Внеурочное занятие
план-конспект занятия (3 класс)
Внеурочное занятие по финансовой грамотности на тему "Жизненная математика" для 3 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.06 КБ | |
| 286.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности
Тема занятия: «Жизненная математика. Путешествие в Город Финансов»
Цель: организация деятельности обучающихся для повторения правил финансовой грамотности как важной составляющей повседневной жизни через игровое моделирование ситуаций, связанных с планированием бюджета, безопасным обращением с деньгами и осознанным потребительским поведением.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать ответственность и дисциплинированность в обращении с денежными средствами; формировать ценностное отношение к труду как источнику дохода; содействовать становлению основ финансовой безопасности и критического отношения к необдуманным тратам.
Развивающие: развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей, анализ и синтез информации; умение ставить учебную задачу, планировать последовательность действий, контролировать и оценивать результат.
Образовательные: повторение базовых финансовых понятий: бюджет, доход, расход, сбережения, цена, сдача, чек, безопасность; формирование умения выполнять практические расчёты в рамках заданного бюджета, умения анализировать финансовую информацию.
Уровень достижения воспитательных результатов: 2-й уровень (формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества). Занятие направлено на формирование ценностного отношения к финансовой ответственности, планированию, безопасности через активное участие в игровых ситуациях, требующих коллективного обсуждения и выработки общих правил.
Форма занятия: Игровое занятие-путешествие.
Виды деятельности обучающихся на занятии: игровая (путешествие по станциям), коммуникативная, познавательная (решение практических задач, анализ информации), рефлексивная.
Методы: метод проблемного изложения, игровой метод (сюжетная игра-путешествие, использование маршрутного листа), практический метод.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление познавательного интереса к экономическим явлениям повседневной жизни; осознание важности планирования и ответственного отношения к личным и семейным ресурсам; формирование установки на безопасное и разумное финансовое поведение.
Метапредметные:
Познавательные: способность извлекать информацию из предложенных данных, преобразовывать её (в таблицы, алгоритмы, правила), применять базовые арифметические действия для решения практико-ориентированных задач.
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, грамотно формулировать свои мысли по теме.
Регулятивные: умение самостоятельно фиксировать этапы работы, выполнять учебные действия в соответствии с планом, соотносить результат с целью.
Предметные: знание основных финансовых терминов (бюджет, доход, расход, сбережения), правила безопасного обращения с деньгами, последовательность действий при совершении покупки; умение выполнять простые финансовые расчёты (сумма, сдача, доля); планировать покупки в рамках заданной суммы; анализировать структуру семейного бюджета; формулировать базовые правила финансовой грамотности своими словами.
Оборудование и оформление: проектор, меловая доска.
Музыкальный/дидактический материал: иллюстрации к игре, «маршрутные листы» на каждого ученика, раздаточные листы с заданиями, бумажные шаблоны «золотых монет».
Ход занятия:
Организационный этап
- Приветствие педагога:
У.: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть. У нас сегодня необычный день – мы отправляемся в небольшое, но очень интересное приключение. - Проверка детей:
У.: Отлично, все путешественники на месте. Все готовы к новым открытиям? - Готовность к занятию:
У.: Прежде чем отправиться в путь, давайте проверим снаряжение. У каждого на парте должен лежать ваш личный путеводитель — «Маршрутный лист». Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к работе: рабочий лист с заданиями, пенал и самое главное — внимание! - Мотивация:
Игра «Предмет — действие»:
У.: Ребята, давайте начнём наше занятие с небольшой игры. Я буду показывать картинку с предметом, а вы скажете, что это за предмет и как мы его используем в жизни, для какого дела. Например: «книга» - «читать, учиться».
Ручка - писать.
Мяч - играть.
Тарелка - есть.
Деньги - ...
У.: А вот тут я слышу много разных ответов! Давайте подробнее: что можно делать с деньгами?
О.: Покупать, копить, отдавать, считать, хранить, платить.
Учитель записывает ключевые ответы (покупать, копить, платить) на доске в столбик.
Подготовительный этап
- Сообщение темы:
У.: (показывает на слова на доске) Посмотрите, какое важное слово объединяет все эти действия? Для того чтобы купить, накопить, оплатить - что нужно уметь делать?
О.: Считать, знать математику.
У.: Совершенно верно! Получается, в самой обычной жизни, когда мы имеем дело с деньгами, нам постоянно нужна... математика. Но какая? Не та, что в учебнике со сложными задачами, а какая?
О.: Математика для жизни, житейская математика.
У.: Молодцы! Значит, тема нашего сегодняшнего занятия - «Жизненная математика». - Формулировка цели:
У.: А как вы думаете, ЧЕМУ мы сможем научиться сегодня, разобрав эту тему? Какие у нас будут цели?
О.: 1. Научиться правильно считать деньги (сдачу, траты).
2. Планировать свои покупки, чтобы хватило денег.
3. Понимать, как люди копят на большие цели.
У.: Отлично! Это и есть наши с вами планы на сегодня.
- Планирование деятельности:
У.: Давайте отправимся в путешествие по Городу Финансов. Мы будем останавливаться на разных станциях, а чтобы перейти к следующей - нужно выполнить задание.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ОСТАНОВКИ:
Улица Определений (Задание 1):
Площадь Последовательности (Задание 2):
Парк Безопасности (Задание 3):
Перекрёсток Расчётов (Задание 4):
Супермаркет «Бюджет» (Задание 5):
Банк «Мечта» (Задание 6):
Семейный Центр (Задание 7):
Основной этап
1. Углубление и закрепление знаний (само занятие направлено на закрепление)
У.: Город открывает для нас свои улицы. На каждой остановке вас ждёт задание. Работать можно в парах или тройках, но свой маршрутный лист заполняет каждый!
Остановка 1. «Улица Определений»
Задание 1 (Соедини предметы с действиями)
У.: Первая улица - самая важная. Здесь живут главные слова города. Но они перепутались! Слева - предметы, справа - действия. Ваша задача - провести стрелочки, чтобы каждый предмет нашел свое дело. Например, кто такой «покупатель»? Правильно, человек, который приобретает товар. Работаем в парах, советуйтесь!
Остановка 2. «Площадь Последовательности»
Задание 2 (Определи последовательность)
У.: Жители города очень организованны. Помогите восстановить правильный порядок действий в магазине и для получения скидки.
Остановка 3. «Парк Безопасности»
У.: Следующая остановка - Парк Безопасности. Здесь отдыхают только те, кто знает правила безопасности при обращении с деньгами. Перед вами три утверждения. Вам нужно решить: какие из них являются правильными, то есть полезными и безопасными правилами? Поставьте галочку рядом с правильным утверждением и крестик рядом с опасным или неправильным советом. Работаем самостоятельно, а потом проверим.
Утверждение 1: «Всегда проверяй полученный чек».
У.: Кто поставил галочку? Объясните, почему это правильно?
О.: Чтобы убедиться, что не переплатил, проверить, все ли товары пробили, чек - это доказательство покупки.
Утверждение 2: «Важно хранить крупные суммы дома».
У.: А это правильно? Кто согласен? А кто нет? Почему?
О.: Дома могут украсть, можно потерять, лучше в банке, дома можно потратить.
У.: Это опасный совет! Крупные суммы надежнее хранить в банке. Дома можно оставить небольшую сумму на текущие расходы.
Утверждение 3: «Нельзя передавать деньги незнакомым людям».
У.: Что скажете об этом?
О.: Это правильно утверждение.
У.: Абсолютно верно! Это правило личной и финансовой безопасности.
У.: Молодцы! Вы отлично разбираетесь в правилах безопасности. Запомните их!
Остановка 4. «Перекрёсток Расчётов»
Задание 4 (Проверь расчёты)
У.: Внимание! Здесь часто происходят арифметические аварии из-за невнимательности. Посмотрите на задачу: Даша купила конфеты за 300 рублей, отдала 1000 рублей и получила 700 рублей сдачи. Все ли верно? Посчитайте.
Дети считают индивидуально (1000 - 300 = 700).
У.: Поднимите руку, если ошибки НЕТ, не поднимайте - если есть.
У.: Молодцы! Никакой аварии.
Остановка 5. «Супермаркет «Бюджет»
Задание 5 (Оптимальная покупка)
У.: Ваша задача - сделать самые разумные покупки на 850 рублей. Обсудите в парах, что вы возьмёте и почему. Запишите свой список и сумму в лист с заданиями.
После работы несколько пар озвучивают свои варианты. Учитель подводит к идее «потребности и желания».
Остановка 6. «Банк «Мечта»
Задание 6 (Накопления)
Сергей зарабатывает 30 000 руб. в месяц, откладывает 1/10, цель - 30 000 руб.
У.: В этом банке люди копят на свои мечты. Вот история Сергея. Давайте вместе ему поможем. Сначала посчитаем, сколько рублей в месяц Сергей откладывает. Как найти одну десятую часть?
- Коллективный расчет у доски.
Шаг 1: 30 000 : 10 = 3 000 (руб./мес) - откладывает Сергей.
Шаг 2: Цель - 30 000 руб. Сколько нужно месяцев? 30 000 : 3 000 = 10 (месяцев).
- Вопрос на понимание: А если бы Сергей откладывал не 3 000, а 1 500 рублей в месяц, сколько бы ему пришлось копить? (20 месяцев). Что быстрее? Значит, какое правило для накоплений мы выводим? (Чем больше откладываешь, тем быстрее достигнешь цели).
Остановка 7. «Семейный Центр»
У.: Самая ответственная остановка. Здесь мы учимся планировать бюджет не для себя, а для целой семьи. Ваш «семейный совет» должен:
- Посчитать ОБЩИЙ ДОХОД семьи за месяц.
- Посчитать СУММУ ВСЕХ РАСХОДОВ.
- Найти СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА (что останется, если из дохода вычесть расходы).
- Придумать, на что можно разумно потратить эти свободные средства. Запишите свои расчеты и идеи.
Ход работы: - Группы работают 4 минуты. Учитель помогает тем, кто затрудняется со сложением больших чисел.
- Проверка: Учитель спрашивает результаты расчетов у одной группы, другие проверяют.
Доход: 55 000 + 48 000 = 103 000 руб.
Расходы: 15 000 + 20 000 + 5 000 + 20 000 = 60 000 руб.
Свободные средства: 103 000 - 60 000 = 43 000 руб.
- Обсуждение идей: Куда можно направить 43 000 рублей? (Отпуск, ремонт, новая техника, сбережения «на черный день», благотворительность, образование).
- Ключевой вопрос: «А нужно ли тратить все свободные деньги сразу?» (Нет, часть лучше отложить).
Заключительный этап
- Подведение итога занятия:
У.: Наше путешествие завершено. Вы прошли все испытания! Давайте создадим «Кодекс умного жителя Города Финансов». Каждый вспоминает самые важные правила с разных остановок и формулирует ОДНО самое главное. Запишите его на своей «золотой монете».
Учитель слушает несколько правил от учеников, обобщая пройденное. - Рефлексия:
У.: Вы - настоящие эксперты! Пусть ваша жизненная математика всегда будет точной, а решения - разумными! Спасибо за занятие!
Предварительный просмотр:
ЖИЗНЕННАЯ МАТЕМАТИКА
Задание 1: Соедини предметы с соответствующими действиями:
Карта оплаты | Сотрудник, принимающий оплату | |
Монета | Выдача наличных | |
Покупатель | Продажа товаров | |
Цена товара | Оплата | |
Банкомат | Безналичный расчёт | |
Магазин | Хранение денег | |
Кошелек | Человек, приобретающий товар | |
Кассир | Стоимость продукта | |
Чек | Документ о покупке |
Задание 2. Определи правильную последовательность действий, определи о каком процессе идет речь:
|
|
Это – | Это - |
Ответ: | Ответ: |
Задание 3. Отметь правильные утверждения о денежных операциях:
- Всегда проверяй полученный чек.
- Важно хранить крупные суммы дома.
- Нельзя передавать деньги незнакомым людям.
Задание 4: Проверь расчёты и исправь ошибку, если она есть. Все расчеты делайте письменно и фиксируйте ниже. Запишите свой ответ.
Даша купила конфеты на 300 рублей и получила сдачу 700 рублей, хотя передала кассиру купюру в 1000 рублей.
Задание 5. Рассмотри таблицу цен и составь оптимальную покупку, уложившись в бюджет 850 рублей.
- Молоко — 115 руб. Сахар — 66 руб. Хлеб — 45 руб. Сыр — 120 руб. Колбаса — 280 руб.
Примечание: оптимальная покупка — это выбор товаров таким образом, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности покупателя при ограниченном бюджете. Это значит подобрать такие товары, которые обеспечат максимальную пользу или удовлетворение потребностей за наименьшую возможную стоимость.
Задание 6. Реши комплексную финансовую задачу:
Сергей работает курьером и получает зарплату раз в месяц. Его доход составляет 30 тыс. рублей. Сергей планирует откладывать каждый месяц одну десятую часть зарплаты на будущее путешествие. Через какое время он накопит нужную сумму в 30 тыс. рублей?
Задание 7. Проанализируй схему семейных финансов: доходы, расходы, сбережения.
- Доход отца: 55 тыс. руб./мес.
- Доход матери: 48 тыс. руб./мес.
- Основные расходы в месяц: жилье — 15 тыс. руб., еда — 20 тыс. руб., транспорт — 5 тыс. руб., другие расходы – 20 тыс. руб.
- Свободные средства: 43 тыс. руб./мес.
Общий доход семьи за месяц | Сумма расходов за месяц | Свободные средства | |
Предложите варианты распределения свободных средств: | |||
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Задание 1. Правильный ответ:
Банкомат — Выдача наличных
Карта оплаты — Безналичный расчёт
Кассир — Сотрудник, принимающий оплату.
Кошелек — Хранение денег
Магазин — Продажа товаров
Монета — Оплата
Покупатель — Человек, приобретающий товар.
Цена товара — Стоимость продукта.
Чек — Документ о покупке
Задание 2. Правильные ответы:
Приобретение покупок, правильная последовательность: 1 → 4 → 2 → 3 → 5
Получение скидки, правильная последовательность: 4 → 3→ 2 → 1
Задание 3. Правильные утверждения: Все перечисленные.
- Задание 4. Правильный ответ: Нет ошибок, всё верно рассчитано.
Задание 5. Правильный ответ: Оптимальная покупка — молоко, сахар, колбаса (всего 461 руб.).
Задание 6. Правильный ответ: Накопит за 10 месяцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"
Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».
Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...





