Доклад на МО. Интеграция режимов обучения дистанционного и очного.
материал

Баландина Ирина Вячеславовна

В реалиях нашей жизни, когда все мы оказались на карантине из-за пандемии коронавируса, традиционные методы контактного обучения стали не просто временно недоступны, а просто недопустимы. Здоровье и развитие детей, получающих коррекционную помощь, стали напрямую зависеть от способности педагога сориентироваться в стремительно меняющейся реальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция режимов обучения дистанционного и очного.

В реалиях нашей жизни, когда все мы оказались на карантине из-за пандемии коронавируса, традиционные методы контактного обучения стали не просто временно недоступны, а просто недопустимы. Здоровье и развитие детей, получающих коррекционную помощь, стали напрямую зависеть от способности педагога сориентироваться в стремительно меняющейся реальности. Потому что пауза и даже короткая остановка в коррекционных занятиях для многих категорий наших подопечных привела бы к неминуемым последствиям – к потери сформированных умений и навыков. Фактически, к сведению усилий педагога на нет.

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом поставила перед нами новую задачу: суметь продолжить обучение детей с различными нарушениями развития. Ведь, исходя из гуманной миссии нашей профессии, мы не можем оставаться в стороне от этой беды.

Карантин и самоизоляция явились прекрасной возможностью освоить новые профессиональные компетенции, изучить передовой опыт применения научно-обоснованных и эффективных практик и технологий дистанционного обучения. Эти знания позволят сохранить преемственность коррекционного обучения и запустить процесс формирования нового, перспективного направления – дистанционной коррекционной педагогики, что сделает ее доступной для большого числа детей и родителей даже в отдаленных регионах, повысит компетенции родительского сообщества.

В этом учебном году в условиях реализации нового приказа от 03.08.2020 «Об утверждении положения о порядке оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях» и наши дети, находящиеся на надомном обучении, столкнулись с таким видом работы как дистанционные уроки, дополнительно к индивидуальным (очным, учитель-ученик) часам.

В нашем образовательном учреждении разработано «ПОЛОЖЕНИЕ о порядке оформления отношений МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» г.Симферополя обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего образования на дому» (приказ 31.08.2020 №154). Также,  сформирована нормативная база для реализации дистанционного обучения индивидуально обучающихся, разработано программно- методическое обеспечение дистанционного обучения детей с ОВЗ, организовано психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения, подготовлены педагогические кадры.

Рассмотрим более подробно содержание работы по реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, к которому мы приступили с 01.09.2020 г.

Дистанционное обучение это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Основными принципами организации дистанционного обучения детей с ОВЗ являются:

  • обеспечение их конституционных прав на получение общедоступного качественного общего и дополнительного образования;
  • обеспечение условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • создание условий для обеспечения охраны здоровья детей с ОВЗ;
  • адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей с ОВЗ.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории:

  • - неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),
  • - средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),
  • -видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Безусловно, такой вид обучения ставит перед профессиональным сообществом ряды задач, требующих новых подходов и решений:

  • Как правильно подобрать для виртуального формата мультимедийные технологии, в частности онлайн-платформы?
  • Какими техническими средствами должны быть обеспечены и педагог, и ученик?
  • Как провести диагностику развития ребенка онлайн?
  • Как закрепить результаты полученных знаний и навыков у детей, получавших коррекционную помощь на очных занятиях?
  • Как подобрать задания, если ребенок – младший школьник, и в силу даже возрастных особенностей не способен к длительной концентрации внимания?
  • Как сохранить психическое и физическое здоровье подопечного и не перегрузить его?

В стрессовой ситуации оказались и дети, и педагоги, и родители. Работа за компьютером – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания. Она связана и с достаточно высоким эмоциональным напряжением. Для того чтобы избежать чрезмерного утомления, необходимо соблюдать следующие условия:

  • правильное оснащение рабочего места - удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, карандаша;
  • качественные технические средства – экран с высоким разрешением, достаточно большой, показывающий четкую картинку; чувствительный микрофон и видеокамера;
  • высокое качество используемых компьютерных программ, тщательно подобранный материал;
  • рабочее место, обустроенное в соответствии с ростом ребенка;
  • ограничение времени работы за компьютером во избежание зрительных и мышечных перегрузок.

Многие родители и педагоги долгое время считали, что дистанционное обучение - это несерьёзно. Но жизнь заставила их пересмотреть свою точку зрения. В такой ситуации важно удержать качество коррекционной помощи на должном уровне. Комплексный подход к преодолению нарушений развития предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые, моторные и сенсорные навыки, умения, полученные детьми во время занятий с педагогом, закрепить в процессе повседневной жизни. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. В условиях дистанционного обучения роль родителей в овладении ребенком образовательной программой многократно возрастает. Ведь для того, чтобы учить и учиться дома и педагогу, и ребенку, и родителям требуется дисциплина и мотивация. Многие артикуляционные упражнения и задания для развития слухового и зрительного восприятия, логического мышления родителям придется демонстрировать детям самостоятельно. Педагогу важно находиться в систематическом взаимодействии с семьей, увеличить количество консультаций родителей, помогать в преодолении трудностей, оказывать моральную поддержку, а не формально выдавать домашние задания. Большим подспорьем для организации дистанционного обучения могут оказаться игрушки и предметы быта, которые родители могут предоставить для занятий. При работе с семьей стоит прояснить этот вопрос и подготавливать задания для ребенка с учетом имеющихся пособий.

Дистанционное обучение меняет обычный характер работы дефектолога, накладывает на нее ряд ограничений. Одной из самых больших сложностей является коррекция звукопроизношения. Педагог не может непосредственно поправить ребенка, использовать зонды и логопедический массаж. В этой ситуации приходится объяснять родителям, что нужно делать, повышать их педагогические компетенции.

Еще одна сложность возникает при диагностике уровня речевого и интеллектуального развития. Помочь решить эту задачу может тщательно подобранный диагностический материал с возможностью вывода на экран компьютера, а также видео, заснятое родителями по просьбе педагога, где ребенок выполняет ряд специальных заданий.

Также хочется обратить внимание на то, что дистанционное занятие, как и очное должно проходить в игровой форме. Для этого можно использовать отсканированные изображения, презентации, онлайн игры, разработанные для решения коррекционных задач, а также различную анимацию. Во время занятия не стоит забывать про динамические паузы.

Однако, в дистанционном обучении детей с особенностями развития есть и свои плюсы:

  • ребенок находится в привычной для него домашней среде; многим детям это помогает преодолеть тревожность, застенчивость;
  • на логопедических занятиях пропадает необходимость использования зеркала, так как в онлайн конференции видно, как свое изображение, так и изображение собеседника;
  • необыкновенный простор творческой деятельности педагога;
  • возможность создания высококачественного дидактического материала и игровых пособий на базе Интернет и различных программ, в том числе в виде анимации - слайдовые презентации, учебные пособия.

Проведение дистанционных занятий – это наша новая реальность, которую необходимо осваивать. Это принципиально новый творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий ребенка, достигаются ощутимые результаты обучения и преодоления речевых нарушений.

Педагоги, реализующие дистанционное обучение прошли предварительную техническую и методическую подготовку, а также курсы повышения квалификации. Педагоги выбирают разные формы: урок в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио, изучение Интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением анимации. Самостоятельная работа по сценарию: поисковая, исследовательская, творческая, индивидуальная проектная работа, тренировочные упражнения, тренинг с использованием специальных обучающих систем. Контрольная работа: тестирование, ответы на контрольные вопросы, консультация.

Учителя создают уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета. Используют для обучения детей с ОВЗ различные сервисы, которые позволяют выполнять совместную работу учителя и ученика, находясь, на расстоянии друг от друга. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи, а так же контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Таким образом, на учителей накладывается огромная работа по подготовке и проведению дистанционных уроков, которые имеют, как общее, так и различия с традиционным уроком. Для реализации дистанционного обучения детей с ОВЗ на дому разработаны рабочие программы по предмету, расписание занятий, которое утверждается образовательным учреждением, вносятся необходимые коррективы. В школе осуществляется психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения детей с ОВЗ. Направления работы педагога- психолога нацелены на повышение психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей) в вопросах обучения детей с ОВЗ.

Не смотря на имеющиеся очевидные преимущества дистанционного обучения, есть и слабые стороны такого обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Во-первых, это не качественная связь, которая возникает из-за низкой скорости Интернета.

Во-вторых, в ходе урока, если возникают какие-либо проблемы у обучающегося, например, ребёнок не знает, как открыть, или принять файл, не может устранить проблемы, возникшие со звуком или видеоизображением, то структура урока нарушается, учитель не может качественно провести занятие, так как приходится терять время на устранение неполадок, объяснений.

В-третьих, зная психофизиологические особенности детей и, учитывая специфику при обучении, у учителей возникают трудности при проведении дистанционного урока, так как у детей могут возникать: нежелание участвовать в работе, может проявляться быстрая утомляемость, плаксивость, лабильность настроения.

Учитель, реализующий дистанционное обучение должен обладать такими качествами, как коммуникативная культура, эрудированность, психологическая компетентность, толерантность и эмпатия!

Успех реализации дистанционного образования детей – инвалидов напрямую зависит от качества взаимодействия всех его участников: родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, всех заинтересованных лиц.

Литература

  • Приказ министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от03.08.2020г.
  • Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Филиппова Т.А., Макарова Л.В. Педагогическая физиология: учебное пособие / под ред. М.М. Безруких – М.: ФОРУМ, 2013
  • Нейропсихологические занятия онлайн: инструкция для специалиста. 11.04.2020 https://www.youtube.com/watch?v=fcDJlOHMfXE
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” Постановление от 15 мая 2013 года N 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года) http://docs.cntd.ru/document/499023522
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Постановление от 13 июня 2003 года N 118 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями на 21 июня 2016 года) http://docs.cntd.ru/document/901865498
  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004020025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Интеграция искусств в начальной школе"

В статье показана интеграция двух видов искусств: изо и музыка...

Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.

«Разных детей и учить надо по-разному,  потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.Говард ГарднерНаправленность инновационной образовате...

Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении

«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...

Результаты участия обучающихся в школьных, районных, республиканских, всероссийских, международных дистанционных и очных олимпиадах, викторинах, конкурсах

Результаты участия обучающихся в школьных, районных, республиканских, всероссийских, международных дистанционных и очных олимпиадах, викторинах, конкурсах №Форма внеурочной деятельности обучающих...

«Дистанционная и очная формы обучения в начальной школе в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с о...