Материалы по адаптации первоклассников
статья

Микрун Елена Викторовна

Материал содержит методику проведения диагностики, анкеты для оценки уровня школьной мотивации и уровня адаптации первоклассников, отчет по итогам адаптации.

Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности  детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация первоклассников к школе116.07 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по адаптации учащихся 1   класса

по итогам 1 четверти 2021-2022уч. г.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Цель адаптационного периода: создать условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Задачи    адаптационного периода:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

В классе     обучается 4 человек:

- 3  мальчиков и1 девочка

- возраст  6,5-7 лет;

- дет/сад посещали все.

 По плану внутришкольного контроля проводилась работа по реализации успешной адаптации учащихся первого класса к школьному обучению, которая включает в себя:

  • Диагностику готовности дошкольников к обучению в школе;
  • Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников;
  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;
  • Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.
  1. Педагогическая диагностика

 В первую неделю обучения ученики прошли диагностическое обследование  с целью установления уровня готовности к школе «Педагогическая диагностика готовности к обучению в школе»  разработана под редакцией Л.Е. Журовой. Она включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка.  

         Обследования показали, что в   классе: (приложение 1)

-высокий уровнень готовности  - учащихся нет

-выше среднего– 1 чел.

-средний -2 чел.

-низкий –1  чел. 

Развитие интеллектуальной сферы:

Высокий уровень - 2 чел

Средний –2 чел

Низкий – 0 чел

          Среди   мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В период адаптации к школьной жизни с учетом диагностических исследований проводились  занятия по введению в школьную жизнь, целью которых были:

  •      обеспечение психологической адаптации детей (создание условий для эмоционального комфорта, доброжелательной атмосферы,  создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом);

•     помощь в осознании и принятии школьной жизни (знакомство с основными школьными правилами);

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Задачи:

•  ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

•  освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе.

2.Анкетирование учащихся

Выводы:

В течение 1 четверти было проведено 2 анкетирования учащихся с целью определения школьной мотивации и адаптации в школе.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой : Большинство обучающихся отмечают, что в школу идут с радостью, им нравится в школе. Дети часто рассказывают о своей школьной жизни родителям, с учителем и одноклассниками у них хорошие отношения. (Приложение 2). Проведя анкету-опрос для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации пришла к выводу, что у большинства детей сформировалось положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Анкета «Хорошо ли ребенку в школе» Приложение 3

Значение шкал

  1. шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

Ниже среднего уровня

Средний уровень 50%

Выше среднего 50%

  1. шкала- дружеские отношения в классе

Ниже среднего уровня

Средний уровень 25%

Выше среднего 75%

  1. шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.

Ниже среднего уровня 25%

Средний уровень 25%

Выше среднего 50%

  1. шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

Ниже среднего уровня 50%

Средний уровень

Выше среднего 50%

  1. шкала - самочувствие, состояние здоровья.

Ниже среднего уровня

Средний уровень 50%

Выше среднего 50%

Наиболее низкие показатели в области «Тревожность, связанная с учебным процессом». (совместная работа с психологом)

3.Организация учебно-воспитательного процесса

    Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Но большинство первоклассников пришли очень шумными, конфликтными, отвлекались на уроках. Им нужно было помочь утвердиться на позиции школьника, почувствовать себя принятым в школьную семью. Ребенок должен быть уверен в своих силах. Для этого с ребенком проводила беседы о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в ней существуют правила.

В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации (сокращенный рабочий день, три урока по 35 минут, на уроке в обязательном порядке проводятся две физкультминутки в игровой форме, последние уроки проводятся в не стандартной форме - уроки – экскурсии, уроки – игры). Классное помещение проветривается во время перемен, уровень освещенности соответствует санитарным нормам. Организовано рациональное питание. Горячим питанием охвачены все дети.

Для большинства детей характерны такие качества, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением. Это связано с особенностями их психики, поэтому я стараюсь не делать резких замечаний, не одергивать их, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения учитываю индивидуальные особенности ученика. Подчеркиваю достоинства и успехи детей. С самого начала поддерживаю общую самооценку ребенка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу, словесная похвала, кивок головой, улыбка, хвалить исполнителя, критиковать только исполнение, предлагаю ребёнку оценить разные стороны своей работы.

Воспитательные моменты включаются в урок, на перемене воспитание происходит по ситуации, а так же собственный пример учителя и родителей.

Большое значение уделялось организационной части урока. Умению организовывать рабочее место (достать нужный учебник, пенал, разложить счетный материал, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Это   работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробного объяснения, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий). На данный момент 1 человек еще не научился самостоятельно контролировать процесс самоподготовки

 По наблюдениям все обучающиеся приняли урок, как учебную деятельность, требующую   обратной связи между учеником и учителем.

             Чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников контроль и оценка результатов обучения   осуществляется при помощи стикеров-наклеек с надписями.  

             Проведен ряд классных часов на тему: «Права и обязанности школьника»,  «Кто я? Какой я?»,  « Что такое поручение?»

               В дальнейшем планирую работу над созданием предпосылок для групповой сплоченности класса (КТД), организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

 

 

 Классный руководитель:                                                   Микрун Е.В.

 

Приложение 1

Результаты диагностики

Для получения выводов об уровне готовности будущих первоклассников к школьному обучению используется четырехуровневая шкала.

1. Высокий уровень готовности к обучению - доминирует 3-х балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (21-24 баллов) Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

2. Выше среднего уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 3-х баллов; (15 – 20 баллов ) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

3. Средний уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 1-3-х баллов; (10-14 баллов) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий с незначительной помощью учителя.

4. Низкий уровень готовности к обучению доминируют 1-балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (до 9 баллов). Нужно принять, что дети, показавшие такой уровень развития в I классе, будут справляться с большинством заданий со значительной помощью учителя.

В ходе педагогической диагностики проверяется:

  • состояние пространственного восприятия;
  • состояние зрительного восприятия;
  • состояние моторики и зрительно-моторных координаций.
  • умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.
  • наличие интуитивных дочисловых представлений;
  • овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах и представлениями об операциях сложения и вычитания;
  • умение сравнивать два множества по числу элементов;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • сформированность предпосылок   к   успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

В результате анализа выполненных тестовых заданий выявлен следующий уровень готовности к школьному обучению, уровень первоначальных знаний:

Бланк обследования

10.09.2021г

Ф.И.

Месяц,

год рождения

Пол

М/Ж

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Приме-

чания

1

сентябрь 2014

м

1

0

2

3

1

1

1

0

10

низкий

2

Март 2015

М

1

1

3

1

3

2

3

0

14

средний

3

Ноябрь 2014

М

1

2

3

1

3

2

0

2

14

средний

4

Сентябрь 2014

Ж

2

3

3

1

3

3

2

2

19

Выше среднего

Выводы:

1.Наиболее развиты умения:

 - Умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

-  Умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

2. Слабо развиты или не развиты вообще:

- Состояние фонематического слуха и фонематического восприятия.

-Интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; способность правильно понимать высказывание.

Приложение 2

Результаты анкетирования « Школьная мотивация»

1.Тебе нравится в школе?

-не очень 0
-нравится 100%
-не нравится 0%

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью 100%

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома 50%
-пошел бы в школу 50%

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится 25%
-бывает по-разному 50%
-нравится 25%

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы 100%
-не хотел бы
-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы 50%
-хотел бы 50%

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто 100%
-редко
-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы 100%

9.У тебя в классе много друзей?

-мало 50%
-много 50%
-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да 100%
-не очень
-нет

Приложение 3

Анкета 

«Хорошо ли ребёнку в школе?»

Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

Ключ к анкете


Шкала1


1.+


6.-


11.-


16.-


21.+


Шкала 2


2.-


7.-


12.-


17.-


22.+


Шкала3


3.-


8.-


13.-


18.-


23.-


Шкала4


4.+


9.+


14.+


19.-


24.-


Шкала5


5.-


10.-


15.-


20.-


25.+


За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале – З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

Значение шкал

  1. шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.
  2. шкала- дружеские отношения в классе,
  3. шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.
  4. шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах
  5. шкала - самочувствие, состояние здоровья.



1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

  1. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
  2. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
  3. Очень хочется отдохнуть.
  4. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
  5. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
  6. Я всегда боюсь отвечать у доски.
  7. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,
  1. Часто па уроках я чувствую, что устал,
  2. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
  3. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
  4. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
  5. Я точно знаю, что мои родители любят меня.
  6. Мне часто кажется, что я болен.
  7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
  8. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
  9. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
  10. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
  11. Я думаю, что плохо вижу.
  12. Мне интересно в школе.
  13. Мне очень нравятся ребята в моем классе.
  14. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
  15. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
  16. Обычно я спокоен и полон сил.

М.И. КУЗНЕЦОВА, Е.Э. КОЧУРОВА,
под ред. Л.Е. ЖУРОВОЙ

Методика проведения педагогической диагностики

и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, то есть проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1-м классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

В ходе педагогической диагностики проверяется:

  • состояние пространственного восприятия;
  • состояние зрительного восприятия;
  • состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
  • умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.
  • наличие интуитивных дочисловых представлений;
  • овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
  • умение сравнивать два множества по числу элементов;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.

Предлагаемая педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им листах.

Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе, в отсутствие родителей. Данные наблюдений и результаты выполнения групповой работы вносятся в бланк обследования, приведенный в приложении.

В то же время данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может сильно растеряться в новой обстановке, у него может именно в этот день болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.д.).

Второй этап – индивидуальное обследование – проводится только с теми детьми, которые ошиблись при выполнении каких-либо заданий в групповом обследовании. Учитель наблюдает за деятельностью ребенка, фиксирует на том же листе для обследования уровень оказанной ему помощи, а результаты выполнения сразу же заносит в бланк обследования.

Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового. Родителям и ребенку сообщается о назначенном для этого времени.

Групповая работа включает в себя обследование:

– состояния зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задание 1);
– уровня пространственных представлений (задания 2, 4);
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 6);
– умения сравнить два множества по числу элементов и выполнить задание в точном соответствии с инструкцией (задание 5);
– умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания и переходить от числа к конечному множеству предметов (задание 3);
– сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 7, 8).

При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил.

1. Если работа проводится без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.
2. На каждой парте для одного ребенка должны быть заранее подготовлены необходимые для обследования листы и набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.
4. Детям предлагается по одному сесть за парты. Если вам известно, что кто-нибудь из детей плохо видит или слышит, посадите его за первую парту.
5. Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Будьте внимательны. Слушайте первое задание".
6. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если вы явно видите, что дети вас не поняли, но нельзя отклоняться от текста. Никаких слов "от себя" добавлять не нужно.
7. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей закончили выполнение предыдущего. Если кто-то не успел выполнить задание, предложите этому ребенку вместе со всеми приступить к следующему. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Закончили работу над этим заданием. Слушайте следующее задание".
8. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 25 минут.
9. Во время работы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: "Очень хорошо!","Вы молодцы!", "Я вижу, у вас все замечательно получается".

Индивидуальное обследование включает в себя задания, предлагаемые детям, допустившим ошибки в ходе выполнения группового обследования:

– уточнение умения сравнивать множества по числу элементов – уточнение задания 5 первого этапа (задание 5-И);
– выявление умения производить классификацию – уточнение задания 6 первого этапа (задание 6-И);
– уточнение уровня развития фонематического слуха и восприятия – уточнение задания 7 (задания 7-И-1, 7-И-2);
– определение сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом – уточнение задания 8 (задание 8-И);

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия.

1. Индивидуальное обследование необходимо проводить с ребенком так, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.

2. Индивидуальное обследование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребенка, как ему будет спокойнее: если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Предложив кому-либо из родителей присутствовать в классе, стоит предупредить о том, что не нужно вмешиваться в беседу, подсказывать, комментировать ответы, делать замечания ребенку.

3. Приглашая ребенка в класс, лучше назвать его по имени, предложить удобно расположиться около своего стола. До начала беседы важно дать возможность ребенку освоиться в новой обстановке, в это время постараться определить состояние ребенка (тревожность, заторможенность, перевозбужденность и т.д.)

4. Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка (как его групповой, так и индивидуальной формы) заносятся в бланк обследования класса. На вертикальной оси приводятся фамилии детей и баллы за выполнение каждого задания. На горизонтальной – номера диагностических заданий: 1 – уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; 2 – уровень развития пространственных представлений; 3 – уровень умения выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от числа к конечному множеству предметов; 4 – уровень сформированности интуитивных топологических представлений; 5 – уровень умения сравнивать два множества по числу элементов; 6 – умение провести классификацию; 7 – уровень развития фонематического слуха и восприятия; 8 – сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом.

https://nsc.1sept.ru/2002/03/1.gif

I этап – фронтальное обследование

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

https://nsc.1sept.ru/2002/03/2.gif

 Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение к баллу.

Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

https://nsc.1sept.ru/2002/03/3.gif

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

0 баллов – задание не выполнено.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".

Задание 3

Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

https://nsc.1sept.ru/2002/03/4.gif

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)

2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4

Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

https://nsc.1sept.ru/2002/03/5.gif

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5

Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

https://nsc.1sept.ru/2002/03/6.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно;

0 баллов – сравнение проведено неверно.

Задание 6

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

https://nsc.1sept.ru/2002/03/7.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – линия проведена правильно (к зверям);

2 балла – линия проведена к птицам;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно
зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

https://nsc.1sept.ru/2002/03/9.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 8

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

https://nsc.1sept.ru/2002/03/8.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – наличие ошибок в один звук;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

II этап – индивидуальное обследование

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5-И

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?"

Если объяснение правильное: "Один круг лишний", "В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет", по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: "Чего больше?"

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6-И

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: "Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям", вы еще раз спрашиваете: "Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?" В случае ответа: "Белка не птица" (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки ("Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов" или "Птицы и белки живут на деревьях"), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7-И

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: "Скажи слово со звуком [с]".

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: "Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку".

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Если ребенок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. За отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания ставится 0 баллов.

Задание 8-И

Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием 8, предлагается дополнительное задание. "В слове "мак" три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где "живет" каждый звук". Учитель медленно произносит слово "мак", ведя указкой по схеме звукового состава слова.

https://nsc.1sept.ru/2002/03/10.gif

Затем учитель предлагает ребенку назвать каждую картинку к заданию 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живет в этом домике.

Если ребенок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребенком произносит каждое слово и ведет указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: "Какое слово живет в этом домике?"

Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется, ставится 2 балла.

Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием – оценка не изменяется, 0 баллов.

Данные педагогической диагностики позволят вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.Школьная адаптация первоклассника.

Статья рассматривает частые ошибки родителей,которые предъявляются ребёнку с началом обучения...

Материалы МО. Адаптация первоклассников.

Адпптация первоклассников....

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

Материалы по адаптации первоклассников

Данные материалы необходимы для выявления уровня готовности первоклассников к обучению в школе...