"Учебный диалог" выступление на ШМО
презентация к уроку

Сердюкова Оксана Николаевна

"Учебный диалог" выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uchebnyy_dialog_vystuplenie_na_shmo.ppt701.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный диалог как формирование коммуникативных умений у обучающихся Выполнила учитель начальных классов Сердюкова Оксана Николаевна

Слайд 2

Формирование коммуникативной компетенции является одним из приоритетов российского образования . Коммуникативная компетенция (КК) – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей (религиозным, этническим, профессиональным, личностным).

Слайд 3

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Слайд 4

Общие коммуникативные умения: умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; умение раскрывать тему и основную мысль текста; умение собирать и систематизировать материал на отдельную тему; умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст; умение создавать тексты разных типов и стилей речи; умение совершенствовать и редактировать написанное.

Слайд 5

Компетенции: Языковая – знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных . Коммуникативная- способ взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Слайд 6

« Обучать общению, общаясь» - условия современного урока.

Слайд 7

Формирование коммуникативных и языковых компетенций компетенции общепредметные компетенции Коммуникативная компетенция устный диалог задавание вопросов собеседнику, конструирование ответа на вопрос диалог в письменной форме самопрезентация в форме резюме полилог (коллективная дискуссия) ролевая форма представления текста произведения Языковая компетенция письмо орфографическая и пунктуационная грамотность, составление документации речь орфоэпические нормы чтение выразительность, эмоциональность, чёткость

Слайд 8

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и Слушающего, задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу театральных кружков.

Слайд 9

Диалогические формы учебной коммуникации: учебная беседа учителя и ученика; учебная беседа в парах; учебная беседа в группах; дискуссия; ответы на вопросы; ролевая игра; театрализация; блиц-турнир; учебный ринг; защита проекта .

Слайд 10

Д и а л о г Информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) Интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация)

Слайд 11

Учебный диалог - субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное сотрудничество при организации внутри - групповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач. Учебный диалог возникает только в учебной деятельности . Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления - учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

Слайд 12

В диалоге со сверстниками постепенно формируются самооценка, взаимооценка, происходит принятие оценки взрослого и сверстников, в учебном диалоге дети учатся управлять своими действиями и действиями партнёра, а также осуществлять контроль за этими действиями. Продуктивное взаимодействие на первых порах инициирует взрослый. Именно он «выращивает» у детей потребность не просто в общении, а в обмене мнениями, потребность в учебном споре.

Слайд 13

Содержательными компонентами деятельности учителя по организации учебного диалога являются: Организация усвоения детьми речеведческих знаний. Организация полноценной учебной деятельности на каждом уроке по любому предмету. Формирование у учащихся рефлексии. Обучение самих учащихся ведению диалога включает следующие этапы: Обучение детей постановке вопросов. Обучение работе в парах, группах. Обучение ведению групповой и общеклассной дискуссии.

Слайд 14

Обсудим разные способы выполнения задания Ролевая игра Модель ситуации Решение задачи на деление с остатком 9 : 4 = 2 (ост.1) Двух купе мало. Ответ. В третьем купе.

Слайд 15

Создание монологических текстов : тексты на предложенную тему или по выбору; высказывание-рассуждение; тест справочного характера; математический текст; текст-инструкция

Слайд 16

Составь рассказ-инструкцию «Изготовление восьмиугольника».

Слайд 17

Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке: 1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает; 2) следующий ученик читает, а первый записывает; 3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга; 4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст; 5) работа над ошибками. После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

Слайд 18

«Чтение в кружок» («Попеременное чтение») Целью стратегии является проверка понимания читаемого вслух текста. 1. Учащиеся по очереди читают текст по абзацам. Задача читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, который передается следующему чтецу. 2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, слушающие его поправляют.

Слайд 19

Упражнения «гляжусь в себя, как в зеркало..»; «стенгазета»; «шоу дня»; «пресс-конференция»; «шпаргалка»; «наедине с картиной»; «учебное лото» и т.д.

Слайд 20

Упражнение «Шоу дня» Цели упражнения: развивать у учащихся умение самоанализа собственных учебных достижений ,адекватную самооценку; способствовать тренировке коммуникативных умений учащихся класса; формировать культуру коммуникации в системе «учитель-ученик»; воспитывать доброжелательность, критичность мышления, способность критично оценивать свои умения и навыки учебной деятельности

Слайд 21

Ориентировочные вопросы Что я сегодня узнала? Что мне сегодня понравилось? Было ли интересно (скучно)? Хотелось ли мне выслушивать доклад? (+) моменты сегодняшнего выступления? (-) моменты доклада? Мои советы и пожелания.

Слайд 22

Таким образом, при организации учебного диалога в процессе обучения у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия: регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция и др.); познавательные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, произвольное и осознанное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий, моделирование, анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство и др.); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний и др.). Учебный диалог является не только эффективной формой обучения, но и оптимальным способом развития личности обучающихся и активно применяется в сочетании с другими методами, средствами и формами организации обучения, воспитания и развития.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота с окончанием учебного учебного года

Грамота с окончанием учебного года...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Учебный (образовательный) план на 2011 – 2012 учебный год.

Предлагаю учебный( образовательный) план для 1-х классов, которые в 2011-2012 учебном году переходят на ФГОС НОО , для 2-4-х классов  по стандарту 2004 г....

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...