Игровые технологии как средство активизации интереса школьников
статья

Жданова Елена Николаевна

Игра как уникальное явление жизни человека и как педагогическая технология с давних пор привлекает внимание учёных и практиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников

Известно, что у детей велико стремление к познанию через игру. Игра как уникальное явление жизни человека и как педагогическая технология с давних пор привлекает внимание  учёных и практиков. Игровые технологии в воспитании и обучении самые древние. Поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на уроке помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.

Можно утверждать, что применение игровых технологий в учебно – воспитательном процессе – эффективный приём. В чём же заключается эффективность? Во-первых, в создании положительного настроя, во-вторых, в приобретении конкретных практических умений, в- третьих, в расширении кругозора, в-четвёртых, в снижении уровня тревожности перед неизвестным, в-пятых, в выработке активного отношения к жизни и целеустремлённости.   Кроме того, преимущество игры над другими средствами обнаруживается в том, что она способна обеспечить различные формы работы: парную, групповую, коллективную, что позволяет каждому ученику активно использовать время.

Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций: развивает познавательные интересы, толерантность, творческие способности, коммуникативные, способствует повышению самооценки. Названные функции имеют первостепенное значение именно на уроке литературного чтения, который можно представить в различных игровых формах: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, литературные гостиные, салоны и т.д. Не всегда целесообразно проводить весь урок в форме игры, часто учитель использует отдельные игровые моменты, ситуации, которые способствуют развитию у учащихся интереса к предмету.

Использование игровых технологий на уроках способствуют созданию неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный. А так же не забывать о том, что есть несколько советов по использованию игры на уроке, и это, прежде всего: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока, доступность игры для учащихся данного возраста, умеренность в использовании игр на уроках.

Игры можно использовать на всех этапах урока: при актуализации знаний, изучении нового материала, закреплении. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных ...

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

В статье рассматриваются возможности применения игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе....

Статья "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

В статье освещаются методические приёмы, помогающие учителю начальных классов пробудить интерес обучающихся к процессу чтения....

Статья на тему "Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению"

Ведущий вид деятельности ученика начальной школы - игра, поэтому наиболее успешное обучение - это обучение в игре....

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Учебно-методическая разработка Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению.

Данная разработка дает понятие игры - как важной технологии в обучении младших школьников.Примеры игровых моментов на уроке будут полезными  в работе учителям начальных классов....

Игровые технологии как средство активизации интереса школьников к чтению

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только рабо...