Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
методическая разработка

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Автор: Доржиева Ж. С-Д.

Учитель начальных классов

2021

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Содержание функциональной грамотности:

- грамотность в чтении и письме,

- грамотность в естественных науках,

- математическая грамотность,

- компьютерная грамотность,

- грамотность в вопросах семейной жизни,

- грамотность в вопросах здоровья,

- юридическая грамотность.

 Рассмотрим практические задачи на развитие математической функциональной грамотности.

Задание 1. У мальчика был аквариум. В нем жили три желтых рыбки. Полосатых рыб было в два раза больше, чем желтых, а голубых рыбок было столько, сколько желтых и полосатых вместе. В воскресенье к мальчику пришла в гости двоюродная сестра и сказала, что ей вчера тоже купили аквариум. Он очень красивый, но пока без рыбок. Мальчик отдал сестре половину рыбок из своего аквариума.

Нарисуй, какие рыбки остались у мальчика в аквариуме?

Задание 2. Брусок длиной 6 м кот разрезал на равные части. При этом сделал 5 разрезов. Какой длины получилась каждая часть? Ответ: 1м.

Задание 3. Максим шёл по дороге и нашёл монету в 5 рублей. Сколько бы рублей нашли 2 его друга, если бы шли по той же дороге? Ответ 5 руб.

Задание 4. Ребусы.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/07fb/0004d672-5f0f0239/img11.jpg

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Рассмотрим практические задачи по развитию грамотности в русском языке и чтении.

Задание 1. Деформированный текст.

Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки. Пер…я на их гру…ках окрасились в цвет зари. Забл…стели на лист…ях капли р…сы. Над цв…тами стали кружить з…л…тистые пчёлки. Они жадно п…ют сла…кий сок. Мелькают стр…жи. Хорошо иметь быстрые и лё….кие крыл…я.

Задание 2. Работа со словарём.

Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.

Задание 3. Ребусы.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=dacf172eddc5703ac0965b3732388c69-l&n=13

Задание 4. Составь слово.

Лик+рок = кролик,  поле+дар = леопард

Задание 5. Логический тест на выделение существенного (найди лишнее) .

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

Таким образом, современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».

Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие функциональной грамотности.

Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:—быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;—научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;—научить видеть ...

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе "

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение ...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школ

В материале представлены упражнения, направленные на развитие функциональной грамотности по трем блокам: "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Естественно...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.

Понятие термина о функциональной грамотности трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе,...