Главные вкладки

    Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
    статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Егорова Юлия Владимировна

    В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особенности работы с родителями молодого специалиста с целью заинтересовать родителей учебным процессом и процессом воспитания  детей в целом. Приведены примерные темы родительских собраний в 1 классе и формы их проведения. Предложены элементы упражнений с их полным анализом и алгоритмом выполнения. Работа будет полезна, как учителям начальных классов, так и студентам, выпускникам педагогических  Вузов, колледжей, психологам и родителям. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации  отношений учитель- родитель и ребенок- родитель.

    Семья оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. По многочисленным личным наблюдениям, проведенным диагностикам с родителями и их детьми  выявила, что нарушения во взаимоотношениях в семье влекут за собой значительные неблагоприятные последствия, а в частности происходит дисгармоничное развитие семьи и личности ребенка, а также нарушения и во взаимоотношениях семьи, детей с учителями и со школой в целом. У детей, находящихся в семьях, в которых нарушено взаимоотношения между членами семьи формируется и развивается агрессивное (девиантное) поведение, снижается мотивация и интерес к школе, повышается тревожность, формируется дезадаптация к окружающей среде, дети попадают в статус «изолированных», формируется деструктивное поведение. Каждому учителю, чтобы построить рабочую учебную атмосферу в классе и достичь цели новых ФГОС стандартов по развитию универсальных учебных действий учеников,  важно смотивировать и  заинтересовать учащихся, создать доброжелательную атмосферу, сформировать дисциплину, а без участия в этом процессе родителей обучающихся, на мой взгляд, невозможно.

    Поэтому считаю, что взаимодействие школы, учителя, классного руководителя с родителями обучающихся занимает важное место в учебном процессе. А общение с родителями необходимо строить грамотно, интересно так, чтобы родитель нуждался в учителе.

    Каждый из нас когда-то впервые пришел работать  в школу. И главная проблема, с которой сталкивается молодой неопытный учитель- это с взаимоотношением с родителями, особенно с молодыми, в результате чего и нарушается общение с их детьми.   Как правило, молодые специалисты, без опыта работы, бес стажа, без категории,  которые только приступают к работе, пугают всех родителей тем, что они молодые.  

    С такой ситуацией столкнулась и я. Когда, один активный родитель моего предыдущего класса стал обзванивать и настраивать других, собирать подписи против меня, пришлось задуматься, как же сделать так, чтобы заинтересовать родителей и быть полезной, как для них, так и для их детей. С этой целью было решено о получении психологического образования.

    С тех пор,  для себя решила, что собрания буду проводить, применяя разные формы и методы организации, используя различные средства по проблемам, которые имеются у детей, в классе и во взаимоотношениях с родителями, между детьми, между детьми и родителями, по формированию познавательных процессов, навыков элементарного общения в семье друг с другом,  т.е. с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей.  И не жалею об этом выборе.

    В настоящее время, в связи с ситуацией, когда родители большую часть времени заняты работой и мало общаются со своими детьми, многие из них не знают эмоциональных потребностей своих детей, не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. Родителям необходимо овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-учителя, психолога практически им невозможно.

    Каждый учитель выбирает свои формы проведения родительских собраний. Но я считаю, что читать лекции и говорить о том, как правильно воспитать ребенка, сколько времени нужно ему уделить, как стать авторитетом для него, как предотвратить конфликт, правильно общаться, как сделать его самостоятельным, ответственным за свои поступки, мало…Нужно не просто говорить, нужно каждому родителю побывать в такой ситуации, посмотреть на нее со стороны ребенка, только тогда будут результаты.

    И на своем опыте убедилась, что наиболее эффективной и результативной формой работы, как с родителями, так и с детьми является психологическая технология- тренинг.  Тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию. Тренинг дает возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Наблюдая происходящие в группе, каждый участник может идентифицировать себя с другими и использовать это при оценке собственных чувств и поведения. Также в процессе тренинга участники могут смоделировать и опробовать различные навыки анализа, общения которые в дальнейшем многие переносят в семейную жизнь.

    Хотя, наверное, то, что я провожу сложно назвать тренингом, так как настоящий тренинг должен проводиться с обоими родителями, вместе с детьми, как минимум, 3 часа в день  и с продолжительностью 6 дней. Но все –таки элементы тренинга в проводимых собраниях присутствуют.

    На таких занятиях много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации (по мнению Э.Берна). Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции. После каждой игры делается анализ проделанной работы.

    Работая в группе и участвуя в играх, выступая в роли детей, родители наблюдают друг за другом, как за детьми, за собой, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать свои неудачи и радости, учатся сотрудничать друг с другом и вместе что-то создавать — пока в игре, а впоследствии и  в деле.

    Здесь отрабатываются навыки общения, рационализируются и преодолеваются страхи, устанавливаются цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется, формируется культура общения и эмоциональной экспрессии, выявляются ролевые позиции («Родитель», «Взрослый», «Ребенок»), к которым они чаще прибегают в общении с друзьями, с коллегами, с детьми, часто вызывающие конфликты («Родитель»- «Родитель», «Родитель»- «Ребенок»). С помощью тренинговых упражнений родители учатся применять продуктивные ролевые позиции в общении в целом («Взрослый»- «Взрослый», «Взрослый»- «Ребенок». Также, с помощью наблюдения и подтверждения специальными методиками можно выявить агрессивное поведение детей и стилей воспитания, применяемых родителями, вызывающих такое поведение.  Элементы тренинга легко помогут выявить наличие у родителей неблагоприятных стилей воспитания и скорректировать в выборе продуктивных стилей воспитания.

    При проведении собраний с элементами тренинга  использую такие методические средства как диагностика (детей и родителей)- с целью выявления проблемы и определения темы собрания; информирование, психогимнастические упражнения, анализ ситуаций, элементы сказкотерапии, ролевые игры, упражнения на межгрупповое взаимодействие.

    Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: приветствие, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, прощание.

    Чтобы определить тематику собраний на год, на самом первом собрании с родителями провожу анкетирование, также предлагаю список тем, из чего родители выбирают интересующие для них темы. Анкеты анализируются и в результате в логической последовательности выстраиваю тематику собраний. Например, в этом году, у меня 1 класс. Многие родители в анкетах писали, что хотят обсуждать лишь успеваемость их детей, поэтому тематику собраний пришлось предлагать самой. Так как первый год обучения в школе - адаптационный период, как для детей, так и для родителей и учителей в целом, все собрания посвящены благоприятной адаптации первоклассников и их родителей к школе.

    Тематика собраний в 1 классе: 

    1) «Первый раз в первый класс. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста» (семинар с элементами тренинга);

    2) «Особенности адаптационного периода первоклассников и родителей к учебному процессу в условиях обучения в лицее» (семинар- тренинг);

    3) «Мотивация - как один из важных элементов процесса обучения и адаптации к школе» (семинар с элементами тренинга);

    4) «Особенности умственного развития детей младшего школьного возраста» (диагностика- практикум для родителей);

    5) «Роль отца в формировании личности ребенка во время адаптационного периода к обучению в школе» (деловая игра с элементами тренинга)

    6) «Общение. Ролевые позиции в общении по Э.Берну» (тренинг).

    Опыт работы показывает эффективность занятий с элементами тренинга. У участников группы устраняется источник проблем, развивается позитивное взаимодействие, снижается число родительско-детских конфликтов, возникает желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций, а самое главное повышается авторитет учителя, как перед родителями, так и перед детьми. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

    В качестве диагностики особенностей личности первоклассников в психолого-педагогической литературе,  ученые предлагают использовать  проективные методики (рисунки: «Человек», «Дерево», «Школа зверей», «Моя семья»). На собраниях, родителям предлагается испробовать данные методики на себе. После чего, все вместе учимся анализировать рисунки по отношению к особенностям своей личности. Таким образом, родители учатся анализировать и рисунки детей, выявляя в домашних условиях проблемы ребенка.

    Также, на собраниях мы выслушиваем собственные опыты родителей по решению каких-то проблем (например, по повышению мотивации, умственного развития, логического мышления, интереса к школе), родители с удовольствием делятся со своим опытом и литературой, которой пользуются и отвечают на вопросы.

     Ниже предлагаю тренинговые  упражнения по структуре занятия, которые с удовольствием применяю в своей практике при проведении родительских собраний.

    Занятие, как правило, начинается с озвучки и принятия правил всеми участниками тренинга.

    Принятие правил тренинга: 

    Умейте слушать друг друга

    Говорите по существу

    Проявляйте уважение

    Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

    Конфиденциальность

    Правило "стоп"

    Каждый говорит за себя, от своего имени

    Активность каждого.

    1. Приветствие.

    Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах.сказать друг другу «привет», стукнуться кулачками, потереться спинками, воздушные поцелуи, улыбка, под музыку движения)

    Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга. 
    Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами. 
    Это упражнение обычно происходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

    -Понравилось ли вам приветствие? Почему?  Какой способ общения мы использовали? Влияет ли эмоциональное приветствие на адаптацию детей к школе? Как влияет?

    2. Знакомство. – громко скажите каждый свое имя. А теперь лучшую свою черту характера.

    - Как вы думаете, всех ли я услышала? Почему?

    - Чему учит нас это упражнение?

    -Какое правило общения можно выделить из этого упражнения?

    - Какое значение в адаптации   к учебному процессу в школе имеет умение знакомиться и самопрезентавать?

    3. Основная часть. Упражнение: «Передай другому».

     В этом упражнении участвуют 5 родителей, 4 из них выходят из кабинета и закрывают дверь. Первый читает на листке бумаги текст (1 раз) и пытается его запомнить.

    «Зимой, примерно 1987 года, я посещал кружок барабанщиков. Взрослые были на работе, я оделся, закрыл дверь ключами, пошел на занятия. Когда вернулся, пошарил по карманам, а ключей нет. Обшарил в течении пары часов все дорожки по которым ходил и понял что в снегу не реально найти ключи. Пришел домой, позвонил к соседям. Соседи открыли дверь в общий, для них с нами, коридор. Я сидел на диване скучал, еще какое то время. Что бы как то бороться со скукой – стал поражать, шапкой-ушанкой, различные цели. И в какой то момент загадал, что если поражу шапкой отдаленную цель – значит, найду ключ. Прицелился, кинул шапку- цель поразил и услышал звон падающего ключа. Чудо!!!»

    Далее приглашается следующий родитель. Тот слушает информацию. Приглашается третий. Снова слушает, после передает четвертому, четвертый – пятому, пятый- для всех присутствующих. После всего обсуждение по следующим вопросам:

    -Дошла ли вся информация до последнего человека? Почему?

    -На каком человеке стала информация искажаться?

    - Как часто в нашей жизни бывает, что информация до нас доходит ложная? - Какое отношение имеет это упражнение к нашим детям?

    -Часто ли мы верим детям?

    -Что может произойти между первым и последним человеком?

    -Что такое конфликт? Когда он может возникнуть?

    -Как предотвратить конфликт?

    4. Подведение итогов. Рефлексия участников:

    1. Оправдались ли ваши ожидания по отношению к занятию?
    2. Что дало вам активное участие на занятии?
    3. Ваши пожелания на будущее?

    5. Прощание «Африканский дождик». Участники встают по кругу. Ведущий задаёт разные движения. Каждый последующий поэтапно, как только доходит очередь к нему  выполняет задания и продолжает выполнять до тех пор, пока новое движение не дойдет до него. Далее, конечное упражнение ведущий заканчивает хлопками в ладоши, в знак благодарности, что родители пришли на родительское собрание и приняли активное участие в обучающих играх. Заканчивается словами благодарности  за воспитание детей, за сотрудничество с классным руководителем и тд.

    Таким образом, как и с детьми в урочное и внеурочное время, так и с родителями необходимо использовать разные формы проведения родительских собраний. С целью коррекции возникающих проблем в общении родителей друг с другом, со своим чадом, и с классным руководителем, также для  поднятия настроения, продуктивности занятия,  анализа своих действий, в выявлении причин затруднений и ошибок в воспитании детей можно использовать психологическую технологию  в форме тренинга. Для этого необходимо знать структуру тренинга и в соответствии с темой родительского собрания подбирать грамотно упражнения и после их выполнения обязательно формулировать. Данная форма работы также и повышает интерес родителей к школе, к учебному процессу, повышает грамотность в подборке методов воспитания и обучения своего чада в домашних условиях. Кроме того, родительские собрания с использованием элементов тренинга,  необходимо проводить по возникшим  проблемам, как в коллективе детей и родителей, так и индивидуально в каждом. Требования современных ФГОС стандартов к обучающимся, занятость родителей зарабатыванием денег, требует от взрослого много знаний, но на это мало времени. Поэтому, считаю, что  необходимо повышать на  родительских собраниях психолого-педагогическую компетентность (грамотность) родителей и приобщать их к решению  возникших проблем у детей и в классе в целом. С этой целью привлекать психолога школы к совместным занятиям или иметь дополнительно учителю- классному руководителю образование в области возрастной, педагогической психологии и психологии общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитательная работа.Формы работы с родителями.

    В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

    Воспитательная работа. Формы работы с родителями.

    В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

    презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

    В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

    Различные формы работы с родителями с родителями.Мастер-класс "Творим вместе с мамой"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17232607","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Мастер - класс в честь дня  мам: «Творим вместе с м...

    "Формы работы с родителями" (из опыта работы)

    Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточн...