Обобщающий опыт учителя начальных классов Мельник С.А.
методическая разработка

Мельник Светлана Анатольевна

В работе рассматривается вопрос организации современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода, затрагивается сущность и идея этого подхода в обучении. В статье также представлено обоснование деятельностного подхода в обучении младших школьников. Ключевые слова: системно-деятельностный подход, самостоятельная деятельность, дидактические принципы, этапы урока. Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г. Песталоцци В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие ребёнка. Следовательно, перед школой стоит задача – дать ребёнку возможность усвоить компетенции, связанные с поиском, приобретением и усвоением новых знаний. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты, где ученик становится активным субъектом учебного процесса. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется деятельность учащихся в этой среде. Педагог лишь организует процесс, при необходимости вмешиваясь и корректируя траекторию движения учащегося по теме и маршруту. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Именно в действии рождается знание. Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию. Чтобы решить ее, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Для достижения этой цели используется технология деятельностного подхода. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов: 1) принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам; 2) принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик; 3) принцип целостности – формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); 4) принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне; 5) принцип психологической комфортности – создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы; 6) принцип вариативности – формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора; 7) принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе. В структуре урока системно-деятельностный подход является основным элементом учебного процесса, который отрабатывается и совершенствуется день ото дня. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть, чтобы ученик включился в «деятельность» в рамках урока он должен осознать планируемые достижения, способ достижения и получаемый результат. Чтобы учителю не упустить эти элементы из внимания есть надежный способ – отразить их в структуре урока. Поэтому важнейшей характеристикой данного метода является системность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

МБОУ «СОШ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.М.СЕЛЮТИНА  С.МИХАЙЛОВСКОЕ»

« Системно-деятельностный  подход в обучении младших школьников в процессе реализации ФГОС»

                                                                                      Мельник Светлана Анатольевна,                    

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                      МБОУ «СОШ им.Героя Советского Союза

                                                                                      А.М.Селютина с.Михайловское»                                        

                                                             

                                                 Владикавказ

                                                       2021 г.

                                                           

                                         

                                           Содержание

1.        Аннотация……………………………………………………………… 3

2.        Слово о педагоге…………………………………………………… 4

3.        Описание опыта……………………………………………………. 7

4.        Литература……………………………………………………………. 17

5.        Приложения…………………………………………………………. 20

                                                       

                                               

       

                                           

                                             Аннотация

    Обобщение опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А.М. Селютина с. Михайловское» Пригородного района РСО-Алания, Мельник Светланы Анатольевны по теме «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников в процессе реализации ФГОС» проведено на материале, собранном и систематизированном в течение 11 лет работы и проверенном на учащихся 2-х выпусков (по системе учебников  «Начальная  Школа XXI века»).

  В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты повышения эффективности уроков математики русского языка  и окружающего мира, представлены методы формирования у учащихся универсальных учебных действий по данным предметам в начальной школе,  определены пути повышения познавательной активности учащихся на уроках.

   Прослеживающаяся положительная динамика качества обучения в классах Светланы Анатольевны  подтвердила эффективность использования данных технологий и актуальность обмена опытом с коллегами по теме.

  Педагогический опыт Мельник Светланы Анатольевны изучен и обобщен старшим преподавателем кафедры  дошкольного и начального образования Солончук Л.В.

                                                 

                                               

                                   Слово о педагоге

      Мельник Светлана Анатольевна в 1992 г. окончила с красным дипломом Владикавказское педагогическое училище №1  по специальности «учитель начальных классов», в 2007 году окончила «Северо- Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания» по специальности « социальный педагог».

     Имеет стаж педагогической деятельности 29 лет. В 1992 году начала педагогическую деятельность в МБОУ СОШ №42 г. Владикавказ, с 1993 года и по настоящее время работает учителем начальных классов МБОУ «СОШ им.Героя Советского Союза А.М.Селютина с.Михайловское».

    В 2013 г. награждена   Почётной грамотой Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания «За высокий профессионализм, значительный вклад в развитие и воспитание детей в связи с 100-летием образовательного учреждения»

     В 2014 г. награждена Почетной грамотой Управления образования АМС МО-Пригородный район «Плодотворный труд и современный подход к системе обучения» за победу в районном профсоюзном  конкурсе педагогического мастерства учителей начальных классов им. Н.А.Цаликовой

    В 2016 г. награждена Почётной грамотой Управления образования  Пригородного района «За многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения»

    В 2017 г. награждена Почетной грамотой Территориальной избирательной комиссии Пригородного района «За участие в организации интеллектуально-познавательной игры Брейн-ринг «Мы за демократию»

   В 2019 г. награждена Дипломом Управления образования Пригородного района « Победитель районного профсоюзного  конкурса педагогического мастерства учителей начальных классов им. Н.А.Цаликовой»

  Систематически повышает квалификацию.

  На базе  курсов ГБОУ ПК при СОРИПКРО:

- «Использование интерактивной доски в образовательном процессе» - 2017 год, 36 часов;

- «Развитие профессиональных компетенций учителей начальных классов в контексте требований ФГОС» - 2017 год, 108 часов;

- « Организация шахматного всеобуча и методика преподавания шахмат в образовательных учреждениях»- 2019 год, 72 часа;

- «Организация инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов в общеобразовательных организациях с учетом требований ФГОС ОВЗ» - 2020год, 36 часов;

С 2015 года и по настоящее время – учитель высшей категории.

Педагогическое кредо учителя – «Следуя мудрости Плутарха, понимаешь: ребенок не «пустой сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь,   педагогу самому надо гореть. Быть учителем – значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Учитель должен "идти в ногу со временем": использовать в своей работе инновации, различные методы и приёмы, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом».

 Светлана Анатольевна состояла в  группе  разработчиков ООП НОО МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А.М.Селютина с. Михайловское» в рамках работы по ФГОС, а также перспективного плана развития  школы  на период 2021-2025 г.г; разработала «Адаптированную   образовательную программу для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата - ДЦП) -6.1.,  для ученика 1 «А» класса Мсостова Арсена, на 2019-2021 уч.год

  В  феврале 2021 года работала на устном  экзамене по  русскому языку в 9 классах, в качестве экзаменатора.

    Работая с 2010 по системе учебников «Начальная Школа ХХI века»

 составила Рабочие программы с 1 по 4 класс урочной и внеурочной (1-4 классы) деятельности с учётом требований ФГОС нового поколения.

 « Опыт работы учителем начальных классов убедил меня в том, что  Стандарт второго поколения – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведения. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на следующие четыре вопроса: Ради чего учить?  Чему учить?  Как учить?  Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.  Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания.

       Таким образом, на этом этапе моей педагогической  работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС.  Самое главное, что, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему обучения, а преобразовывает её».

В 2020 г. передовой педагогический опыт Мельник С.А. по теме « Системно-деятельностный подход в процессе реализации ФГОС» принят к распространению Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников.

В процессе образовательного процесса Мельник С.А. активно и целенаправленно применяет современные образовательные развивающие технологии: технологию развивающего обучения, технологию проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. Благодаря этому учащиеся классов, в которых работает Светлана Анатольевна, показывают высокие стабильные результаты в учебной деятельности, получая прочные знания, и продолжают успешно учиться в среднем звене.

Учащиеся Светланы Анатольевны организованы, на уроках прослеживается хорошая работоспособность и высокий темп работы.

Педагогическая деятельность Мельник С.А. не ограничена только обучением детей.

 Светлана Анатольевна  делится своим опытом, выступая с докладами и мастер-классами на заседаниях школьного методического объединения, школьных педсоветах, республиканских  и районных семинарах и научно-практических конференциях.

                                                                       Старший преподаватель кафедры

                                                            дошкольного и начального образования

                                                                                              Солончук Л.В.

                                            ОПИСАНИЕ ОПЫТА

        Актуальность обобщения  опыта работы  по использованию системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса вытекает из потребности совершенствования системы начального обучения, которая стимулируется социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только  творческий человек может  успешно адаптироваться  в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

 Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

  Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

  Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики - знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не открыть.

        Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей   начальных классов системно-деятельностного  подхода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.

         Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.

Задачи:

        - изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;

        увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;

        систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;

        создать рабочие программы по предметам курса начальной школы, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные)

        изучить типологию уроков при системно-деятельностном подходе к обучению;

        обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;

         повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;

         включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;

Длительность работы над опытом

I. этап 2017 – 2018 учебный год:

       - изучение литературы по теме опыта;

       - создание рабочих программ по предметам начальной школы

       - диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

       - диагностика уровня самостоятельности получения знаний в процессе обучения младших школьников.

II. этап 2018 – 2019 учебный год:

        - разработка системы использования средств, форм и методов  системно-деятельностного подхода обучения  младших школьников;

        - применение системы использования деятельностного метода в образовательном процессе;

        - изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.

III. этап 2019 – 2020 учебный год:

         - опытная работа по внедрению форм и методов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в традиционную образовательную систему «Начальная школа ХХI»;

        - проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;

        - изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.

IV. этап 2020-2021 учебный год:

        - диагностика уровня эффективности применения системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании;

        - обобщение опыта работы по теме самообразования;

        - распространение опыта: выступления на МО учителей школы, района;

        - разработка рекомендаций для учителей начальных классов по применению деятельностного метода обучения в образовательном процессе младших школьников.

 Степень новизны.

Сущность опыта заключается в создании педагогических условий для реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения  федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме  использовать в своей работе системно-деятельностный подход, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

1.6. Предполагаемые результаты

1. Повышение качества  успеваемости по предметам  (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).

2. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной  и исследовательской деятельности.  

3.        Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.

4.        Доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном и федеральном уровне.

5.        Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

6.        Создание личного сайта-портфолио.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте прописаны базовые образовательные технологии системно-деятельностного подхода:

•        Обучение на основе «учебных ситуаций».  Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское воздействие.

(Основные приёмы, методы: проблемный диалог, создание проблемной ситуации, продуктивные задания, групповая работа и т.д)

                                                                                (Приложение)

•        Проектная деятельность.  Замысел - реализация- продукт

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов(Приложение)

•        Уровневая дифференциация. Дифференциация требований  к уровню освоения, явное выделение базового и повышенного уровней.

     Считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 40 минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе.  

        Информационные и коммуникативные технологии

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения,  повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества, приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности; развитию уучащихся навыков исследовательской деятельности, творческих способностей.

Важен и выбор учебников. Учебники комплекта рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников. Эффективное применение современных педагогических технологий и  профессиональное мастерство учителя подтверждается результатами интегрированной проверочной работы, проведенной в 1-ом классе в конце учебного года и последующих классах. Высокий и повышенный уровни читательской компетенции показали 92% учащихся; по математике – 89%, по русскому языку – 81%, по окружающему миру – 95%.(Приложение)

Проблемы, с которыми столкнулись:

1.        Содержание существующих учебников и примерных учебных программ во многом пока дублируют содержание Стандарта 2004 года, поэтому учителям приходилось соотносить их содержание с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, указанных в новых стандартах.

2.        На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.

3. Урок - основная форма организации образовательного процесса

     Системно – деятельностный подход  определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).    Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя

 Современные типы уроков ( Приложение)

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

1.     Урок «открытия» нового знания. (Приложение )

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

2.     Урок рефлексии. (Приложение )

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.

3.     Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

   Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   математических понятий и  алгоритмов.

  Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).

                    Список используемой литературы

1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М:АРКТИ, 2012 – стр.44-45(Начальная школа)

2. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.

3. Журова Л., Кузнецова М., Кочурова Е. «Учение — учебная деятельность?» // Начальная школа №14, 2008г.;

4. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

5. Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.

Инетрнет – ресурсы:

4. www.pedsovet.org

5. www.moi-universitet.ru

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ        

                                            Анализ

итоговой комплексной контрольной работы в  3 «А»классе

Часть работы

№ задания

Проверяемые умения и учебный материал

Параметры анализа

Показатели успешности

Уровень сложности

Успешность

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Скорость чтения несплошного текста про себя шёпотом

Чтение, навыки чтения (более 50 слов)

Более 90   слов

– 36 

100%

№ 1.1Умение находить содержащийся в тексте  ответ на поставленный вопрос  

Чтение,

выборочное чтение

Справились – 29

80,5%

Не справились –7

19,4%

Базовый

слаб

№ 1.2Умение правильно, без ошибок, пропусков, искажения букв списывать предложения

Русский язык, правописание

Без ошибок -  32

89%

С ошибками – 4

11%

Базовый

слаб

№ 1.3 Умение выделять грамматическую основу в распространённом предложении

Русский язык, морфология

Справились – 27

75 %

Не справились– 9

 25

Базовый

отл

№ 1.4 Умение определять части речи - имя существи-тельное и глагол

Русский язык, морфология

Справились – 36

100 %

Не справились –0

Базовый

отл

№ 2Умение ориентироваться в структуре текста, находить конкретные сведения

Чтение,

поисковое чтение

Справились – 28

78%

Не справились – 8

 22%

Базовый

отл

№ 3

Интерпретация текста

Чтение

Справились – 27

 75%

Не справились –9

25%

Базовый

хор

№ 4 Умение выполнять сравнительную приближённую оценку (на глаз) величин (размеров или масс), опираясь на личный опыт и информацию из прочитанного текста

Математика, числа и величины

Справились – 36

100%

Не справились –0

Базовый

отл

№ 5.1 Умение видеть и выделять орфограмму в слове: проверяемая безударная гласная в корне слова

Русский язык,

орфография

Справились – 25

69 %

Не справились –11

31%

Базовый

хор

№ 5.2 Умение видеть и выделять орфограмму в слове: непроизносимая согласная

Русский язык, орфография

Справились – 27

75%

Не справились –9

25%

Базовый

отл

№ 5.3 Умение видеть и выделять орфограмму в слове: парная согласная

Русский  язык, орфография

Справились – 27

 75%

Не справились –9

25%

Базовый

хор

№ 6.А Умение дифференцировать звуки и буквы

Русский язык, фонетика

Справились – 29

81%

Не справились –7

19%

Базовый

отл

№ 6 Б.1 Умение выделять корень и приставку в слове

Русский язык, состав слова

Справились – 33

92%

Не справились –3

8%

Базовый

хор

№ 6 Б.2 Умение выделять буквы мягких согласных

Русский язык,

Фонетика

Справились – 28

 78%

Не справились –8

12%

Базовый

хор

№ 7 А Умение читать число и соотносить его с указанной в тексте датой

Математика, числа, величины

Справились – 32

89 %

Не справились -4

11%

Базовый

хор

№ 7.Б Умение записывать разрядный состав числа

Математика, числа и величины

Справились – 30

83%

Не справились –6

17%

Базовый

хор

№ 7.В

Вычислительные навыки

Математика, числа и величины

Справились – 28

78 %

Не справились –8

22%

Базовый

хор

№ 8 Умение решать составную текстовую задачу (в два действия) на сравнение именованных чисел

Математика, текстовые задачи

Справились – 27

75%

Не справились –9

25%

Базовый

хор

№ 9 Умение работать с картой полушарий: узнавать по контурной карте такие природные объекты, как материки и океаны

Окружающий мир, географические объекты

Справились – 36 

100%

Базовый

отл

Всего:

Базовый уровень:

Чтение –

Русский язык-

Математика –

Окружающ. мир

87,2 %

   85,6 %

   91,4 %

   100 %

хор

хор

хор

отл

Анализ комплексной итоговой проверочной работы показал, что результаты учащихся:

достигли базового уровня подготовки (получили от 11 до 22 баллов в основной части) – 21 человека  - 100 %

Максимальное кол-во баллов в основной части получили- 6 человек (28,5 %)

достигли повышенного уровня подготовки  (получили за основную часть – от 11 и более баллов, а за дополнительную часть – 5 и более баллов) – 16 человек – 76,1%

РУССКИЙ ЯЗЫК . ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

В ходе работы проверена сформированность умений базового уровня:

-   Умение правильно, без ошибок, пропусков, искажения букв

    списывать предложения – 71,4%

-  находить в тексте части речи –  100 %

- умение выделять грамматическую основу в предложении – 95,2%

- умение находить и выделять корень и приставку вслове – 80,9 %

- умение видеть и выделять орфограмму в слове – 82,5 %

-  находить ответы на вопросы в тексте –  85,7%

-  Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать

    основную  мысль абзаца  - 95,2%

-Первичное умение интерпретировать  информацию, устанавливать связи,

невысказанные в тексте напрямую – 80,9%

В ходе работы проверенасформированность умений повышенного уровня:

- объяснение значение слова, выбрав для толкования два слова разных частей речи –  56,5%

МАТЕМАТИКА И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

В ходе работы проверенасформированность умений базового уровня:

- Умение работать с картой полушарий: узнавать по контурной карте географические объекты – 100 %

- сформированность вычислительных навыков –  76,1%

-умение читать  число и соотносить его с указанной датой – 95,2%

- умение записывать разрядный состав числа – 90,4%

- Умение решать составную текстовую задачу  – 95,2%

В ходе работы проверенасформированность умений повышенного уровня:

- умение работать с картой полушарий –  90,4 %

- умение составлять математическую задачу по заданным требованиям и решать её – 85,7%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационный педагогический опыт" учителя начальных классов Намчыл-оол Ольги Бичелдеевна

Представлен инновационный педагогический опыт на тему: "Реализация технологии деятельностного метода на уроках в начальной школе"...

Результативный практический опыт учителя начальных классов Беловой М.В."Применение здоровьесберегающих технологий"

Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей. Насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровь...

Результативный практический опыт учителя начальных классов Ушаковой Э.А. "Правописание безударных гласных в корне слова".

Обучение правописанию безударных гласных в корне слова представляет определенные трудности.  Мой результативный опыт работы над этой темой  показывает как можно преодолеть эти трудности при ...

Педагогический опыт учителя начальных классов Глазыриной Юлии Ивановны.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТЮМЕНИДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УчреждениеСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 ГОРОДА ТЮМЕНИ  Педагогический опытучителя нача...

Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...