Как договариваться с детьми о нормах сотрудничества.
статья (1 класс)

Материал предназначен для выступления на методобъединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_dlya_mo.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как договариваться с детьми о нормах сотрудничества.

О чем мы хотим договориться с нашими будущими учениками? С чего начать? Каково самое главное правило, от которого вы не откажитесь ни про каких обстоятельствах?

Часто, усадив детей за парты, учитель начинает разговор о позе ученика: рассказывает, как сидеть, как положить руки, куда поставить ноги… Здесь забота о главном: о здоровье, удобстве, работоспособности ребенка. Конечно, рекомендация по поводу позы ученика отражает множество толковых мыслей врачей и физиологов. Но правильную, здоровую позу не стоит назначать – ее лучше выращивать: из множества вариантов, позволяющих каждому ребенку подобрать свою собственную «правильную» позу, удобную для его тела, его пластики.

Какие же нормы школьной жизни сделают ее нормальной?

Может быть, эта: «Без спросу не вставать с мест, не гулять по классу во время урока»? Через несколько дней вы сами можете нарушить эту норму, если захотите научить детей простому правилу взаимопомощи: «Когда ты в чем-то не уверен, когда тебе очень трудно, найди в классе человека, с которым хочешь посоветоваться, тихо подойди к нему и тихо спроси, может ли он сейчас тебе помочь».

Возможно, «нерушимой» окажется вот эта норма: «Когда говорит учитель, отложи свои дела и слушай»? Да, это крайне важно. И если вы ставите перед собой задачу воспитать у детей культуру общения, то искусством слушания надо заняться с первой минуты. Не за десять дней и не за месяц возможно научить всю детскую группу слушать говорящего терпеливо, с пониманием. Но вот что важно: так слушать надо любого говорящего.

«Ученик должен уметь слушать учителя». Это значит:

А) относить каждое слово учителя к себе лично;

Б) пытаться найти ответ;

В) сдерживать импульсивное желание отвечать сразу, непосредственно.

         Итак, предлагаем прокладывать «коммуникативные каналы» не только между учителем и каждым ребенком, но и между всеми детьми, мы, в сущности, предлагаем следующее. Давайте распределим детей на маленькие группы (из 4-5 человек) и сделаем наши нормы общения внутригрупповыми нормами. Пусть дети сначала поупражняются в искусстве слушания в своей маленькой подгруппе, а уже потом отважатся предстать перед вами и всем классом.

         В чем рискованность такого подхода? Учителя, которые привыкли работать с детьми фронтально, и не имеют опыта работы с малыми группами, на первых порах испытывают робость: «Не потеряю ли я у2правление? Групповая работа на уроке, конечно, хороший метод, но пусть ребята сначала подрастут». Мы тоже испытывали подобные сомнения, пока, не попробовали и не увидели, что с 6-7-летними детьми маленькими группами работать легче, чем со всеми 25 – 30 новичками.

        Психологи всего мира пришли к выводу, что, исключая прямое общение с детьми во время занятий, мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным.

       А с чувством собственного достоинства – с этой основой эмоционального благополучия – у многих детей далеко не все в порядке. Например, в каждом классе есть дети, которые никогда не поднимают руку, мало улыбаются, панически реагируют на выход к доске. И не надо приглашать их к доске поодиночке. Пусть выберут себе надежных товарищей и выходят к доске вдвоем, втроем. Даже самый боязливый ребенок в такой компании не заробеет и через некоторое время убедится, что «не так страшен черт» …

       Кстати, для того, чтобы дети могли обсуждать  друг с другом свои мысли, недостаточно просто позволить им делать это и постепенно вводить все более сложные правила и приемы культурной дискуссии, «настоящего спора». Возможность общения следует обеспечит чисто физически, организовав пространство общения. Вопрос о расстановке мебели и оборудования класса в этом отношении далеко не лишний. Если основная планируемая взрослым нагрузка дня заключена в информации, которую сообщает педагог, лучше поставить парты рядами так, чтобы лица всех учеников были обращены к учителю и к доске. Если же главная работа должна осуществляться в подгруппах, лучше посадить детей так, чтобы каждый ребенок видел всех своих товарищей по подгруппе. При этом некоторые будут сидеть боком или спиной к доске и поворачиваться при необходимости. Если вы планируете общеклассную дискуссию, удобнее всего расставить столы в форме каре так, чтобы каждый ребенок видел и доску, и одноклассников. Личные, эмоционально значимые беседы лучше всего вести не за партами, а на ковре.

        Вернемся к главной теме первого дня (первой недели) работы с группой детей, которых вы готовите к школьной жизни, - к вопросу о «каналах коммуникации». Вот несколько приемов построения таких каналов.

        Вы позволили детям обмениваться мнениями. Следовательно, во время работы в классе постоянный шумок. Как приучить детей останавливать свои разговоры и слушать вас, когда вы хотите сделать общее объявление? Необходим сигнал «Прошу слова». С помощью колокольчика регулируйте уровень шума, помня о том, что учителю в классе нужны и абсолютная тишина, и шепот, и громкая речь. Пусть дети сразу приучатся работать в этих трех режимах громкости, а главное – переходить из одного режима в другой. Если не вводить внешние опоры внимания (сигналы, знаки, жесты), то у одних детей внимание будет постоянно «включено», что приведет к слишком быстрому утомлению ребенка, а у других – постоянно «выключено», что приведет к слишком быстрому утомлению учителя, тратящего с каждым днем все больше энергии на «включение» невнимательных детей в нужный режим работы.

        Мгновенно собрать класс очень важно, но недостаточно для нормального диалога на уроке. Ведь малышам так хочется, чтобы спросили именно их: ребенку невтерпеж ждать своей очереди. Так называемые выкрики с места – обычная беда первоклассников. Как ввести правило «Подними руку и жди, пока тебя вызовут»? Так  же, как и все остальные правила:

  1. Дать ребенку выбор – действовать по правилу или нарушать его – и обыграть этот выбор;
  2. Дать ребенку внешние опоры, средства соблюдения правил, ибо одной доброй воли недостаточно человеку, у которого волевые качества еще не сложились.

        Итак, вы вводите правила «Хочешь говорить – подними руку и подожди». Покажите образец правильного поведения и тут же объясните, как делать не надо. Но одно дело – рассказывать о правиле, а другое – выполнять его. Учитель предупреждает, что быть «настоящим школьником» очень трудно. «Ты хочешь сдержаться, дождаться, пока тебя вызовут, но твоя умная мысль так и рвется изо рта. Как ее удержать? Рукой. Одну руку подними для ответа, как ученик, а другой рукой прикрой рот, чтобы он не вел себя по дошкольному».

        Кстати, смех (добрый смех – не над человеком, а над ситуацией) – прекрасное средство лечения и пропедевтики многих трудностей первых занятий. Например, есть очень распространенная «детская болезнь» - разговор не на тему. Вы задали вопрос, и Сережа вскинул руку как ученик. Вы благодарите его за выдержку и вызываете отвечать, а он вместо ответа на ваш вопрос начинает рассказывать про свою собаку. Заранее зная об этой трудности, спланируйте игру «Невпопад». По ее правилам надо обязательно отвечать не на заданный вопрос, а про что-то другое. За ответ на заданный вопрос платят фанты. Посмеялись и поучились НЕ говорить невпопад: кому хочется не в игре, а на самом деле попасть в такую смешную ситуацию?

      А пока подведем итог тому, что мы уже выяснили об учебном сотрудничестве:

  1.  Учебное сотрудничество должно строиться как договор о сотрудничестве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе стороны: и учитель, и дети.
  2. Каждый раз, предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель ставит детей в ситуацию открытого выбора между школьным и дошкольным поведением и предоставляет каждому возможность попробовать, примерить к себе и то и другое, не на словах, а на деле перейти от дошкольного поведения к школьному.
  3. Норма – это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов.  Чтобы помочь ребенку подогнать общую школьную норму к его индивидуальности, нужен набор допустимых образцов в пределах данной нормы.
  4.  Чтобы помочь ребенку выполнить норму. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В нашем курсе такими средствами являются разнообразные знаки и жесты, с помощью которых взаимодействия в классе строятся как правила дорожного движения, регулируемые с помощью дорожных знаков, сигналов, жестов постового.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие в 1 классе "Умение договариваться"

Внеклассное занятие в 1 классе по формированию коммуникативных УУД....

Педагогическое сотрудничество при работе с одаренными детьми

В какой области одарённый ребёнок проявит себя?  Это неизвестно.  Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений.  Лучше предоставитьусловия для выбора....

Групповая работа как форма взаимодействия и сотрудничества. Обсуждение с детьми их групповой работы.

Детей надо планомерно учить строить свои высказывания. Программы ФГОС второго поколения содержат требования о достижениях младшими школьниками метапредметных результатов. Среди которых есть и такие: о...

Учимся договариваться

работа с 4 -классниками...

конспект урока по игротерапии «Развитие сотрудничества между детьми»

Разработка урока для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальный (коррекционный) класс VIII вида.В конспекте  разработаны задания на  развитие коммуникативных  и личностны...

Статья: Интерактивные игры в сотрудничестве с детьми младших классов.

Воспитание младших школьников посредством интерактивных игр. Игры помогают детям ощутить единение с другими детьми, вселить надежду в детей, показать, что значит уважение. Игры представлненные в стать...