Выступление на методическом семинаре "Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках игротерапии как средство формирования психических и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ "
статья на тему

Ренжина Татьяна Александровна

Материал будет полезен для учителей начальных классов коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках игротерапии как средство формирования психических и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В.А.

Известно, что сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит его вхождение в познавательный процесс.  

Сенсорное развитие детей с ОВЗ в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, что затрудняют их знакомство с окружающим миром.

Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести умственного развития.

Поэтому приходится постоянно искать новые и совершенствовать уже имеющие формы и методы работы с такими детьми, и с этой точки зрения такой формой становятся  игровые технологии, которые являются одним из ресурсов формирования познавательных интересов умственно отсталых учащихся.

Игра – одна из форм обучающего воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, коррекционно-развивающая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В связи с выше сказанным возникает противоречия:

  • между  значительным потенциалом занятий игротерапии для развития и коррекции обучающихся с ОВЗ и отсутствием методических наработок данной проблематики;
  • между требованиями современного образования в использовании ИКТ и отсутствием электронных (мультимедийных, интерактивных) средств обучения

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Решением обозначенных выше проблем стала разработка программы по курсу коррекционно-развивающих занятий «Игротерапия», данный курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Для данного курса был разработан цикл комплексных упражнений по развитию и коррекции психических процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы детей с проблемами интеллектуального развития. Данный учебный курс был внесен в учебный план, как наиболее успешно решающий проблему развития и коррекции детей с ОВЗ.

Количество часов по программе 1- 4 классов составляет за год -34 часа. Структура разделов в каждом классе и количество часов по разделам одинаковы.

Программа игротерапии включает в себя следующие разделы, представленные на слайде:

  • формирование моторики и графомоторных навыков;
  • - формирование тактильно-двигательного восприятия;
  • - формирование кинестетических и кинетических ощущений;
  • - формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование;
  • - формирование зрительного восприятия;
  • - формирование представлений об особых свойствах предметов;
  • - формирование слухового восприятия;
  • - формирование пространственных представлений;
  • - формирование временных представлений.

Целью данного курса является: развитие психомотрики и сенсорных процессов посредством использования на уроках игротерапии коррекционно-развивающих упражнений.

Достижение цели предполагает решение ряда задач в развитии и коррекции обучающихся с ОВЗ:

  • обогащение познавательного опыта, нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия свойств предметов;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики;
  • совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Этапы работы над проблемой

  • Изучение литературных источников;
  • Разработка комплекса упражнений для учебного курса «Игротерапия»;
  • Апробация упражнений на занятиях;

Спецификой построения коррекционно-развивающих занятий игротерапии в нашей школе является логическая взаимосвязь всех заданий, содержание которых включает в себя игровые действия. Единая сюжетная нить, пронизывающая всё занятие позволяет детям с нарушением интеллекта достаточно быстро овладевать предметными и игровыми действиями. Это может быть путешествие в сказочный лес, прогулка по летнему лугу, поход в магазин, в библиотеку, в кино и т.д. Вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств.

В классе есть дети, которые обучаются по СИПРам, поэтому при выборе игр учитываются возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности. На занятиях используются различные игры для коррекции познавательной деятельности, направленные на формирование сотрудничества ребёнка с взрослым, по развитию предметной и игровой деятельности, по сенсорному развитию, по развитию речи.

На современном этапе одним из требований ФГОС является требование к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Так использование ИКТ на уроках игротерапии дает возможность отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук, видео. Позволяет быстро перемещаться от одного источника информации к другому. Привлекает детей ярким видеорядом. А игры, упражнения, тесты, задания, интерактивные плакаты, разработанные в различных программах (MS Word,  MS PowerPoint, Paint, SMART Notebook и др.) являются эффективным средством коррекции мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, эмоциональной сферы, что и  решает цель  предмета игротерапии.

Интерактивный плакат может служить для достижения дидактической цели при решении различных учебных задач: это может быть и раскрашивание картины, может быть складывание   пазла, может быть путешествие по лабиринту и т.д.

Приведу пример использования интерактивного плаката на уроке игротерапии в 1 классе по теме «Закрепление знаний об основных цветах: красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый». Это урок комплексного применения знаний.

Используемая на уроке презентация состояла из нескольких слайдов. Работа с первым слайдом проходила на этапе мотивации и целеполагания, где происходит диалог между педагогом и учащимися по сравнению  красок зимней и летней природы с помощью картинок и звуков леса.

Второй слайд - основной  применяется в режиме интерактивного плаката (с использованием пиктограмм и триггеров), где сначала появляются контуры серой бесцветной летней поляны.

По мере выполнения упражнений картинка заполняется различными цветами,  дети выполняют  упражнения для получения полной картины летнего дня одновременно обобщая и систематизируя полученные знания.

Еще одним полюбившимся упражнением  - является игра кубики.

Приведу примеры упражнений «форма и цвет» и «картинка и текст».

Задание 1: запомните на слух и выложите в названном порядке: синий квадрат, желтый треугольник, зеленый овал, красный круг. Справились.

Возьмите следующий набор кубиков.

Задание 2. Сложите картинку с изображением зимнего пейзажа. Переверните кубики. Прочитайте текст. Далее идет работа с текстом. Или м.б. наоборот. Сложите текст о весне. Прочитайте. Переверните кубики и рассмотрите картинку.

Работая с кубиками вы убедились насколько многогранна коррекционная работа: это и развитие мелкой моторики, логического мышления,  наблюдательности, функций анализа и сравнения, формирования навыка чтения, сколько граней должен ребенок прочитать, чтобы выбрать определенный текст.

Классификация упражнений используемая на уроках игротерапии основывается на активизации определенных процессов психических функций:

  • Упражнения на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнений, классификация и другие): «Четвёртый лишний»; Найди сходство»; «Найди пару»; «Найди отличие»; «Кроссворд»; «Сложи пазл»; «Найди закономерность».
  • Упражнения на развитие памяти: «Запомни предметы»; «Фотоаппараты»; «Что изменилось»; «Восстанови».
  • Упражнения на развитие внимания: «Найди различия»; «Сосчитай предметы»;  «Что изменилась?»; «Найди предмет»; «Укажи верный путь», «Восстанови по образцу».
  • Упражнения на развитие восприятия: «Загадочные контуры»; «Облака – загадки»; «Раскрась картинку»; «Подбери звук».
  • Упражнения на развитие речи: «Восстанови текст»; «Закончи предложения»; «Подбери название»; «Из двух слов - третье»; «Конструирование слова»; «Озаглавь текст».
  • Упражнения для отдыха и релаксации: «Прогулка»; «Внимательные глазки»; «Солнечный зайчик».
  • Упражнения на развитие мелкой моторики: «Собери бусы», «Художники», «Разноцветные колечки».

Для отслеживания динамики развития психомоторных и сенсорных процессов использовались методики оценки зрительного, слухового, пространственного, временного восприятия, оценка восприятия эмоций. Для оценки психомоторного развития, были взяты диагностические задания, разработанные Н. И. Озерецким, М. О. Гуревичем: оценка мелкой моторики, зрительно-моторной координации.  

Для исследования сенсорных процессов учащимся предлагались задания типа узнавание контурных изображений, узнавание зашумленных и наложенных изображений, тесты зрительно-моторной координации. Выполнение любого задания оценивается по 10 бальной шкале, суммарный балл по всем показателям и является оценкой уровня развития данного показателя. Так по сенсорному развитию максимальная сумма баллов 130, а по психомоторному 60 баллов. 

Сравнительные результаты эксперимента можно увидеть в таблице 1.

Ф.И. учащегося

Сентябрь

Январь

Сенсорное развитие

Психомоторное развитие

Сенсорное развитие

Психомоторное развитие

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

  1. Душкин И.

31

низкий

22

низкий

39

низкий

28

низкий

  1. Жигарев Г.

46

средний

34

средний

55

средний

45

средний

  1. Храбрых К.

18

низкий

15

низкий

23

низкий

20

низкий

  1. Дресвянников В.

27

низкий

23

низкий

31

низкий

29

низкий

На диаграмме 1 наглядно видно динамику уровня сенсорного развития.

Диаграмма 1.

На диаграмме 2 наглядно видно динамику уровня психомоторного развития.

Диаграмма 2.

Как показала практика, представленная система работы с использованием коррекционно-развивающих упражнений на уроках игротерапии эффективна и результативна. Использование на коррекционных занятиях игровых технологий способствует развитию высших психических функций, мелкой моторики, сохранению и укреплению психологического здоровья детей. Создает условия для развития у детей познавательного интереса, формирует стремления ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Тем самым создает необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

Опыт работы по теме был представлен на практико-ориентированном семинаре для педагогов специальных учреждений области по теме «Использование ИКТ на современном уроке в специальной (коррекционной) школе VIII вида». На конференции «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» в ИРО Кировской области. По итогам конференции опубликована статья.

В перспективе – разработка методических рекомендаций по организации занятий игротерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно – методическое обеспечение коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса с фонетико – фонематическими нарушениями

Программно – методическое обеспечениекоррекционно – развивающей деятельностиучителя – логопеда с обучающимися 1-го классас фонетико – фонематическими нарушениями...

Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников".

Выступление на семинаре. А данную презентацию учитель может использовать на устном счёте.Задания помогают развивать логическое мышление,математическую речь,умение сравнивать и обобщать....

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...

Методический комплекс коррекционно-развивающих программ направленный на формирование социально-личностной сферы обучающихся с умеренной умственной отсталостью 7-15 лет

Цель: Создание условий для гармоничной и естественной социализации личности обучающихся с умеренной умственной отсталостью.Основные задачи:1.Способствовать оптимизации эмоционального состояния и повед...

Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса

Адаптированная  коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...