Виды словарной работы на уроках русского языка
учебно-методический материал (3 класс)

Маликова Эльвира Петровна

Выступление на МО учителй нач.классов на тему: "Виды словарной работы на уроках русского языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виды словарной работы на уроках русского языка.

Цель: выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с  непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определённые задачи:

  -  изучить методическую литературу по теме;

 - проводить словарную работу на каждом уроке;

 - включать работу со словарными словами на различных этапах урока;

 - выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

 - обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

         Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.  

        Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант

Учитель показывает детям карточку - слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

2. Картинный диктант

1) Учитель показывает детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.

2) Учитель показывает картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют его написание.

3) Учитель закрывает только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.

3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие.

Например:

1) Учитель использует карточки-картинки. Запишите в первый столбик слова - названия животных, во второй слова - названия птиц.

2) Или карточки - слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную - "О", во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную - "А".

3) Учитель диктует слова вслух. В левый столбик нужно запишисать слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый - кто? (Москва, фабрика, рабочий и др.)

4) Использование кодоскоп. На пленке записан текст. Дается задание, выписать из текста словарные слова.

Урожай! урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Пробежишься огородом - съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

4. Диктант с использованием загадок.

1) Учитель читает детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.

2) Учитель читает детям загадку, а отгадку - словарное слово, дети записывают самостоятельно.

3) Учитель подбирает загадки, требующие хорового ответа.

Например:

Трещало с самого утра

- Пор-р-ра! Пор- р-ра!

А это- пора?

Такая с ней морока, когда трещит …… (Сорока).

4) Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря"Под словом «Словарь» имеется в виду детский словарь, в который учащийся записывает незнакомые ему слова с объяснением их и слова, в которых необходимо запомнить орфограмму.. Загадайте их товарищу.

5. Диктант по памяти.

1) Запишите по памяти словарные слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).

2) Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е, о, а, и, я).

3) Учитель пишет слова на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются дети пишут их по памяти.

4) Текст написан либо на доске, либо на пленке и используют кодоскоп. Задание: назовите из текста все словарные слова, запомните их. Текст закрывается, дети пишут их по памяти. Затем учитель кладет пленку с выписанными словарными словами, дети проверяют себя.

Например: текст "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.

6. Диктант с комментированием.

Учитель диктует слово из "Словаря", один ученик комментирует его написание, все записывают.

7. Творческий диктант.

1) Замените развернутое определение одним словом.

Например:

а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).

б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)

2) Учитель показывает детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Задание: расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

3) На доске записаны предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда.

б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.

в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

       Кроме различных видов диктантов используются и такие приемы работы над словарем:

1. При знакомстве с новым словом работу можно организовать так:

1) чтение слова с доски или с карточки;

2) обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;

3) проговаривание слова вслух;

4) письмо в тетрадях;

5) разбор по составу;

6) подбор родственных слов;

7) составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).

2. Словарную работу можно сочетать с минуткой чистописания. При написании строчных букв писать словарные слова начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.

3. К доске выходят 2-3 ученика. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.

4. Подбираются слова, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е). Вставьте одну букву.

https://vuzlit.ru/imag_/16/88080/image001.png

5. Группируются слова по темам "одежда", "мебель", "звери", "птицы". Учитель сообщает детям: Сегодня мы будем писать слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:

1) Учитель диктует слова, ученики их записывают или

2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или

3) называют слова вслух и записывают;

4) учитель вывешивает слова - карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;

5) аналогично организуется работа с карточками - картинками.

6. Учитель группирует слова по буквам.

Например: Сегодня мы будем писать слова, начинающиеся на букву "К". Работу можно провести так:

1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;

2) вспомните и запишите словарные слова, начинающиеся с этой буквы;

3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;

4) можно использовать слова - карточки. На доску вывешиваются слова, в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной. Выпишите слова, начинающиеся на букву "К";

5) аналогично можно организовать работу с карточками - картинками.

7. На этапе работы со словарными словами учитель может использовать перфокарты. Они позволяют проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени.

8. Работа с кроссвордом.

1) Узнай какие слова надо вписать. Запиши словарное слово;

2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";

3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";

4) Составь свой кроссворд, предложи заполнить его товарищу.

9. При знакомстве с новыми словами можно использовать небольшие шутливые стихи.

Например:

При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли? В звуках нету смыслаЧто за мон? Но едва шепнут лимон - сразу станет кисло.

При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор,С топором пошел во двор,Стал чинить Егор забор,Потерял Егор топор.Вот и ищет до сих пор.Поищи и ты топор.

10. Используются и такие задания.

Подберите дома:

Загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.

Пословицы, в которых встречаются слова из "Словаря". Проговорите их вслух.

Отрывки из художественных произведений, в содержании которых есть слова из "Словаря".

Названия художественных произведений, которые являются словарными словами.

11. Задания типа "Ответь на вопросы":

1) Кто живет в лесу?

2) Кто следит за чистотой в классе?

3) Что дает нам корова? и т.п.

Такое задание можно выполнять по-разному:

а) 3-4 вопроса учитель записывает на доске, ученики записывают в тетради полные ответы.

б) Учитель диктует вопросы, дети записывают полные ответы.

в) Учитель диктует вопросы, дети пишут только ответы - словарные слова.

12. Задания типа "Допиши предложение".

1) Весело чирикает … (воробей)

2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.

    Такой вид работы тоже проводится по-разному.

1. На доске записываются 3-4 предложения, а ученики вместо точек дописывают словарные слова.

2. Слова для вставок пишутся на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

3. Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

13. Задание "Цепочка слов". Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: береза, автобус, сахар, рисунок и т.д.

14. Задание. Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или пишет на доске несколько букв и предлагает детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать:

Коллективно

Самостоятельно

Учитель перечисляет слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики в тетради.

15. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его. Предлагаются слова:

1) Зима, мороз, коньки, каток.

2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

16. Запишите словарные слова:

1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель ____________. Дети записывают. (Карандаш, пенал, тетрадь).

2) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

      Игра - средство активизации словарной работы

Для активизации словарной работы можно использовать игры.

Игра "Не подведи свой ряд". На доске записаны слова в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.

Игра "Забей гол". На доске ворота, внутри них словарные слова с пропущенной безударной гласной. К доске выходят 2 команды, у каждой мячи (круг с записанной в ней гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.

1.     Представление слова ( Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.        

2.     Лексическое значение слова.

3.     Это интересно знать…

4.     Выполни задание.

     Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.

1-й этап      Представление слова

Ребята могут самостоятельно определить новое слово:

с помощью  загадки

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

 

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

(Воробей)

демонстрацию картинки с изображением предмета.

разгадывание ребуса, шифровки, шарады.        

http://gameboh.ru/_pu/11/24718785.png

2-этап Лексическое значение слова.

3 этап Это интересно знать…

На данном этапе дети узнают интересное о слове.

4 этап  Выполни задание.

- запиши слово;

- поставь ударение;

- запиши транскрипцию слова;

- раздели слово на слоги;

- раздели слово для переноса;

- подбери однокоренные слова;

- составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;

- составь и запиши с данным словом словосочетание.

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы:

Творческая работа

Игра

Задание на внимание

Поисковая работа

Многие задания  дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах

Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов   направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.  

Одним из приёмов, представления и  запоминания, является:

 метод графических ассоциаций.

Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

Лексические упражнения

        В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.

Приѐм «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого приёма является наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.

кАпуста – зАяц

мАшина – шинА

кАрандаш –бумАга

 К  словарным словам  подбираем синонимы и антонимы.

Многообразие переносных значений слов хорошо показать на  примерах:

Зима - _________________(холод, весна, снег, лето)

Тихо - __________________(темно, дети, громко)

Конец - _________________(обрыв, начало, всё)

Глубокий - __________________(бездонный, мелкий)

        

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.                                      

Буря, ураган, шторм;

Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;

Враг, противник, неприятель, недруг

Традиционно использую тематические кроссворды

Упражнения для формирования фонетических понятий.

 Игра «Догадайся, что за слово»

Раздаю карточки - таблицы, на которых написаны  буквы нужного слова

Предлагаю выполнить это задание в парах      

2. Игра   «Угадай слово».

Показываю карточки, на которых написан первый или  последний  слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

Бо ( болото, ботинки)

ОЕ (животное, мороженое)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды словарной работы на уроках русского языка.

Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие де...

Виды словарной работы на уроках русского языка

Статья поможет в работе учителям начальных классов при изучении словарных слов....

Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения

Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения...

Виды словарной работы на уроках русского языка

Статья познакомит с разными видами словарной работы....

Виды словарной работы на уроках русского языка

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информ...

Виды словарной работы на уроках русского языка

В работе содержаться 55 видов работы со словарными словами на урах русского языка в начальных классах....