у себя на столах табличку в виде пирамиды с цифрами и закладку. Положите закладку под первый ряд цифр. В каждом ряду 3 цифры сейчас ваша задача смотреть только на цифру в центре передвигая закладку каждый раз на один ряд вниз, видеть цифры и справа и слева. При ошибке необходимо вернутся на два шага назад и продолжать. Музыка звучащая во время упражнения вам будет помогать.

-Итак, начали. Закончили упражнение. Скажите, легко или сложно выполнять данное упражнение? Можно ли применять на занятиях?

-Т.к. память и внимание являются теми процессами, которые необходимо развивать, для формирования навыков чтения, поэтому предлагаю использовать методику «Заколдованные предложения» (слайд 14)

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов, и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично внимание, зрительную память и логическое мышление.

Например:

  1. Переходи только дорогу вместе положенном
  2. Гвоздик два кольца посередине два конца
  3. Дали Кате каши нашей манной
  4. В саду вишня весной расцвела в нашем
  5. К Оле друзья на день пришли рожденья
  6. Скользкая опасная и длинная дорожка была

Ещё один серьёзный момент, влияющий на чтения – недостаточно развитая память школьника.

Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс.

В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, (зрительные диктанты слайд 15-18) написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок.

Напечатайте небольшой текст — не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями. (слайд 14-16)

Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик.

Для того чтобы развивать психические процессы детей, способствовать восприятию и запоминанию информации мы можем использовать кинезиологические упражнения созданные нейропсихологами.

Сейчас предлагаю выполнить ряд кинезиологических упражнений, которые вы можете применять на каждом уроке вместо физминуток. (презентация 2)

Рефлексия: Оправдались ли ваши ожидания и опасения относительно мастер класса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.

В работе раскрывается технология продуктивного чтения, методы и приемы формирования смыслового чтения у обучающихся начальной школы....

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО...

Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования п...

"Приёмы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников"

  На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и...

Психологические особенности формирования письменной речи у младших школьников

Письменная речь и, в частности, письмо – это сложный психический процесс, который до сих пор недостаточно изучен, несмотря на большой интерес исследователей различных областей научного знания к ...

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технол...

Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.

Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы.  Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...