План- конспект выступления на методическом семинаре
учебно-методический материал

Вавшко Галина Михайловна

«Особенности включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс».

«Особенности включения в детский коллектив детей с нарушением слуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект

 выступления на методическом семинаре для педагогов  МБОУ СОШ № 9

Тема: «Особенности включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс».

«Особенности включения в детский коллектив детей с нарушением слуха»

                                                                   Подготовила: Вавшко Г.М

        учитель начальных классов        

           В «Законе об образовании в Российской Федерации» (ст.2) приводится следующее  определение: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) –физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обеспечивает инклюзивное образование.

           Одной из прогрессивных тенденций российского образования является включение детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в обучение вместе с детьми, не имеющими таких ограничений.

           Работу с детьми ОВЗ необходимо вести при наличии элементарных представлений об ограничениях в здоровье детей, таких как: особенности

развития интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, расстройства аутистического спектра. Остановимся на особенностях включения в детский коллектив детей с нарушением слуха.

           Нарушение слуха является основным словосочетанием, которым обозначают большой диапазон потери слуха у детей. По статистике, один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается –сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действующими на слух. Термин «нарушение слуха» не должен восприниматься как «ребенок совсем ничего

не слышит» или «живет в мире тишины». Современные способы помощи таким детям и слухопротезирование позволяют значительно улучшить качество их жизни. В зависимости от того, когда ребенок потерял слух, можно выделить три категории детей:

Дети с глубокой потерей слуха. Они потеряли слух с самого рождения или в

первый год жизни. Такие дети очень трудно обучаются речи. Они чаще используют язык жестов для общения.

Дети, которые потеряли слух в период от 1 года до 5 лет. Это этап активного развития речи ребенка. Такие дети будут испытывать трудности при овладении речью.

Дети, которые потеряли слух после того, как полностью овладели речью.

Им значительно проще общаться с окружающими и понимать обращенную речь.

           Нарушения слуха у детей могут быть разной степени тяжести. По международной классификации выделяют следующие степени:

-Ребенок с трудом распознает тихую речь и беседы, но справляется с этим в тихой обстановке (снижение слуха в пределах 25–40 дБ);

-Ребенок испытывает трудности в понимании беседы, особенно когда присутствует шум на заднем плане, необходима повышенная громкость для просмотра видео и прослушивания аудиофайлов (40–55 дБ);

-Ребенку сложно различать обращенную речь (она должна быть громкой), особенно при групповой беседе (55–70 дБ);

-У ребенка значительная потеря слуха – он не слышит нормальную разговорную речь, испытывает трудности при распознавании даже громкой речи, при отсутствии дополнительного шума способен понимать крик и преувеличенно четкую и громкую речь (70–90дБ).

    Признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка наличие проблем со слухом::

-ребенок часто переспрашивает;

-ребенок плохо понимает речь при шуме;

-ребенок при общении всматривается в артикуляцию говорящего;

-ребенок стал сильно увеличивать громкость телевизора/музыкального центра;

-ребенок не реагирует на обращенную речь, если стоит спиной к говорящему или говорящий стоит к нему спиной;

-ребенок постоянно громко разговаривает, в том числе в спокойной обстановке;

-у ребенка наблюдаются стойкие нарушения речевого развития (например,

длительное нарушение звукопроизношения).

Для улучшения слуха у детей используют слуховые аппараты. Слуховой аппарат – это современное высокотехнологичное устройство для связи ребенка и окружающего его мира. Он не только усиливает звуки, но и устраняет проблемы в определенном диапазоне.

Еще одним способом помощи слабослышащим детям является кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация – это высокотехнологичная и дорогостоящая медицинская операция. Она заключается в установке в височной доле головы и в ухе ребенка специального устройства. Оно состоит из двух частей: внутренней и внешней. Внешняя часть включает в себя процессор речи, который улавливает звуки и передает их во внутреннюю часть, включающую еще один процессор, передающий информацию в волокно слухового нерва. После такой операции ребенку нужен длительный период восстановления. Ребенок адаптируется к новым ощущениям и обучается слышать звуки

окружающего мира.

          По мнению ведущих специалистов, работающих с детьми с нарушением слуха, слабослышащий ребенок прекрасно развивается как обычный нормальный человек при одном условии. И это условие – сохранение отношения к ребенку всех окружающих, и в первую очередь взрослых, которые с ним общаются, как к нормальному .

          Специалисты, работающие с детьми со снижением слуха, часто говорят об их обидчивости. Как известно, обида – это болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения его другими людьми. Обида возникает как следствие недостаточного внимания к ребенку со стороны взрослых или других детей, отказа в чем-то нужном и желанном или отсутствия похвалы со стороны взрослого.

           Поведение обидчивых детей двояко. Оно может быть демонстративным и направленным на привлечение внимания, или же ребенок отказывается от общения с обидчиком и молчит. У ребенка формируется напряженно-болезненное отношение к себе и к оценке себя. Такое поведение становится привычной формой реагирования на ситуации.

         Для полноценного включения ребенка в детский коллектив и в образовательные программы необходимо соблюдать некоторые простые условия, вытекающие из особенностей восприятия ребенком окружающего пространства.

1. Привлекайте внимание ребенка. Перед тем как начать говорить с ребенком, сделайте так, чтобы он понял, что вы обращаетесь именно к нему. Это можно сделать жестами или дотронувшись до него рукой. В шумной обстановке во время больших мероприятий  постарайтесь подвинуться ближе к ребенку и при необходимости комментировать происходящее. Не начинайте разговор с ребенком, пока не удостоверитесь, что он вас

видит. Обратитесь по имени или слегка похлопайте его по плечу. Убедитесь, что он готов вас слушать. Не обращайтесь с просьбами и указаниями к ребенку, который стоит к вам спиной.

2. Говорите четко. Это поможет ребенку лучше вас понять. Дети с потерей слуха обращают особое внимание на выражение лица и движение губ собеседника. Многие из них понимают речь по движениям губ во время разговора.

3. Говорите короткими фразами. Продублируйте длинную инструкцию лично для слабослышащего ребенка более короткими фразами. Это не займет много времени и позволит ребенку справиться с заданием и чувствовать себя успешным.

4. Говорите чуть медленнее, чем обычно. Наблюдайте, понимает ли вас ребенок. Спросите его, все ли он понял и что именно он понял. При необходимости повторите еще раз.

5. Используйте письменную речь. Если ребенок не очень хорошо владеет устной речью или плохо понимает ее, для общения с ним можно использовать короткие записи. Помните об этом и не упускайте такую возможность. Носите с собой блокнот и ручку и научите этому других педагогов. Ведь ребенок в школе может контактировать с любым взрослым, и они должны быть к этому готовы.

6. Слушайте ребенка! Это очень актуально, так как ребенок может говорить в непривычном для окружающих темпе: чуть медленнее и менее интонационно- выразительно. Особенно это проявляется при волнении. Поэтому давайте ребенку возможность говорить в комфортном для него темпе.

7. Обеспечьте эмоциональное благополучие каждого ребенка в классе! Это происходит через непосредственное общение с каждым и уважительное отношение к его чувствам и потребностям.

8. Напомним еще раз, что слуховой аппарат – дорогостоящее оборудование. Педагогу надо следить за тем, чтобы ребенок его не потерял и не сломал. Слуховой аппарат необходимо снимать перед плаванием в бассейне. Договоритесь с ребенком, куда он его положит, и проверьте, чтобы ребенок не оставил аппарат на бортике бассейна или на скамейке в раздевалке.

         И, так  для успешного развития ребенка с нарушением слуха необходимо, чтобы в школе и педагоги, и дети взаимодействовали с ним. Слабослышащий ребенок нуждается в общении и не должен находиться в изоляции. Коммуникация с другими участниками образовательного процесса поможет преодолению  трудностей адаптации ребенка и его участию в общих играх и мероприятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

План методического семинара

Новые формы аттестации педагогических работников...

3 раздел. План методической работы. План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней. План участия в работе РМО учителей начальных классов.

3 раздел. План методической работы.План участия в методических и профессиональных мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней.План участия в работе РМО учителей начальных классов....