«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»
методическая разработка (4 класс) по теме

Жданова Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

  1. «Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

            Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество, но только в предельно сжатые сроки. Времени на  собственный тернистый путь отпущено  катастрофически мало. Если учесть, что нужно постараться внести вклад в процесс эволюции, то начинать заниматься исследовательской деятельностью с самого раннего возраста и при этом важно помнить:

1. Исследовательская деятельность - организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью

2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.

3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление обучающихся с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

      Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», говорили еще древние греки. С началом обучения в школе этот процесс становится системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы.

        Какие же они, эти маленькие исследователи? Одна из самых главных особенностей юных исследователей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит свое внимание «умудренный» взрослый человек. Нужно постоянно мотивировать продуктивную деятельность, задавая универсальный вопрос: «Что интересного (необычного) вы заметили?» Другой особенностью маленьких исследователей является особая скрупулезность, аккуратность и исполнительность.При постановке научного эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследования проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны перечитать множество_книг на интересующую их тему, написать или напечатать на компьютере большие по размеру тексты, нарисовать схемы, рисунки.             

 Принципы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития;

 Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы . При этом "уровень обучающегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия.

      Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. За первый учебный год ученики овладевают:

      1. Работой с информацией.

  2. Приобретаю опыт планирования.

  3.Расширяют   кругозор.

4.Развивают  мышление.

5.Развивают  эмоциональную сфера.

6.Получают опыт публичного выступления.

       Преимущество занятий детей  во внеурочное время в научно – исследовательском обществе заключается в том, что программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать младшему школьнику, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

1.     Актуализация проблемы. Цель:выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.     Определение сферы исследования. Цель:сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти.

3.     Выбор темы исследования. Цель:обозначить границы исследования.

4.     Выработка гипотезы. Цель:разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5.     Выявление и систематизация подходов к решению. Цель:выбрать методы исследования.

6.     Определение последовательности проведения исследования.

7.     Сбор и обработка информации. Цель:зафиксировать полученные знания.

8.     Анализ и обобщение полученных материалов. Цель:структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9.     Подготовка отчета. Цель:дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10.Доклад. Цель:защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11.Обсуждение итогов завершенной работы.

        Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Важно также учитывать и то, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Что очень полезно в плане творческого развития младших школьников.

Пусть в младшем школьном возрасте обучающиеся получают знания не только через глаза и уши, но и через руки ,и через свою творческую деятельность. Таким образам вырастут не пассивные созерцатели жизни, а  настоящие исследователи, первооткрыватели, которые смогут двигать прогресс и нашу Россию вперёд к научным вершинам! Пусть исследуют! Пусть открывают!




Предварительный просмотр:

  1. «Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

            Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество, но только в предельно сжатые сроки. Времени на  собственный тернистый путь отпущено  катастрофически мало. Если учесть, что нужно постараться внести вклад в процесс эволюции, то начинать заниматься исследовательской деятельностью с самого раннего возраста и при этом важно помнить:

1. Исследовательская деятельность - организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью

2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.

3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление обучающихся с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

      Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», говорили еще древние греки. С началом обучения в школе этот процесс становится системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы.

        Какие же они, эти маленькие исследователи? Одна из самых главных особенностей юных исследователей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит свое внимание «умудренный» взрослый человек. Нужно постоянно мотивировать продуктивную деятельность, задавая универсальный вопрос: «Что интересного (необычного) вы заметили?» Другой особенностью маленьких исследователей является особая скрупулезность, аккуратность и исполнительность.При постановке научного эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследования проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны перечитать множество_книг на интересующую их тему, написать или напечатать на компьютере большие по размеру тексты, нарисовать схемы, рисунки.             

 Принципы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития;

 Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы . При этом "уровень обучающегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия.

      Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. За первый учебный год ученики овладевают:

      1. Работой с информацией.

  2. Приобретаю опыт планирования.

  3.Расширяют   кругозор.

4.Развивают  мышление.

5.Развивают  эмоциональную сфера.

6.Получают опыт публичного выступления.

       Преимущество занятий детей  во внеурочное время в научно – исследовательском обществе заключается в том, что программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать младшему школьнику, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

1.     Актуализация проблемы. Цель:выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.     Определение сферы исследования. Цель:сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти.

3.     Выбор темы исследования. Цель:обозначить границы исследования.

4.     Выработка гипотезы. Цель:разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5.     Выявление и систематизация подходов к решению. Цель:выбрать методы исследования.

6.     Определение последовательности проведения исследования.

7.     Сбор и обработка информации. Цель:зафиксировать полученные знания.

8.     Анализ и обобщение полученных материалов. Цель:структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9.     Подготовка отчета. Цель:дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10.Доклад. Цель:защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11.Обсуждение итогов завершенной работы.

        Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Важно также учитывать и то, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Что очень полезно в плане творческого развития младших школьников.

Пусть в младшем школьном возрасте обучающиеся получают знания не только через глаза и уши, но и через руки ,и через свою творческую деятельность. Таким образам вырастут не пассивные созерцатели жизни, а  настоящие исследователи, первооткрыватели, которые смогут двигать прогресс и нашу Россию вперёд к научным вершинам! Пусть исследуют! Пусть открывают!




Предварительный просмотр:

  1. «Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

            Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество, но только в предельно сжатые сроки. Времени на  собственный тернистый путь отпущено  катастрофически мало. Если учесть, что нужно постараться внести вклад в процесс эволюции, то начинать заниматься исследовательской деятельностью с самого раннего возраста и при этом важно помнить:

1. Исследовательская деятельность - организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью

2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.

3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление обучающихся с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

      Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», говорили еще древние греки. С началом обучения в школе этот процесс становится системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы.

        Какие же они, эти маленькие исследователи? Одна из самых главных особенностей юных исследователей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит свое внимание «умудренный» взрослый человек. Нужно постоянно мотивировать продуктивную деятельность, задавая универсальный вопрос: «Что интересного (необычного) вы заметили?» Другой особенностью маленьких исследователей является особая скрупулезность, аккуратность и исполнительность.При постановке научного эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследования проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны перечитать множество_книг на интересующую их тему, написать или напечатать на компьютере большие по размеру тексты, нарисовать схемы, рисунки.             

 Принципы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития;

 Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы . При этом "уровень обучающегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия.

      Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. За первый учебный год ученики овладевают:

      1. Работой с информацией.

  2. Приобретаю опыт планирования.

  3.Расширяют   кругозор.

4.Развивают  мышление.

5.Развивают  эмоциональную сфера.

6.Получают опыт публичного выступления.

       Преимущество занятий детей  во внеурочное время в научно – исследовательском обществе заключается в том, что программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать младшему школьнику, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

1.     Актуализация проблемы. Цель:выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.     Определение сферы исследования. Цель:сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти.

3.     Выбор темы исследования. Цель:обозначить границы исследования.

4.     Выработка гипотезы. Цель:разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5.     Выявление и систематизация подходов к решению. Цель:выбрать методы исследования.

6.     Определение последовательности проведения исследования.

7.     Сбор и обработка информации. Цель:зафиксировать полученные знания.

8.     Анализ и обобщение полученных материалов. Цель:структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9.     Подготовка отчета. Цель:дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10.Доклад. Цель:защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11.Обсуждение итогов завершенной работы.

        Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Важно также учитывать и то, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Что очень полезно в плане творческого развития младших школьников.

Пусть в младшем школьном возрасте обучающиеся получают знания не только через глаза и уши, но и через руки ,и через свою творческую деятельность. Таким образам вырастут не пассивные созерцатели жизни, а  настоящие исследователи, первооткрыватели, которые смогут двигать прогресс и нашу Россию вперёд к научным вершинам! Пусть исследуют! Пусть открывают!




Предварительный просмотр:

  1. «Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

            Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество, но только в предельно сжатые сроки. Времени на  собственный тернистый путь отпущено  катастрофически мало. Если учесть, что нужно постараться внести вклад в процесс эволюции, то начинать заниматься исследовательской деятельностью с самого раннего возраста и при этом важно помнить:

1. Исследовательская деятельность - организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью

2. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.

3. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление обучающихся с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

      Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», говорили еще древние греки. С началом обучения в школе этот процесс становится системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы.

        Какие же они, эти маленькие исследователи? Одна из самых главных особенностей юных исследователей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит свое внимание «умудренный» взрослый человек. Нужно постоянно мотивировать продуктивную деятельность, задавая универсальный вопрос: «Что интересного (необычного) вы заметили?» Другой особенностью маленьких исследователей является особая скрупулезность, аккуратность и исполнительность.При постановке научного эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследования проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны перечитать множество_книг на интересующую их тему, написать или напечатать на компьютере большие по размеру тексты, нарисовать схемы, рисунки.             

 Принципы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития;

 Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы . При этом "уровень обучающегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности. Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия.

      Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. За первый учебный год ученики овладевают:

      1. Работой с информацией.

  2. Приобретаю опыт планирования.

  3.Расширяют   кругозор.

4.Развивают  мышление.

5.Развивают  эмоциональную сфера.

6.Получают опыт публичного выступления.

       Преимущество занятий детей  во внеурочное время в научно – исследовательском обществе заключается в том, что программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать младшему школьнику, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

1.     Актуализация проблемы. Цель:выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.     Определение сферы исследования. Цель:сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти.

3.     Выбор темы исследования. Цель:обозначить границы исследования.

4.     Выработка гипотезы. Цель:разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5.     Выявление и систематизация подходов к решению. Цель:выбрать методы исследования.

6.     Определение последовательности проведения исследования.

7.     Сбор и обработка информации. Цель:зафиксировать полученные знания.

8.     Анализ и обобщение полученных материалов. Цель:структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9.     Подготовка отчета. Цель:дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10.Доклад. Цель:защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11.Обсуждение итогов завершенной работы.

        Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Важно также учитывать и то, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Что очень полезно в плане творческого развития младших школьников.

Пусть в младшем школьном возрасте обучающиеся получают знания не только через глаза и уши, но и через руки ,и через свою творческую деятельность. Таким образам вырастут не пассивные созерцатели жизни, а  настоящие исследователи, первооткрыватели, которые смогут двигать прогресс и нашу Россию вперёд к научным вершинам! Пусть исследуют! Пусть открывают!