Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении.
методическая разработка на тему

Мартынова Валентина Ильинична

«Разных детей и учить надо по-разному,  потому что каждый по-своему воспринимает мир». Массовое образование не учитывает эту особенность.

Говард Гарднер

Направленность инновационной образовательной деятельности в настоящее время определяет личностно-ориентированный подход, который способствует не только умственному, нравственному и физическому развитию, но и обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение как условие

для творческого и интеллектуального развития

обучающихся на новой мотивационной основе

и интеграции в обучении.

Мартынова Валенитина Ильинична –

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №349

с углубленным изучением

английского языка

Санкт-Петербург

2014г.


«Разных детей и учить надо по-разному,

 потому что каждый по-своему

воспринимает мир. Массовое

образование не учитывает эту

особенность»

Говард Гарднер

Направленность инновационной образовательной деятельности в настоящее время определяет личностно-ориентированный подход, который способствует не только умственному, нравственному и физическому развитию, но и обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка.

Что же такое индивидуальность? Индивидуальность-это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути, и если детям дать возможность свободно развиваться, сохранить и поддержать их индивидуальные особенности, склонности, интересы, то только тогда подход к процессу обучения и воспитания можно считать продуктивным.

Принципиальным отличием школьных стандартов второго поколения является их ориентация на формирование личности обучающихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Личностно- ориентированное образование направленно на ученика, на развитие его личностных особенностей, и одним из путей его осуществления является дифференцированный подход.

Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребенок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Дифференцированный подход в обучении является одним из путей решения этой задачи, но его осуществление без учета индивидуальных особенностей обучающихся нереально. Введение дифференциации в учебный процесс, считают физиологи, оздоровит школу, и положительно скажется на состоянии здоровья школьников.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и по потребностям.

В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоения материала «слабыми». И здесь большая роль отводится идее дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативного обучения.

Для осуществления дифференциации возникает необходимость научить детей работать самостоятельно, вот тут и применяется дифференциация по степени самостоятельности.

На начальном этапе дети знакомятся с заданием, выясняют способы его выполнения, после чего группа детей приступает к самостоятельной работе, а остальные с помощью учителя анализируют способ решения, порядок оформления записи, фронтально выполняют часть упражнения и только потом начинают работать самостоятельно. Учащиеся с низким уровнем обучаемости выполняют работу под непосредственным руководством учителя.

Обязательным условием дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной интересной информации. В процессе их выполнения обучающиеся приобретают опыт исследовательской деятельности. Сильная группа учащихся ведет работу с материалом большей сложности, требующими применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

Один из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках математики - это совершенствование способов дифференцированного обучения. Индивидуальная и дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:

  • Знание индивидуальных особенностей отдельных  обучающихся;
  • Умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
  • Включение в план дифференцированной работы с разными группами и отдельными учащимися на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
  • Постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • Осуществление оперативной обратной связи.

Методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:

  • Дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, логического мышления;
  • Дифференциация самостоятельной работы (по интересам, по уровню сложности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности);
  • Дифференцированный контроль (уровневые задания, задания  с выбором), самоконтроль по образцам и критериям;
  • Индивидуализация домашних заданий ;
  • Дифференцированный метод поощрения;
  • Использование наглядности в разных видах ;
  1. Внимание – это важная форма организации познавательной деятельности.
  2. Логическое мышление. Уже в начальной школе необходимо детей научить анализировать, сравнивать и обобщать.
  3. Память- является одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Для развития памяти подойдут слуховые и зрительные диктанты.
  4. Главным средством формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
  5. Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса.

Творческая атмосфера в классе появляется от того, что ученик не боится допустить оплошность.

Дифференциация обучения является  в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки.

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет , учитывая тип урока, его цели и содержания.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.

Помощь ученику тоже носит дифференцированный характер. Здесь работают образцы выполнения работ, карточки-«подсказки», таблицы, схемы, начало решения, план и т.д.

Степень помощи ученику от урока к уроку уменьшается. В конечном итоге учащийся должен научится работать самостоятельно.

Нельзя говорить о дифференциации , не затронув вопрос о домашнем задании. Единое домашнее задание не способствует продвижению в развитии детей.

Ориентация на среднего ученика использует лишь 15% возможностей сильного, а перегрузка слабого составляет 50%. Домашние задания на сильного ученика толкают слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного.

Доступность домашнего задания укрепляет веру  ребенка в свои силы, ставит в ситуацию успеха, способствует развитию его личностных качеств, повышает мотивацию к обучению.

По мнению Амонашвили, обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Дифференцированный подход в обучении является одним из средств реализации личностно - ориентированного образования.

Задача учителя – так построить процесс обучения и воспитания, чтобы обеспечить полноценное развитие готовности ребенка к самообразованию. Для этого нужно не так много: признать право ребенка на индивидуальность, самоценность, стремление самостоятельно добывать знания и научиться применять их.

Положительные аспекты дифференциации:

  • Исключается «уравноловка» и усреднение детей
  • Появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному
  • Отсутствие в классе отстающих
  • Появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми
  • Реализуется желание сильных   обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании
  • Повышается уровень мотивации  ученья в сильных группах

Так же мы не можем упускать отрицательных аспектов:

  •  Деление детей по уровню развития негуманно
  • Слабые лишаются возможности тянуться за сильными, получать от них помощь
  • Высвечивается социально – экономическое неравенство
  • Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства
  • Понижается уровень мотивации в слабых группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

    В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...

Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).

В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свир...

Презентация. Дифференцированное обучение как условие для творческого и интеллектуального развития обучающихся на новой мотивационной основе и интеграции в обучении

«Разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своемувоспринимает мир. "Массовое образование не учитывает этуособенность.Говард Гарднер...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...

Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей

Особенности  данного  проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей  младшего школьного  возраста»...