Главные вкладки

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте (письмо) ,обучению грамоте (чтение) – для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 - 2018 уч. год
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

    Антипова Алла Викторовна

                           АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                  по обучению грамоте (письмо) – 90 часов,

                                      обучению грамоте (чтение) – 83 часа

    для учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классе

                                                на 2017 – 2018 учебный год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл arp_obuchenie_gramote_1_kl._2017.docx30.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Северо-Западный административный округ

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1056"

                         

                           АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                          по обучению грамоте (письмо) – 90 часов,

                              обучению грамоте (чтение) – 83 часа

    для учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классе

                                                на 2017 – 2018 учебный год

                                                Составлена  на основании:

    примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения);

    Авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. 2016 г.

    Учебник Горецкого В.Г. Азбука, М.: Просвещение, 2016

                                                                    

                                                                                                  Составила:

                                                                    учитель начальных классов

                                                                             Антипова Алла Викторовна

    Пояснительная записка

    Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения, которые определены  ФГОС,  с учётом  индивидуальных психофизических особенностей и возможностей обучающихся интегрированно в  общеобразовательном  классе.

        Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения для учащихся с задержкой психического развития в программе даются дифференцированно. Одни языковые  явления  изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

      Программа определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся и составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные базовые умения и навыки учащихся с ЗПР.  

    I.Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу обучению грамоте (письмо и чтение).

            Личностные результаты

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

    •внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

    •положительного отношения к урокам русского языка;

    •уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

    •интереса  к  языковой  и  речевой  деятельности;

    •представления о многообразии окружающего мира, некото-рых духовных традициях русского народа;

    •представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

    •первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

    Метапредметные результаты

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

    •принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

    •понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

    •высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

    •проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

    •оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

    •целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

    •ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначени-ях, в словарях учебника);

    •осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

    •понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

    •работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

    •понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

    •преобразовывать информацию, полученную из рисунка (та-блицы, модели), в словесную форму под руководством учи-теля;

    •понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

    •составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

    •анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

    •осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

    •делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    •подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

    •осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

    Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

    •слушать собеседника и понимать речь других;

    •оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    •принимать участие в диалоге;

    •задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

    •принимать участие в работе парами и группами;

    •договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

    •признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

    •оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

    Предметные результаты

    Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

    Учащиеся научатся

    • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

    • называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

    • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

    • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.

    Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

    Учащиеся научатся

    • различать звуки и буквы русского языка;

    • различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

    • определять на слух ударные и безударные гласные;

    • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

    • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

    • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

    • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов)

    – создавать звуковую схему – модель слова;

    • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
    • обозначать звуки буквами и условными значками;
    • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
    • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

    • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

    • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
    • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
    • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
    • конструировать печатные и письменные буквы из элементов шаблонов;

    • определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;

    • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;

    • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

    Требования к уровню подготовки учебной программы по предмету «Обучение грамоте и чтению» к концу заключительного периода:

    Обучающиеся научатся

    • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

    • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

    • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

    • применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

    • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
    • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
    • озаглавливать прослушанный текст;

    • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

    • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];

    • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

    • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;

    • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

    Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса

    • Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.

    • Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.).

    • Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

    • Умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз для ее определения.

    • Умение преодолевать стеснительность или пассивность при необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения.

    • Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке).
    • Умение ориентироваться в реалиях природных явлений. Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности.

    • Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

    • Владение навыками звукового анализа и синтеза;

    • Расширение  словарного запаса;

    • Умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

    • Умение создавать текст;

    • Развитие тонкой моторики;

    • Владение навыками письма.

    II.Содержание учебного предмета

    Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфо-графической пропедевтики. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного),  букварного  (основного)  и  послебукварного  (заключительного).

            Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения

            На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

            Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.

            Послебукварный (заключительный) период  повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

    После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    III.Тематическое планирование 

    П/П

    Тема раздела

    Отведенное кол-во часов

    чтение

    письмо

    1

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    14 ч.

    9ч.

    2

    БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД

    53 ч.

    61 ч.

    3

    ПОСЛЕБУКВАРНЫИ ПЕРИОД

    16 ч.

    20 ч

    ИТОГО

    83 ч.

    90ч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

    Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

    Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

    Рабочая программа по предмету « Обучение грамоте ЧТЕНИЕ» 1 класс на 2016 - 2017 учебный год УМК «Школа России»

    Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна...

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА обучающихся 3 класса на 2017-2018 уч.г.

    Настоящая  адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ,  Конвенцией о правах реб...

    Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

    Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...

    Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

    Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

    Лист индивидуальных достижений. Обучение грамоте (чтение и письмо), русский язык и литературное чтение. 1 класс.

    Лист индивидуальных достижений. Обучение грамоте (чтение и письмо), русский язык  и литературное чтение.  1 класс....