Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"
статья (1 класс)

Светлана Алексеевна Кулакова

В статье освещаются методические приёмы, помогающие учителю начальных классов пробудить интерес обучающихся к процессу чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная игра становится основой для речевого развития каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни. Для развития техники чтения ребенка необходимо создание максимально насыщенной игры.

Окружающие нас люди являются неотъемлемой частью игры. Речевые высказывания возникают очень часто именно в процессе взаимодействия людей друг с другом, с предметами. Активная речь развивается у ребенка как средство ситуативно-делового общения с взрослым. Такая форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. Открыв для себя независимое существование предметов, малыш устремляется к их познанию.

Необходимо задавать ребенку вопросы, инициировать у ребенка желание в вербальной форме излагать причины, этапы и результаты собственного поведения, разнообразных действий в игре. В этом залог формирования его внутренней речи - несущей оси всех форм и уровней сознания человека.

Для расширения своих читательских возможностей у ребенка есть три основных источника:

1.        Постоянное общение с взрослыми, которые в идеале, находясь рядом с ним, должны выступать в роли «птицы-говоруна» - обсуждать с ним в жанре диалога все, что видят, гуляя на улице, посещая музеи и т.д.

2.        Закрепление образа слова через комплекс разнообразных зрительных, слуховых, вкусовых и обонятельных ощущений, манипуляций с ними.

3.        Приобщение к литературе и искусству. Какой же должна быть игра по развитию чтения?

Игра развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития» каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации игры, направленной на развитие техники чтения, необходимо учитывать коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий. Разговаривая с ребенком нужно следить за своей речью: четко выговаривать сложные слова, правильно и развернуто строить фразы. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности. Нельзя забывать о праве каждого ребенка на развитие техники чтения в собственном темпе.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в игре, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Необходимо понимание и принятие личности ребенка в ходе игры, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность игры. Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении игры.

Необходимо помнить, что игровое поведение - один из фундаментальных видов инстинктивного поведения. Игру по развитию техники чтения можно организовать с помощью кукольного театра дети.

Персонажи кукольного театра являются наглядной и осязательной опорой для составления рассказа, сказки. Игрушка вызывает положительные эмоциональные реакции у ребенка. У него возникает возможность для молниеносной смены ролей. Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушек. Каждая из них диктует свою манеру поведения, интонацию речи. Возникает то, что можно назвать игрой за двоих: когда идет диалог, ребенок почти одновременно выступает в роли спрашивающего, и в роли отвечающего. Приходится ежесекундно перескакивать от одной роли к другой и обратно. Такие игры чрезвычайно полезны для развития ребенка и его техники чтения: он примеряет на себе различные ролевые поведения, учится разрешать конфликтные ситуации. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится ориентироваться в мире людей, изображает их взаимоотношения, варианты начала и завершения разговора. В этих играх используются различные игровые средства, которые выступают в качестве заместителей других предметов. Такие игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, техники чтения, но и на развитие культуры речи в целом.

Полезно готовить необходимый материал для построения сюжета совместно с ребенком. Очень важно, предоставить ребенку возможность выбрать одного персонажа, сделанного из различных материалов (мишка - резиновый, плюшевый, большой и маленький, бурый и белый). Все это позволяет стимулировать речевое развитие - можно попросить ребенка описать, рассказать историю о своем «друге». Чаще всего основу игр по развитию техники чтения составляют сказки. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - все это способствует быстрому развитию техники чтения у ребенка. При повторении сказки дети хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей.

Таким образом, играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, интонации.

Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами сказки, игровой деятельности. Это моделирование. Оно начинается с замещения одних реальных объектов другими условными. В качестве таких заместителей удобно использовать бумажные, геометрические фигуры (круги, квадраты и т.д.), различающиеся по цвету и по величине. Замещение основывается на каком-либо различии между героями. Это может быть различия по цвету (крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце - желтым), по величине (слон - большой кружок, мышка - маленький кружок). Набор заместителей (различных геометрических фигур) должен изготовляться и предлагаться ребенку взрослым. Разыгрывать можно русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д. При этом очень важно выстраивать с ребенком диалогическое общение, закреплять образные речевые обороты, обращать его внимание на способы и приемы решения конфликтных, спорных ситуаций.

Все это играет огромную роль в обогащении речи ребенка и формировании у него техники чтения.

Речевое обозначение игры позволяет эффективно осваивать ее, в дальнейшем разнообразно использовать ее в построении коммуникативных взаимодействиях и развитии техники чтения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных ...

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

В статье рассматриваются возможности применения игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников

Игра как уникальное явление жизни человека и как педагогическая технология с давних пор привлекает внимание учёных и практиков....

Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Учебно-методическая разработка Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

Данная разработка дает понятие игры - как важной технологии в обучении младших школьников.Примеры игровых моментов на уроке будут полезными  в работе учителям начальных классов....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только рабо...