Система работы классных руководителей с родителями учащихся начальных классов. Опыт учителя начальных классов Туевой Т.В.
учебно-методический материал на тему

Сотрудничество с родителями-успех работы классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы классных руководителей с родителями учащихся начальных классов. Опыт учителя начальных классов Туевой Т.В.

Сотрудничество с родителями-успех работы классного руководителя.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми- это работа с родителями».

Главными задачами для меня как классного руководителя в моей работе являются: способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Вся работа классного руководителя с родителями направляется на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Родители плотно привлекаются к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.

Важно прогнозировать, анализировать, организовывать, сотрудничать, контролировать повседневную жизнь учащихся своего класса.

Набирая очередной коллектив первоклассников мечтаю создать единый дружный коллектив. Уверена, что работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически. Сотрудничество классного руководителя и семьи- это результат целенаправленной, планомерной, систематической и длительной работы. Думаю, что родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения, они должны ощущать себя соучастниками процесса воспитания. А классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями.

Слайд 1.

Элементами системы работы с родителями являются изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности, установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; привлечение родителей к внеклассной работе с учащимися в школе.

 Слайд 2.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Слайд 3.

Можно выделить основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями:

- изучение семей и условий семейного воспитания;

-информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

-психолого-педагогического просвещение родителей;

- взаимодействие с родительским комитетом;

- совместная деятельность родителей и детей

Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика.

«Диагностика- не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной» Д. Добсон.

Диагностика может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Если обратится к этимологии этого слова, диагностика от греческого (диагностикос)- способный распознавать- это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности и облученности. В нашем случае- изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате через диагностику я могу установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт моей работы показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.

В соответствии с этим существует 3 типа диагностики в работе классного руководителя:

Предварительная (начальная);

Оперативная (корректирующая, текущая);

Итоговая (обобщающая).

Использование педагогом психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической диагностикой, я, как классный руководитель задаю себе вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может изменится в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Сначала я провожу-предварительную диагностику, которая необходима при подготовке:

- родительских собраний;

- тематических и индивидуальных консультаций;

- внеклассных мероприятий;

 - организации совместных поездок и экскурсий;

- при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

- при анализе работы с классом.

Предварительная диагностика проводится с первого класса и продолжается во всех последующих годах обучения в начальной школе. Я использую анкету «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива» и методику неоконченных предложений «Школьные годы родителей». По результатам этой работы я во многом могу избежать проблемных ситуаций, если заранее уже изучу сформированные стереотипы отдельных родителей.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованию, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся (анкета «Близкие ребенку люди», «Мой ребенок: какой он?», «Ребенок: способный или одаренный?».

Данные исследования помогают организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

 Следующий этап в моего работе- итогового диагностика. Этот вид диагностики я провожу в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных, школьных, муниципальных и региональных конкурсах, фестивалях и конференциях.

Итоговая диагностика проводится в классе изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени.

Приведенные диагностические методики- лишь малая часть того, что я использую в своей работе. Изучение школьников не самоцель, а только средство для улучшения учебно-воспитательной работы. На основании данных диагностики я оцениванию состояние воспитанности учеников и формирую проблемы в их дальнейшем развитии.