Программно – методическое обеспечение коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса с фонетико – фонематическими нарушениями
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Программно – методическое обеспечение

коррекционно – развивающей деятельности

учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса

с фонетико – фонематическими нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_ffn_1klass.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Научно – методический информационный центр»

        

Программно – методическое обеспечение

коррекционно – развивающей деятельности

учителя – логопеда с обучающимися 1-го класса

с фонетико – фонематическими нарушениями

Методические рекомендации

Белгород 2014

Пояснительная записка

        

Настоящая программа разработана на основе:

  1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
  2. Программы «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1-х классов с ФФНР». Дорофеева, Л.В. Семенюта. Л А. Маленьких. (Коррекция нарушений речи у младших школьников / Авт.-сост. СЕ. Дорофеева, Л.В. Семенюта. Л А. Маленьких. — М.: ТЦ Сфера, 2011. . (Библиотека Логопеда). (3)).
  3. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М-2010;
  4. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»  ТЦ Сфера, 2012.
  5. Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.;
  6. Е.В.Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

В условиях реализации программы на нее отведено 60 часов (2 часа в неделю). Программа направлена на восполнение пробелов в звуковом и лексико-грамматическом строе речи.

Цель программы: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Устранить недостатки устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи программы:

  • формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
  • формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • определять ударные и безударные гласные;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
  • определять количество звуков и слогов в словах;
  • развивать пространственно-временные представления;
  • развивать психологические предпосылки к обучению;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению.

УУД:

Личностные:

  •  положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
  •  фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
  •  самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

  •  определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;
  •  выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  учиться корректировать и оценивать выполненные задания.

Познавательные:

  •  поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  •  осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
  •  самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;
  •  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ведущая технология, ее цели и задачи:

Используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной форсированности речевых навыков (умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной форсированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка) и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Звукопроизношение и фонематическое восприятие.

Сохранней всего бывает состояние звукопроизношения. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков, а также сигматизмы. У части детей могут сохранятся проявления инфантильной речи по типу Легкого физиологического косноязычия. Наблюдаются затруднения при произнесении трудных по звуко-слоговой структуре слов. Типична неустойчивость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков требует у этих детей продолжительного времени.

Ученики допускают ошибки при звукобуквенном и слоговом анализе слова (самая характерная ошибка - при проведении звукового анализа является 'подмена его слоговым анализом; т.е. они не выделяют стоящие рядом гласные звуки или выделяют сонорные звуки как самостоятельный слог).

Словарный запас.

Поступающие в первый класс дети рассматриваемой группы обладает бедным и малодифференцированным словарным запасом. Они смешивают названий сходных предметов, неуверенно пользуются словами-обобщениями. Обнаруживают не дифференцированность глагольного и прилагательного словаря: дети этой категории затрудняются актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.

Грамматический строй и связная речь.

В устной речи первоклассников с фонематическими нарушениями нет такого количества аграмматизмов, как у детей с общим недоразвитием речи. Они в основном правильно изменяют имена существительные по падежам, согласовывают прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе. Но это кажущееся отсутствие ошибок связано, в первую очередь, с тем, что в речи детей мало прилагательных, безударные гласные произносятся неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой, знакомой ребенку. При попытках же пересказа текста, составления рассказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Выявляются ошибки не только в управлении, но и в согласовании. Характерней ошибкой является опускание предлога, наблюдается и смешение предлогов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Учебно-тематический план

(1 класс ФФН)

п\п

Наименование раздела

Часы учебного времени

По плану

Фактически

Дифференциация гласных

 1-2 ряда

15

Парные согласные

23

Непарные согласные

16

Мягкий и твердый знаки

6

Всего:

60

Требования к уровню подготовки обучающихся

             В результате прохождения программы, обучающиеся  должны:

знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы;
  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
  • различать между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова;
  • дифференцировать звуки.

уметь:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • определять ударные и безударные гласные, слоги;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
  • определять количество звуков и слогов в словах;
  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов;
  • восстанавливать предложения с заданными звуками.

Календарно-тематическое планирование

для 1 класса группы фонетико-фонематическое недоразвитие речи

п/п

Кол-во

Наименование раздела и тем

Дата проведения

План

Факт

I

Дифференциация гласных 1-2 ряда

1

1

Речь (функция речи). Понятие о звуках.

2

1

Буквы. Отличие букв и звуков.

3

1

Гласные звуки [а][о][у]

4

1

Гласные звуки [ы][э]

5

1

Гласная буква Я

6

1

Дифференциация гласных А-Я

7

1

Гласная буква Ё

8

1

Дифференциация гласных О-Ё

9

1

Гласная буква Ю

10

1

Дифференциация гласных У-Ю

11

1

Гласная буква И

12

1

Дифференциация гласных Ы-И

13

1

Гласная буква Е

14

1

Дифференциация гласных Э-Е

15

1

Контрольное занятие по разделу дифференциация гласных 1-2 ряда

II

Парные согласные

16

1

Согласные

17

1

Дифференциация гласных и согласных

(упражнение на анализ и синтез)

18

1

Дифференциация гласных и согласных

(упражнение на анализ и синтез)

19

1

Звонкие и глухие согласные

20

1

Звуки [б]-[б`]. Буква Б

21

1

Звуки [п]-[п`]. Буква П

22

1

Звуки [б]-[п]. Буквы Б-П

23

1

Звуки [в]-[в`]. Буква В

24

1

Звуки [ф]-[ф`]. Буква Ф

25

1

Звуки [в]-[ф]. Буквы В-Ф

26

1

Звуки [г]-[г`]. Буква Г

27

1

Звуки [к]-[к`]. Буква К

28

1

Звуки [к]-[г]. Буквы К-Г

29

1

Звуки [д]-[д`]. Буква Д

30

1

Звуки [т]-[т`]. Буква Т

31

1

Звуки [д]-[т]. Буквы Д-Т

32

1

Звуки [с]-[с`]. Буква С

33

1

Звуки [з]-[з`]. Буква З

34

1

Звуки [с]-[з]. Буквы С-З

35

1

Звук [ж]. Буква Ж

36

1

Звук [ш]. Буква Ш

37

1

Звуки [ж]-[ш]. Буквы Ж-Ш

38

1

Контрольное занятие по разделу парные согласные

III

Непарные согласные

39

1

Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш

40

1

Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш

41

1

Звуки [з]-[ж]. Буквы З-Ж

42

1

Звуки [з]-[ж]. Буквы З-Ж

43

1

Звуки [ц]. Буква Ц

44

1

Звуки [с]-[ц]. Буквы С-Ц

45

1

Звуки [ч]. Буква Ч

46

1

Звуки [ч]-[ц]. Буквы Ч-Ц

47

1

Звуки [щ]. Буквы Щ

48

1

Звуки [ч]-[щ]. Буквы Ч-Щ

49

1

Звуки [ч]-[щ]. Буквы Ч-Щ

50

1

Звуки [р]-[р’]. Буквы Р

51

1

Звуки [л]-[л’]. Буквы Л

52

1

Звуки [р]-[л]. Буквы Р-Л

53

1

Звуки [л’]-[й]. Буквы Л-Й

54

1

Контрольное занятие по разделу непарные согласные

VI

Мягкий и твердый знаки

55

1

Мягкий знак в конце слова

56

1

Мягкий знак в середине слова

57

1

Разделительный мягкий знак

58

1

Разделительный твёрдый знак

59

1

Контрольное занятие по разделу мягкий и твердый знаки

60

1

Итоговое занятие

Содержание программы

для 1 класса группы фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Данная программа рассчитана на 60 часов, с 15 сентября по 15 мая. Она включает в себя 4 раздела: дифференциация гласных 1-2 ряда, парные согласные, непарные согласные, твердый и мягкий знаки. При изучении каждого используется различный речевой материал: детские рифмовки, считалки, чистоговорки, стихи, игры и задания на развитие логики и мышления.

  1. Дифференциация гласных 1- 2 ряда (15 часов)

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Работа над ритмической стороной речи. Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

2. Парные согласные (23 часов)

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков. Дифференциация звуков, слогов и слов со звонкими и глухими согласными.  Дифференциация звонких и глухих согласных в словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикатов  и сонорных звуков (16 часов)

Знакомство с аффрикатами и сонорами. Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация свистящих и  шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, внимания, анализа и синтеза.

  1. Мягкие и твердые знаки (6 часов)

Знакомство с мягким и твердым знаками и их функциями. Развитие слуховой дифференциации мягких и твердых согласных, навыков звукобуквенного анализа и синтеза,  зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

 

Формы и средства контроля

         Поурочный контроль ведется в виде устного опроса учащихся по основным  направлениям изученного материала. Тематический контроль проходит в конце каждого раздела, который  направлен на обобщение полученных знаний и выявление уровня усвоения пройденного материала.

           В конце изучения программы учащимся дается контрольное списывание текста и работа с ним. Целью, которого является выявление уровня полученных знаний, умений и навыков. В завершении дается качественная оценка полученных результатов и дальнейшие рекомендации.

                                                     

Перечень учебно-методических средств обучения

  • «Логопедические занятия в начальной школе» (методическое пособие) Черошникова Г.С. –Иркутск,2001 - 113 с.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1 - М.: Книголюб, 2003. - 144 с. - (Дидактический материал по коррекционной письменной речи)
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3 М.: Книголюб, 2008. - 144 с. - (Дидактический материал по коррекционной письменной речи)
  • Козырева Л. М. Знакомимся с гласными звуками. Ярославль, 2006.
  • Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Ярославль, 1999.
  • Козырева Л. М Загадки звуков, букв, слогов. — Ярославль, 2006.
  • Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза/Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 48 стр
  • Мазанова Е. В. Учусь работать с текстом. Конспекты занятий по коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза/ Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 117 стр.
  • Мазанова Е. В.Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/Е. В. Мазанова. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 88 стр.
  • . Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №1. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №2. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 80 стр. ил.
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 стр. ил.
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 40 стр. ил.
  • Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 72 стр. Ил.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Муниципальная средняя общеобразовательная школа

№ ___ г. Белгорода»

«Рассмотрено на МО»

Руководитель МО

__________

Протокол № 5

от «___» июня  201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ___ г.Белгорода»

_________

«___» августа 201__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

 № ___ г.Белгорода»

 __________    

Приказ № ________

от «___» августа 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

1 класс

201__/201__ учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

В справке представлен  аналитический материал о результативности коррекционно -развивающей деятельности учителя-логопеда ОУ....

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности здоровья.

Программно-методическое обеспечениекоррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими особенности здоровья....

Конспект открытого занятия совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с группой обучающихся 2 класса

Конспект этого совместного занятия может пригодится разным специалистам. Занятие представляет собой совместную работу таких специалистов как учителя-логопеда и педагога-психолога с одной и той же груп...

«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....

Справка о результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья

О результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2019-2020 учебный год

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопедаза 2019-2020 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...