Внеурочное занятие по математике "Решение жизненных задач"
учебно-методический материал по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Пешехонова  Людмила  Борисовна

Внеурочное занятие по математике "Решение жизненных задач"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

по развитию функциональной грамотности школьников

 «Решение жизненных задач»

4 класс

Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Задачи занятия:

  • Создать условия для формирования у учащихся:

- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания (в том числе математические) для решения учебно-практических (жизненных) задач,

-  умения работать в команде (группе),

- умения работать по алгоритму,

- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

  • Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

Оборудование:

- компьютер,

- раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, приложения – подсказки к заданию 2, листы А4),

- рефлексивный экран,

- три  корзинки с пластмассовыми шарами зеленого, желтого и красного цветов,

- карандаши зеленого и красного цветов.

Ход занятия:

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Фронтальная форма работы с элементами групповой работы

- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас.  Сегодняшнее занятие проведем под девизом: «Учимся не для школы, а для жизни!» (Луций Сенека)  

- На какую тему будут сегодня предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку:

 Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (цирк)

- Так на какую же тему будут предложены сегодня задания? (Задания будут связаны с темой «Цирк»)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия (Решение жизненных задач, связанных с темой «Цирк»)

- Совершенно верно. А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения)

-  На несколько минут приглашаю вас заглянуть туда, где все только начиналось.

    Первый цирк появился в Риме. Но он был очень далек от современного. Акробатов и гимнастов в нем тогда не было. Древнеримские цирки начинали с развлечения людей при помощи гонок на колесницах.  

     Первые признаки современного цирка появились в Лондоне в 18 веке, причем изначально зарождались они также на основе конного спорта.

       Идейный вдохновитель современного цирка — Филипп Астлей. Это простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Филипп разработал свое собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. В его основе лежали конные трюки и акробатические этюды. Чуть позже Астлей стал понимать: публика желает получить еще больше зрелищ, поэтому программу стали постепенно расширять. В нее добавили многочисленные выступления жонглеров, канатоходцев, клоунов, однако в течение длительного времени выступления на лошадях оставались наиболее востребованными и считались «изюминкой» любой программы.

- Какую форму имеет цирковая арена?

- Знаете, почему? Сформулируйте свои предположения, обсудив вопрос в группах. Не забывайте об основных правилах работы в группе: работать должен каждый; один говорит, другие слушают; общаемся вежливо.

-Послушаем, что получилось в каждой группе. Слово первой группе. Второй. … (Представитель от каждой группы высказывает предположения, выработанные в ходе обсуждения)

- На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать оптимальную площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться, не обращая внимания на резкие повороты в 90 градусов.

- И тогда, и сейчас цирк – это постоянное стремление к совершенству и дорога к мечте. Это гордость и преклонение перед смелостью и талантом, упорством и трудолюбием. Цирковые артисты не соревнуются между собой и не ведут борьбу за призы. Их цель – это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Цирк – это восторг и восхищение теми, кто смог прикоснуться к чуду и преодолеть невозможное. Наверное, поэтому люди любят цирк.

- Ну, а мы возвращаемся в день сегодняшний. Вы любите цирк?  Почему?

- Поэтому и посвятим сегодняшнее занятие выполнению жизненных заданий, связанных с темой цирка. А также, по традиции, попытаемся определить, знания каких школьных предметов помогали нам справиться с заданиями.

Этап применения изученных моделей действия.

Фронтальная работа с элементами парной и  самостоятельной работы

- Познакомимся с первым заданием .  (Учащиеся читают текст задания самостоятельно на индивидуальных рабочих листах (См. Приложение 3, задание 1)

- Думаю, ситуация вполне знакомая: семья планирует посещение цирка.

- Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов. А по-другому, стоимость билетов для всей семьи)

- Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на поставленный вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость)

- Напомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара)

- Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах.

- Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку)

- У кого так же, поднимите руку.

- Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда)

- Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Иван)

- Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице)

- В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе)

- Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей)

- Выполните вычисления и запишите ответ в отведенной для этого строке. (Учащиеся выполняют задание учителя)

- Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета)

- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

- Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

- Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения  помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять арифметические действия с многозначными числами,… )

- Есть ли среди них те умения, которые относятся к математике? Приведите примеры. (умение находить стоимость товара, выполнять арифметические действия с многозначными числами,… )

- Какой вывод можно сделать относительно важности  математических знаний и умений в повседневной жизни? Нужны ли они в жизни?

Физминутка

- Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу.

В цирке весело нам очень,
Мы смеемся и хохочем.
По канату мы идем,
Ни за что не упадем.
Мы жонглируем шарами,
Их кидайте вместе с нами.
На арене силачи
Гири жмут, как калачи.
На арену клоун рвется,
Зритель весело смеется.

Этап применения изученных моделей действия.

Групповая форма работы с элементами фронтальной работы

- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к  заданию 2   (Учащиеся читают задание (См. Приложение3, задание 2)

- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в группах. Для этого каждой группе предлагаю Алгоритм выполнения задания (см. Приложение 1) и Приложения–подсказки (см. Приложение 2), если возникнут затруднения.

     В ходе работы групп учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп.

     Пользуясь предложенным алгоритмом и, по необходимости, Приложениями – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах.

Решение:

  1. 1600-300=1300(руб.)-на билеты
  2. 1300:3=400(ост.100)- цена билета
  3. 400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды
  4. Наилучшие места – желтый сектор
  5. Места: 37,38,39 на 10 ряду.

- Проверим, что получилось. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4.  Каким образом подошли к такому результату?  (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)

- Нужны ли были в этом задании математические умения? Какие? (Умение выделить нужную для решения задачи информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество, …)

Этап рефлексии

Фронтальная форма работы

- Занятие подходит к концу. Подведем итог. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)

- Действительно. Как видим, математика не живет отдельной жизнью, она пронизывает бытовую жизнь человека и помогает решать задачи, возникающие в его повседневной жизни.

-Продолжаем подводить итог. Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам  фразы:

  • На занятии я узнал(а)…
  • Я учился …
  • Работая в группе, …
  • Я понял(а) …
  • У меня получилось …
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Мне захотелось…

(По желанию учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана)  

- А цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец занятия:  

Зеленого цвета – работа на занятии доставила мне удовольствие,

Желтого цвета – не совсем доволен своей работой на занятии.

Красного цвета – недоволен своей работой на занятии.

(Под мелодию «Цирковой марш» учащиеся подходят к корзинке с выбранным цветом мячей)

- Я рада, что работа вам доставила удовольствие. Благодарю за плодотворную работу. Занятие окончено.

Приложение 1

        Алгоритм выполнения задания 2:        

  1. Прочитайте текст задания.
  2. Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?
  3. Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.
  4. Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.
  5. Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1.
  6. Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2.
  7. Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3.
  8. Запишите результат в отведенном в задании месте и на выданных листах А4.
  9. Подготовьте устное выступление о проведенном решении и представьте письменное решение на формате А4.

Приложение 2

Подсказка 1:

  1. Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания.
  2. Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания.
  3. Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?

Подсказка 2:

  1. Сколько денег запланировано на покупку билетов?
  2. Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов.
  3. Узнайте цену билета.

Подсказка 3:

  1. Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните,  в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене.
  2. Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов.
  3. В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене.
  4. Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.

Приложение 3

C:\Users\МойПК\Desktop\КОНКУРС УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ\задан ие 1.jpg

C:\Users\МойПК\Desktop\КОНКУРС УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ\задание 2 скан.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие на тему: "Комбинаторные задачи" 3 класс

Знапкомство с комбинаторными задачами на внеурочном занятии....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документе представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Конспект внеурочного занятия. Тема: "Решение интересных задач" (3 класс)

Название кружка: «Умники и Умницы»Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное развитие личностиФорма работы: познавательные игры, интеллектуальный клуб, путешествие.Тема заня...

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов

В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Формирование активной жизненной позиции на уроках и внеурочных занятиях в рамках ФГОС НОО

В статье изложены методы формирования активной жизненной позиции на уроках и внеурочных занятиях...