Семья ребенка с ОВЗ и формы работы с ней
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

С каждым годом детей с особенными возможностями здоровья в школах становится все больше. Соответственно в школах обязательно должны быть специалисты, деятельность которых направлена на работу с детьми ОВЗ:

  • дефектологи,
  • логопеды,
  • психологи,
  • социальные педагоги.

Оказание комплексной помощи — это работа с родителями, с семьей, где есть ребенок с ОВЗ. Мы пытаемся сделать так, чтобы родителям было проще интегрировать ребенка в социум, научить навыкам самообслуживания. А у таких детей обычно есть проблемы в социализации — с ними не играют другие дети во дворе, родители стыдятся их и не воспринимают как полноценную личность. Нарушается социализация, а значит, и общение.

Необходимо информировать родителей о том, где и какую помощь они могут получить. Надо подсказать им, где они могут найти социальную помощь, психологов и логопедов. Хорошо, если школе помогают родители, но часто родители детей с одинаковыми проблемами находятся в своей «скорлупе» и не общаются друг с другом. А ведь очень важно, когда родители знакомятся, рассказывают друг другу о каких-то центрах помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_s_detmi_ovz_i_formy_raboty_s_ney.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Семья с детьми ОВЗ и формы работы с ней

С каждым годом детей с особенными возможностями здоровья в школах становится все больше. Соответственно в школах обязательно должны быть специалисты, деятельность которых направлена на работу с детьми ОВЗ:

  • дефектологи,
  • логопеды,
  • психологи,
  • социальные педагоги.

Социальный педагог — это тот, кто первый сталкивается с семьёй, где есть ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ. В силу разных обстоятельств не все дети посещают учебные дошкольные заведения. Таким детям обычно рекомендуют пройти ПМПК, чтобы потом рекомендовать детям определенную программу обучения.

Оказание комплексной помощи — это работа с родителями, с семьей, где есть ребенок с ОВЗ. Мы пытаемся сделать так, чтобы родителям было проще интегрировать ребенка в социум, научить навыкам самообслуживания. А у таких детей обычно есть проблемы в социализации — с ними не играют другие дети во дворе, родители стыдятся их и не воспринимают как полноценную личность. Нарушается социализация, а значит, и общение.

Необходимо информировать родителей о том, где и какую помощь они могут получить. Надо подсказать им, где они могут найти социальную помощь, психологов и логопедов. Хорошо, если школе помогают родители, но часто родители детей с одинаковыми проблемами находятся в своей «скорлупе» и не общаются друг с другом. А ведь очень важно, когда родители знакомятся, рассказывают друг другу о каких-то центрах помощи.

Работая в системе инклюзии, учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.

1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.

2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.

3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам.                       

Влияние родительских страхов на поведение детей

Учитель выстраивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка.

  • Страх обострения или рецидива болезни, ведущих к сниженной жизнестойкости ребенка.
  • Страх невозможности интеграции ребенка в социум.
  • Страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.
  • Страх вынести за пределы семьи свою проблему.
  • Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспомощности.

Стратегии поведения

1. Гиперопека: сверх-заботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. Детей отличает психологическая незрелость, инфатилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение.

2. Гипопротекция (холодное общение): сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.

3. Репрессивное поведение: родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.

4. Сотрудничество: конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием.

 Индивидуальные методы работы учителя с родителями

Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие методы.

Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку:

 1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей

2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.

3. Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач.

4. Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх.  

Сближению с родителями поможет вопрос: «Учитывая, что ваш ребенок делает сейчас, чему бы вы хотели обучить его в первую очередь?»

Анкетирование родителей и посещение семьи.

Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность к совместной со школой работе. Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей

1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.

2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.

3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.

4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.

5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.

6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.

7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.

Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима.

Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам. Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель. Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор. Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.

Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Задача учителя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив класса взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности.

Этому помогут следующие формы работы:

  • Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Например, конкурс «Сказочный спектакль». Класс делится на команды во главе с родителями и готовит свои спектакли. Команду ребенка с ОВЗ  возглавляет его родитель.
  • Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий.
  • Введение родителей в состав родительского комитета Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.
  • Проведение тематических классных родительских собрания и семинаров.  Например, семинар «Сенситивность». На нем объясните, насколько важно уметь чувствовать, понимать состояния, свойства, качества и отношения людей и социальных групп и прогнозировать их поведение. Приведите слова Р. Ассаджиоли, мирового специалиста в этой области о том, что сталкиваясь с неудобными, сложными, проблемными людьми, мы развиваем в себе полезные качества. Затем предложите всем вместе проделать простые упражнения на сенситивность. Одно из них  «Цвет настроения». Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других. 1. Учитель говорит: «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния» 2. Учитель просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет. 3. Учитель говорит: «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря» 4. Учитель предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать. 5. Учитель просит каждому назвать свой выбранный цвет. В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сенсорных систем восприятия.

Общий результат такой работы учителя - отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Формы работы с родителями. Организация взаимодействия с семьями. Методические рекомендации.

Цель: Повышение педагогической культуры родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание ребёнка.Задачи: Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного пот...

Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...