Организационно- методические вопросы обеспечения образовательного процесса учащихся с расстройством аутистического спектра (РАС)
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Мироманова Светлана Ивановна

В данной статье раскрыты принципы и специальные условия построения образовательного процесса для учащихся с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_voprosy_obesp_dlya_ras.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

   «Согласовано»                                                            «Согласовано»

  Руководитель МО Решетникова И.М.                     Зам. Директора по УВР Осколкова Л.А                  

  _______ «__ » ____20___г.                                        _______ «__ » ____20___г

Методические чтения

Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса учащихся с РАС

                                                                               Учитель начальных классов  

                                                                                             Мироманова С.И.

                                                                     

г. Улан- Удэ.

2018-2019г

Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для РАС

  Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предоставляет всем детям с расстройствами аутистического спектра законные основания для обучения в общеобразовательной школе вне зависимости от выраженности трудностей развития. И, конечно же, перед всеми нами возникает необходимость создания специальных условий, для обеспечения права детей с особенностями развития на качественное образование. При этом специалисты как общеобразовательных, так и специальных школ сталкиваются с однотипными трудностями, определёнными характером нарушения психического развития при аутизме.

    Исследователи описывают аутизм как отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия. Пассивность и сверх -ранимость в контактах со средой.

   Практический опыт позволяет нам выделить основные принципы, на которые может опираться педагог при обучении детей с аутизмом.

                      Принцип специального структурирования деятельности.

    Учитывая трудности организации внимания и поведения аутичных детей, мы предлагаем специальную структуру урока, которая повторяется изо дня в день и имеет символическое обозначение.  

Наши педагоги используют пиктограммы – маленькие символические рисунки, которые обозначают разные виды деятельности.

                     Принцип осмысленности.

     Дети с аутизмом испытывают трудности в самоорганизации, возможности их произвольного внимания крайне малы; кроме того, они склоны к поиску сенсорных ощущений. Такой ребёнок часто отвлекается на уроке, склонен выполнять задания формально, механически. Поэтому учитель должен обратить особое внимание на достижение осмысленности ребёнком с аутизмом всего, что происходит в классе, и добиваться осмысленного выполнения заданий. Мы стараемся давать ученик с аутизмом такие задания, которые помогают понять, что письмо – неотъемлемая часть повседневной жизни. Ну например, мы просим вести дневник, ежедневно записывая в него одну две фразы о том, что происходит в течении дня. Затем, опираясь на собственные записи, ученики могут рассказать о том, что интересного было в их жизни.

                  Принцип вариативности.

     В классе педагог работает с детьми, имеющими разные возможности, разную степень подготовки. На каждом рабочем листе предусмотрены задания разной степени сложности. Если кто – то из учеников справился с заданием 1 уровня, мы предлагаем задание 2 уровня, затем 3 уровня и т.д.

                    Принцип лаконичности и простоты инструкций учителя.

   Истинные сложности связаны с организацией внимания и возможностью планировать своё поведение, ребёнку трудно сосредоточить внимание на инструкцию и построить внутренний план действий (даже очень простой), необходимый для её выполнения. Вот это надо учитывать при обучении детей с аутизмом, стараясь давать ученику короткие, простые, лаконичные инструкции, в которых не должно быть непонятных ребёнку слов. При этом во время объяснения материала урока учитель не обязан упрощать свою речь, это необходимо лишь тогда, когда мы пытаемся добиться от ребёнка самостоятельного выполнения какого – либо задания. Безусловно, необходимо постепенно расширять объём пассивного словаря ребёнка и актуализировать его, учитывая зону ближайшего развития. Однако на первых порах стоит использовать высокочастотные слова, ориентируясь на актуальные возможности ученика.

              Принцип специального «усиленного» поощрения ребёнка.

      При обучении детей с аутизмом нужно разрабатывать для них специальную систему поощрений, которая не сводится к традиционной оценке по пятибальной системе. На наш взгляд, этап поощрения очень важен, так как формирует мотивацию ребёнка. Одно из важных правил, которое мы приняли для себя, - поощрение желательного поведения. Ещё одно правило – на уроке надо работать. Это означает, что педагогу необходимо обращать внимание и быстро реагировать в тех ситуациях, когда ребёнок устал, не может сидеть, залезает под парту или начинает ходить и кричать во время урока. В этой ситуации тьютор должен предложить ученику выйти из класса и пройтись по коридору или пройди в зону сенсорной разгрузки.

                   Специальные условия обучения

      Более подробно я остановлюсь на организации специальных условий обучения для детей с аутизмом в школе.

Эмоциональное развитие детей с аутизмом, особенности произвольного внимания, специфика речевых трудностей и другие особенности создают необходимость чёткого понимания их особых потребностей. Эти потребности можно описать в следующем:

 -Обеспечение сенсорного комфорта;

-Дозирование учебной нагрузки с учётом темпа и работоспособности;

-Учёт специфики усвоения информации;

-Индивидуальный подход к оценке достижений ребёнка.

-Использование современных методов, приёмов и технологий;

-Организация учебной работы в форме, адекватной возможностям ребёнка

-Адаптированный учебный материал

             1 условие - Период адаптации

    С началом школьного обучения любой ребенок с аутизмом испытывает массу трудностей в адаптации. Для детей, которые никогда до школы не обучались в интенсивном режиме и не находились в группе других детей, очень важно обеспечить плавное начало интенсивной работы. Только постепенное усложнение режима пребывания и интенсивности нагрузок позволяет избежать поведенческих взрывов и кризисов.

         2 условие – Организация среды

      Перед началом учебного года все пространство класса требуется зонировать в соответствии с планируемыми видами деятельности.

В классе необходимо визуально обозначить зону обучения, игровую зону, зону отдыха и т. д. Еще одним важным условием для поддержания стереотипа школьного обучения является выбор и постоянство места в классе. Некоторые дети на первых порах не могут сидеть за одной партой с одноклассниками и нуждаются в организации отдельно стоящего учебного места.  

   Для того, чтобы дать возможность ребенку лучше ориентироваться в своих вещах, необходимо ввести их индивидуальную маркировку.

Маркировать нужно личные вещи (сменную обувь, физкультурную форму и т. д.), а также учебные принадлежности.

   Отдельная задача, возникающая с началом школьного обучения, — это организация учебной деятельности ребенка. Так, например, в начале обучения понадобится подробное составление на каждый урок с указанием всех режимных моментов, но по мере адаптации ребенка расписание может содержать только основные уроки.

Опыт обучения детей с аутизмом показывает, что наибольшие трудности они испытывают с пониманием вербальных инструкций. Ситуация усугубляется, если в классе есть дети с глобальным нарушением обработки вербальной информации. В таком случае можно использовать визуальные инструкции. Подобные инструкции помогают ребенку, ориентируясь на символ или печатный текст, правильно выполнить задание учителя. Как правило, при составлении визуальных инструкций используют символы, а при хорошем понимании прочитанного текста используют печатные инструкции.

   В организации правильного учебного поведения помогают и определенные правила. Это должны быть только актуальные на данный период времени правила. Правила должны максимально описывать поведение таким, каким оно должно быть (сижу тихо, руки на парте и т. д.). Правила могут касаться всех аспектов жизнедеятельности ученика на уроке, перемене и на внешкольных мероприятиях.

   Определение сенсорных потребностей.

     Ученику с аутизмом, имеющему большое количество сенсорных проблем, часто сложно усваивать учебный материал наравне с другими учениками. При диагностировании гиперчувствительности к звукам и шумам одним из часто используемых приспособлений являются шумо-поглощающие наушники. Второй из сенсорных особенностей, часто диагностируемых у детей с аутизмом, являются специфические проприоцептивные ощущения, а также особенности тонуса. Использование утяжеляющего жилета или плечевой подушки помогает ребенку насытиться необходимыми ощущениями и дает возможность дольше работать, сидя за партой.

     

       Технические средства обучения

       Многие дети с аутизмом мыслят образами, а это значит, что они лучше воспринимают информацию через зрительный канал, чем через слуховой. Такие особенности восприятия обуславливают обязательное использование наглядности. Это могут быть презентации, учебные фильмы, мультфильмы и т. д. Среди учеников встречается большое количество тех, кто с легкостью выполняет вычисления различной сложности, однако наравне с ними есть и такие ученики, у кого отмечаются трудности выполнения арифметических действий даже на самом начальном уровне. При обучении таких детей необходимо использование калькулятора. При обучении детей с трудностями овладения математикой традиционно используют специализированную линейку — абак. При формировании графических навыков возможно применение специального тренажера для письма. Эффект тренажера, основан на включении в процессе письма, дополнительно к зрительному, кинестетического анализатора. На данный момент существует немалое количество пособий, так или иначе адаптированных под детей с различными трудностями: прописи для левшей, прописи для детей с моторными трудностями.

       Так, например, при работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. Также существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.

   Что касается учебников. Для овладения программным материалом могут использоваться учебники для специальных (коррекционных) учреждений. Большинство тем в данных учебниках идентичны темам в основной программе, но материал представлен более схематично и наглядно. Однако полностью использовать данный учебник не представляется возможным, особенно при условии подключения ребёнка к общеобразовательному классу. В этом случае эффективнее всего адаптировать материалы программы общеобразовательного класса. Внося изменения в структуру преподнесения материала, формулировки, величину текста и расположение его на листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра

реализация особых образовательных потребностей детей с расстройством аутистического спектра...

Адаптация учебных материалов для учащихся с расстройством аутистического спектра на примере урока по предмету "Изобразительная деятельность"

В предложенном материале содержится готовый план-конспект урока по проедмету "Изобразительная деятельность". Тема урока "Мастерская деда Мороза" в материале содержатся учебные мате...

Статья "Ресурсный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра как специальная образовательная модель"

В статье рассмотрены актуальные вопросы работы ресурсных классов в общеобразовательных школах....

Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.

Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....

«ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

особые образовательные потребности обучающихся с РАС связаны с их многочисленными специфическими нарушениями...