Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100»

                                                                Нет ничего нового под солнцем,

                                                                но есть кое-что  старое, чего мы

                                                                не знаем.

Лоренс Питер, американский педагог.

Педагогическая технология – такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Различают три основных группы технологий: объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения.

Сегодня все основные государственные документы подчеркивают в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию.

Что такое личностно-ориентированное образование?

Это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребёнка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.

Какие факторы определяют возможность целенаправленного развития личности в процессе обучения?

  1. Алгоритм деятельности учителя, его личностные и профессиональные качества;
  2. Используемые учебники и пособия, написанные в рамках личностно-ориентированного подхода;
  3. Формы и методы организации классно-урочной и внеурочной деятельности.

Надо отметить, что социальная среда  тоже имеет и при том огромнейшее влияние на развитие ребёнка. Однако влиять на неё сегодня не представляется возможным.

Какими правилами должен руководствоваться учитель, начавший работать в рамках личностно-ориентированного образования?

  1. Признание приоритета личности перед коллективом.
  2. Создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребёнок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность других.
  3. Ученический коллектив и педагог должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого.
  4. Признать то, что ученик обладает определёнными правами, которые священны для учителя.
  5. Отказаться от ранжирования детей на сильных и слабых, просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.                                                                     Минимум отметок – максимум оценок.
  6. Признать, что учитель – такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями, его мнение в дискуссии является одним из многих.
  7. Перейти от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»
  8. Понять то, что чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель и чем больше даёт высказываться и сделать ученикам, тем эффективнее процесс.
  9. Понять то, что ученики могут знать что-то лучше учителя.
  10. И последнее, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что учится он не для учителя и не для родителей, а для того, чтобы занимать сейчас и занять в будущем своё достойное место в жизни общества.

Образовательная система  «Школа 2100» подразумевает непрерывность и преемственность образования, которые в свою очередь предполагают разработку и принятие единой системы и целей и содержания образования на всём протяжении образования: детский сад, начальная школа, общее среднее образование.

В основу учебно-методического комплекта «Школа 2100» положены следующие принципы:

- Личностно – ориентированные:

   1) принцип адаптивности;

   2) принцип развития;

   3) принцип психологической комфортности.

- Культурно-ориентированные принципы:

   1) принцип картины мира;

   2) принцип целостности содержания образования;

   3) принцип систематичности;

   4) принцип смыслового отношения к миру;

   5) принцип ориентировочной функции знаний;

   6) принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

- Деятельностно ориентированные принципы:

   1) принцип обучения деятельности;

   2) принцип управляемого перехода от деятельности  в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

   3) принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;

   4) принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;

   5) принцип потребности в творчестве и умений творчества.

Технология обучения.

I. Технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Эта технология применима на любом предметном содержании и любой ступени. В частности она реализуется в образовательной системе «Школа 2100».

Давно известно, что основными образовательными целями учебного процесса являются:

Знания – принимаемая и воспринимаемая научная информация;

Умения – применяемые на практике знания;

Навыки – автоматизированные действия.

Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала.

Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений.

Навыки вырабатываются путём многократного повторения действия (например, на этапе устного счёта и чистописания)

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебнике и дополнительных источниках набора и не представляют для учителя сложности.

Этап введения знаний организуется посредством методов – определённых сочетаний заданий, приёмов, вопросов. Именно этот этап является наиболее сложной (творческой!) частью подготовки урока. Возможно поэтому методы введения новых знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.

Классификация методов обучения.

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания.

Вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна.

При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» нового знания учащимися и, значит, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

Однако учебная деятельность творческого типа может иметь разный характер. В одних случаях она действительно адекватна подлинному научному творчеству, а в других является лишь имитацией.

Таким образом, дополнительным основанием для классификации проблемных методов является характер учебной деятельности. По этому основанию проблемные методы можно разделить на классические и сокращенные.

В настоящем научном творчестве постановка проблемы идёт через  проблемную ситуацию и организацию выхода из неё:

1) учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

2) ученик сам осознаёт противоречие и формулирует проблему;

3) учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать  проблему.

Таким образом,  из всей палитры проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалог.

II. Технология постановки учебной программы.

Поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим либо сформулировать тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Этот метод является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления 4-х педагогических действий:

- создание проблемной ситуации;

- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждения к формулированию учебной проблемы;

- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулировке

  1. Одновременно сообщить противоречивые факты, теории, точки зрения.

О фактах

- что вас удивило?

- что интересного заметили?

- какие вы видите факты?

О теориях

- что вас удивило?

- сколько существует теорий?

(точек зрения)

  1. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Сколько в классе мнений?

Почему так получилось?

  1. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «Ошибку»
  2. Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

- Вы сначала как думали?

А теперь.

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

  1. Дать практическое задание, невыполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание?

Почему? В чем затруднились?

  1. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается?

В чем затруднение?

  1. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим
  2. Шаг 2. Доказать, что задание не выполнено

- Что вы хотели сделать?

- Какие знания применили?

- Задание выполнено?

  1. Подводящий к теме диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы проще, так как не  требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку вопросов, посильных ученику, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволит учащимся сформулировать тему урока.

При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Но если это происходит, необходима реакция учителя: Кто думает иначе?

  1. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Это наиболее частый метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что  тему урока сообщает учитель, но вызывает к ней интерес применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» используют сказки, легенды, случаи из истории, науки, шутки и т.д.

Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

III. Технология поиска решения учебной проблемы.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.

  1. Побуждающий к гипотезам диалог.

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует 4-х педагогических действий:

- побуждение к выдвижению гипотез.

Это значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержала проверку и будет искомым знанием. (найди ошибку. Докажи. Русский язык: безуд.гл.проверяемая, зв.глух.согл., правописание падежных окончаний, личных окончаний глаголов и т.д.)

- принятие выдвигаемых учениками гипотез.

При побуждающем диалоге есть опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками гипотезы, что лишает шаг проверки всякого смысла.

- побуждение к проверке гипотез.

Смысл проверки состоит в приведении аргумента (это так, потому что…)

- принятие предлагаемых учениками проверок.

При побуждающем к проверке гипотез диалоге могу предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учитель реагирует немедленно: Кто думает иначе?

- порядок выдвижения гипотез на уроке.

Существует два варианта выдвижения гипотез: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется ошибочная гипотеза, затем другая и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором – все гипотезы (и правильная, и ошибочная) выдвигаются сразу. А потом начинается проверка.

Диалог начинается с общего побуждения

56 х 21 – Какие есть гипотезы?

2) Подводящий к знанию диалог.

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует ни выдвижения гипотез, ни проверки их. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов, заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания.

Таким образом, сходство трёх основных методов решения учебной проблемы в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками. Различие же – в характере учебной деятельности школьников, следовательно, в развивающем эффекте.

Структура урока.

По каждому предмету есть соответственно учебнику авторская методика. По ней и строится урок с учетом профессионализма и индивидуальных качеств учителя.

Русский язык.

При подготовке к уроку русского языка по данной программе и анализе урока необходимо иметь в виду основную особенность курса – его непрерывность, поскольку в содержании работы по русскому языку и в начальной и в основной школе прослеживаются одни и те же содержательно-целевые линии развития ученика средствами предмета:

  1. Овладение функциональной грамотностью;
  2. Дальнейшее овладение русским языком;
  3. Овладение продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи;
  4. Овладение орфографией и пунктуацией;
  5. Овладение умениями и навыками понимания и анализа текстов различных видов;
  6. Приобретение и систематизация языковых, прежде всего грамматических, знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка;
  7. Раскрытие для детей культурологического и воспитательного потенциала языка;
  8. Формирование у детей «общелингвистической компетенции»;
  9. Формирование у детей чувства языка.

Структура урока строится в соответствии с типом урока.

Урок объяснения нового материала.

  1. Орг. Момент
  2.  5-минутка чистописания
  3.  Самодиктант, взаимодиктант или словарный диктант (5-6 слов)
  4.  Мотивация: от интереса учащихся к новой теме.

  Введение в тему. Формулирование познавательной цели и темы урока (возможно в конце урока или по ходу его)

  1.  Зрительное восприятие нового материала в тексте упражнений или зрительное его предъявление на доске (в таблице, через кодоскоп и т.д.) Актуальность темы, создание проблемной ситуации
  2.  Открытие новых знаний.

а) постановка проблемы

б) поиск решения

Это выдвижение гипотез и работа побуждающим диалогом или беседа по новому материалу с использованием вопросов, заданий к упражнениям. Разъяснение учителем непонятных ученикам слов, выявление ключевых слов для восприятия новой темы (возможна запись ключевых слов на доске и в тетради)

в) использование вопросов учебника в целях систематизации нового материала

г) самостоятельное формулирование учащимися правила (определения)

д) чтение правила (определения) по учебнику.

7.  Воспроизведение нового знания в разных формах.

8. Практическая часть урока (Начало формирования умений. Последовательное выполнение упражнений. Называние цели выполнения конкретного упражнения, образец выполнения).

В том случае, если в разделе имеется алгоритм (ход рассуждения для верного применения того или иного правила), практическая часть урока должна начинаться либо с анализа предлагаемого в учебнике хода рассуждения: выявления логики последовательности «шагов», либо с составления подобного хода рассуждения самими учениками под руководством учителя.

По окончании данной работы учитель даёт образец рассуждения.

9. Подведение итогов работы.

Мини-опрос с обобщением новых сведений. Называние умений, которые развивались у учеников в ходе выполнения упражнений. Положительная оценка работы учащихся на уроке.

10. Домашнее задание.

Закончить своё выступление хочу словами того же американского педагога Лоренса Питера:

                                                                        Кто умеет, делает;

                                                                        Кто не умеет, учит других;

                                                                        А кто не умеет и этого,

                                                                        Учит учителей.

Я же только начинаю работу в системе 2100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на методическом объединении "Современный урок в начальной школе"

В презетации показаны примеры составления опорных схем для запоминания учебного материала...

Выступление на методическом семинаре "Квест как современная педагогическая технология"

Данная работа знакомит вас с новой  педагогической  технологией.   Квест  - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определе...

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...

Методический семинар "Современный урок"

материал предназначен для методических семинаров, педагогических советов...

Методический семинар "Современный урок в начальной школе"

В презентации представлена система моей работы по теме "Современный урок в начальной школе", каким должен быть современный урок, этапы современного урока, а также представлены применяемые мн...