Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Понятие термина о функциональной грамотности трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не только учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособной. Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей..

Понятие термина о функциональной грамотности трактуется следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не только учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособной. Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.) 

Перед учителем в начальной школе стоит задача: развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение

-Пространственное восприятие

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

В  современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

В функциональную грамотность входят 6 направлений:

 читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетентности, финансовая грамотность, креативное мышление

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности применяются различные индивидуально-дифференцированные  методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

 1«Чтение с остановками».

Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. «Синквейн».

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению   уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

 Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме. . Синквейн — представляет собой стихотворение, состоящее из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам:

в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);

во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия);

 в третьей, состоящей из трёх глаголов или деепричастий, характеризуются действия предмета;

в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к теме;

в пятой строке дается синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы, предмета (одно слово).

  Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой — поможет выбрать наиболее точные, образные.

     Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, в группе) составления нового синквейна, возможны следующие варианты: Тема урока: А.П. Платонов «Цветок на земле» Учащиеся в группах пишут синквейн . Каждая группа выбирает того персонажа, который ей больше всего понравился.

5.Зачитывают варианты (примеры).

Дед Тит

Мудрый, добрый

Спит, объясняет, устает

Старики передают опыт молодым.

Мудрость

Дед Тит

Старый, умный

Лежит, рассказывает, любит

Старость нужно уважать.

Доброта

Афоня

Маленький, любознательный

Скучает, думает, расспрашивает

Любопытство не порок

Будущее

Афоня

Любопытный, добрый

Интересуется, скучает, любит

Добрый внук «белый свет пытает»

Цветок на земле

3. «Работа с вопросником»

Этот прием применяют при введении нового материала на  этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

 Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

1.        Назовите главных героев произведения.

2.        Где происходят события?

3.        Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

4.        Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?    и т.д.

6. «Уголки» можно использовать при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод

  1. Приём «Ромашка вопросов».

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. 

 3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

  «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

 Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину,

1. Задание. (Предлагается работа в парах или группах)    

Даша каждый день получает замечание, потому что опаздывает на первый урок в школе. Это её очень огорчает. Но прийти вовремя у Даши не получается.  Помогите Даше рассчитать, когда надо выйти из дома, чтобы не опоздать на первый урок в школе и не очень долго ждать начала уроков. Известно, что начало занятий в школе - 8 ч 30 мин, а на дорогу в школу Даша тратит 15 минут, если идет спокойным шагом и нигде не задерживается.

-Расскажите задачу.

( Нам известно : время начала занятий и время, которое Даша тратит на дорогу.

Неизвестно время выхода из дома.)

-Запишите  данные в таблицу.

Начало занятий

8 ч 30 мин

Время прихода в школу

8 ч 15 мин

Время, затраченное на дорогу

15 мин

Время выхода из дома

8 ч

-Что  может измениться в условии, что изменит ответ задачи?

Домашнее задание. Рассчитать свое время выхода из дома, чтобы не опоздать в школу.

2. Моделирование и решение заданий с использованием

математических умений и знаний в повседневных

жизненных ситуациях.

Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что

в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200

рублей.

3.Ваня разговаривал с мамой по телефону 15 минут. Сколько

средств со своего счета он потратил, если известно, что

стоимость минуты разговора, согласно его тарифу, 50

копеек? 

4. Расшифруй слово, выполнив вычисление

(работа в парах более сильный ученик вычисляет выражение в два действия, послабее в одно)

П                8*3:6

Т                3*(8:2)

Н                36:9*7

И                6*6

К                7*7

О                81:9

Л                72:9

4

8

9

12

28

36

49

После занесения слова в таблицу проводится работа над осмыслением слова

-Кто такой плотник?

5. Задания на  знание математических терминов

1. Учитель или ученик называет часть слова (слага...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).

6. Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

· Прямая –(ломаная)

· Равенство –(неравенство)

· Четное –(нечётное)

· Много –(мало)

· Сложение –(вычитание)

7.Опрокинутые слова

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

Скажем:

· УМАСМ – (сумма)

· АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

· ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

· КРАТВАД (квадрат).

· УГОТЬРЕНИК (треугольник).

· РЕЗОТОК (отрезок).

 Для развития альтернативного мышления используются задачи с неоднозначным ответом, например:

-1. Мама в месяц зарабатывает 500 купонов, папа 600 купонов, пенсия у бабушки и дедушки по 300 купонов, еще в семье два ребенка-школьника. На оплату коммунальных услуг в месяц уходит 400 купонов, на питание 700 купонов, на одежду - 300 купонов, на разные другие расходы - 200 купонов.

- Сможет ли семья сэкономить?

- Какая экономия за год?

-2. Путевка в санаторий на 1 человека стоит 600 купонов, а поездка к морю на I человека -1200 купонов.  Кто и куда сможет поехать отдохнуть?

Данная задача, являясь задачей с неоднозначным ответом, кроме того, требует от ребёнка сделать нравственный выбор

Так же используются задачи с несколькими вариантами решения, выполняя которые ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, делать общие выводы.

С целью формирования навыка самоконтроля и коммуникативных умений в ходе изучения математического материала используются круговые примеры.

 В процессе решения круговых примеров необходимо следить, чтобы ответ первого примера являлся началом второго, ответ второго началом третьего и так далее, ответ последнего - началом первого. Поэтому ученик, который неверно решит один из примеров не сможет закончить решение данного кругового примера.

У обучающихся наибольшие трудности возникают именно при решении жизненных задач, решаемых средствами математики. Но задачи такого типа направлены на формирование математической функциональной грамотности, значит  решение таких задач должно носить непрерывный характер и присутствовать на любом уроке математики и при изучении любой темы.

  1. Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?

Длина

Ширина

Формула

  1. Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.

Длина

Ширина

Формула

  1. Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.

Сторона

Формула

Можно выполнить расчёты для классного кабинета, а дома каждый ученик сделает расчёт для своей комнаты.

  Практико-ориентированные задачи направлены на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Например, используя рисунок витрины магазина, определить, сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за пакет молока и батон хлеба купюрой в 100 рублей или определить стоимость приготовления одного килограмма салата «Греческий», при известном количестве и цене ингредиентов.

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.        

Приемы для формирования грамотного письма

             «Ошибкоопасное место» Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».  

«Лови ошибку»

             Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Также можно для проверки обменяться тетрадями с соседом по парте.

(А вот пример применения приёма «Лови ошибку» для создания проблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные» дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

 Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.  )  

Исправить ошибки в тексте.

Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

приём «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.

Приёмы «Своя опора», «Ключевые слова»  научат ребёнка

работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (Тема изучена, идёт закрепление знаний).

Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен приём «Шаг за шагом». Приём заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный приём эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.

 Приёмы формирования грамотного письма.

Проговаривание.  Большую   роль   в   формировании   орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

Проговаривание так, как надо писать. 

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа.

Виды словарной работы:

1. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).

2. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

3. Выписать слова, в которых два слога (три слога).

4. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и так далее.

5. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

6. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д.

7. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег.(Молоко)

Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.

8. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

* Москва – так как это слово пишется с большой буквы;

* суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

* тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

* сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);

* чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

* карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

        На уроках окружающего мира можно применять следующие задания:

Задание.  Ребята нашли в лесу невысокое растение с чёрными ягодами. Вася сказал: «Чёрные ягоды бывают у черники. Значит, это черника. Давай поедим этих ягод». Лена возразила: «Я не уверена, что это черника. Мне кажется, у черники совсем не такие листья. Давай не будем трогать этих ягод». Чьё предложение правильное?

  1. Предложение Васи
  2. Предложение Лены

  В ходе обсуждения устанавливается, что черные ягоды могут быть не только у черники, но и у других растений, которые могут быть ядовитыми. Используя справочную литературу и Интернет, узнай, какие ягоды в лесу могут быть опасны. Подготовь сообщение и презентацию об этих ягодах. 

Приём «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:

Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" используется в начале или в конце урока. Учащиеся ставят (+), если считают информацию верной, и (–) если не верно.

Например, верите ли вы, что Каспийское море - это озеро? и  т.д. Учащиеся должны  установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией по данной теме, учащиеся возвращаются к своим утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученные на уроке знания.

Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».

В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомились с таким веществом, как крахмал.

Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно с помощью йода.

Задания  для индивидуальной работы:

«Попробуй объяснить»  (умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов).

Приведу пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким  вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно.

«Сделай вывод» (задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или  словесного описания). 

При изучении темы «Вода в природе» детям можно предложить такую игру – «Где спряталась вода?» (Дети отвечают на вопрос по картинкам и делают вывод, что вода в природе бывает разной ( в жидком, твердом и газообразном состоянии).

 Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.       Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

https://urok-1sept-ru.turbopages.org/turbo/avatars/get-turbo/3412790/rthaf812a056fa23c9fc67a60414b42e912/max_g480_c12_r16x9_pd10

- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций

Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/3445999/rth92e4b412dd253d6d491e75722f639cc5/max_g480_c12_r16x9_pd10

Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».

Проблема. - Какие бывают растения?

  • 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
  • 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
  • 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель

Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак - вид ствола.

Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Глобальная компетентность.

При развитии глобальной компетентности функциональной грамотности также можно использовать множество заданий направленных на индивидуально-дифференцированный подход.

1 Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы. Творческая самостоятельная работа

2. Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. (Домашнее задание совместно с родителями).

3. Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.

4. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.

Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ «Бутылочная почта». Проанализируй свое поведение в природе. Были ли поступки, за которые тебе было стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.

Так же на уроках окружающего мира ребята окунаются в  историю, и здесь то же можно провести работу по формированию глобальных компетенций.

Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной войны.

Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие вопросы.

Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение в чем важность взаимодействия всех городов между собой.

 Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?

Литературное чтение так же дает простор для мысли, этот учебный предмет подталкивает к большому количеству размышлений. Приведем несколько примеров.

На примере произведения «Маленький принц» задать вопрос «Почему взрослые слепы?»  Так же множество проблемных вопросов: Какие чувства у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд, вместо того что бы любоваться ими? «Почему взрослым нужно чаще прислушиваться к детям? Почему так важно в жизни любить и нести ответственность?»

Л.Н.Толстой рассказ «Филипок» так же изучается в начальной школе. Рассказ про мальчика который так хотел в школу расскрывает важность образования в жизни каждого человека. Составить  тонкие  и  толстые  вопросы  к  рассказу один из видов работы над данным рассказом.

Выбрать  наиболее  удачные  вопросы,  записать  их  лепестках:

на  красных  -  тонкие,  на  желтых  -  толстые. Тонкие вопросы просто по содержанию, толстые раскрывают глубину произведения. Примеры вопросов:«Почему так важно для человека быть образованным» «Почему в глазах учителя этот маленький мальчик показался таким взрослым?....

На примере рассказов «Злая фамилия» «Три подвига» рассматриваем необходимость растить в себе мужество, отвагу, способность защитить ближнего.

«Можно ли делать выводы о человеке по внешности, одежде или фамилии? Нарисуй свои чувства когда читаешь строки о героических поступках? Игра «6 шляп» так же расширяет представления детей о событиях описанных в рассказе и способствует более эмоциональному восприятию.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

 Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

Например, обы(чай)ка.

  • ме(шок )олад; у(гол )ова;
  • фор( ум)ник; гор(шок )олад;
  • жел( ток)син; на( род)ня;
  • вам(пир )амида; за(кон )ец;

- Молодцы, все справились с заданием

  Прочитайте внимательно и  найдите в этом рассказе девять животных и птиц.

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! (10 сл. Проверка)

- Кто нашел все 9 слов-ваше воображение очень развито.

-Кто нашел 5 и больше слов-вы бесспорно умеете нестандартно мыслить, но иногда вы неполностью раскрываете свой потенциал.

- А кто меньше 5 слов-ваша креативность не очень велика, может дело в том, что вы себя просто недооцениваете.

- Пофантазируйте.

 Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:

Удлинить у человека руки?

Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.

Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.

Удлинить нос?

Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.

Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.

Выполняя данное упражнение у учащихся развивается оригинальность и гибкость мышления, воображение и речь.

Креативная физминутка

Как Вы наверняка знаете, существует ряд типологий и классификаций личности. Есть психогеометрический тест, который определит Ваш тип личности. От Вас потребуется лишь выбрать из представленных ниже на картинке фигуру ( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, зигзаг). Выберите фигуру, которая Вам больше остальных нравится. Лучше выберите ту фигуру, которая пришла Вам первой в голову и не думайте о том, что она может значить по результатам теста.  

Например, люди, которые выбрали КРУГ, обычно являются душой компании. Это правило те люди, которые приносят пользу для всех. Они замечают, когда вы расстроены. Одной отличительной особенностью таких людей является добродушие.

- Люди, которые выбрали КВАДРАТ, более внимательны к деталям. Организованность, трудолюбие, пунктуальность - все об этом типе людей. Такие люди, возможно не самые креативные в своем окружении, но они умеют организовать себя и других людей

- Что же по поводу ТРЕУГОЛЬНИКОВ? Эти люди ориентированы на результат. Они энергичны внутри и снаружи. Треугольник - это ярко выраженный лидер.

- Люди, выбирающие ПРЯМОУГОЛЬНИК, как правило находятся в постоянном выборе между чем-то и чем-то. У них существует неопределенность и неуверенность внутри и это заметно по поведению таких людей. Но зато такие люди готовы к переменам, открыты ко всему новому, они готовы и хотят обучаться.

ЗИГЗАГИ – это креативные люди. Такие люди всегда создают что-то новое, они всегда находятся в процессе творчества.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет добиться желаемого результата.

         Есть  одна замечательная  формула успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.  Однако знание приёмов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приёмы не будут использоваться в системе.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Нет сильных или слабых – есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Педагогам надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности. Желаю успехов в работе и грамотных учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:—быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;—научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;—научить видеть ...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе "

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение ...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школ

В материале представлены упражнения, направленные на развитие функциональной грамотности по трем блокам: "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Естественно...