Формирование социально-трудовых, коммуникативных и учебно-познавательных умений обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС.
учебно-методический материал

Шатилова Елена Дмитриевна

Доклад на педсовете по формированию социально-трудовых, коммуникативных и учебно-познавательных умений обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1doklad_na_pedsovet.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-трудовых, коммуникативных и учебно-познавательных умений обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС.

Составила: Шатилова Е.Д.

 Модернизация системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Отличительной особенностью новых образовательных стандартов являются установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

    Рассмотрим формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.

Особенности развития коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.

Для учащихся с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение убеждать, вести дискуссию. Учащиеся с ОВЗ не всегда владеют набором коммуникативно-речевого общения, навыком передачи информации; неумение слушать, поддерживать беседу. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:

  • творческое мышление;
  • культуру речевого действия;
  • культуру самонастройки на общение;
  • психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
  • культуру жестов и пластики движений,
  • культуру эмоций.

.

Начиная работать с ребенком с ОВЗ, наблюдая за ним, постоянно идешь на контакт, ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы.

Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?

Решению этих задач способствовало:

  • знакомство детей друг с другом;
  • создание условий для раскрепощения;
  • их сближение и объединение;
  • осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков и умений;
  • снижение эмоционального напряжения.

Развитие коммуникативных умений включает в себя речевые, языковые, социокультурные и учебно-познавательные аспекты. Это и обогащенный словарный запас, и широкий кругозор, а также умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.

Одним из компонентов для развития навыков общения является этика и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде.

От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения.

На уроках безопасности в сети Интернет обращаю внимание детей на этику общения в глобальной сети. На уроках информатики при изучении темы «Работа с электронной почтой» учу правильному оформлению текста письма учителю.

Способы развития коммуникативной компетенции

Навыки общения должны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок с ОВЗ каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Для формирования коммуникативной компетенции школьнику с ОВЗ необходимо привить любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.

Немаловажную роль играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам  адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды, делают их более раскованными и общительными. Этому способствует и дистанционная форма обучения.

Коммуникативная компетенция улучшается в разы, когда школьники с ОВЗ пробуют себя в актерском мастерстве, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели в рамках урока.

В нашей школе учащиеся включены в процесс организации и проведения внеклассных мероприятий – в роли ведущего или какого-либо героя. Для подготовки к мероприятию проводим репетиции, используем скороговорки для улучшения дикции, игру голоса и т.д.

Многие мероприятия и праздники уже стали традиционными, а учащиеся успешно в них участвую, помогают подготовиться к ним.

Выход за рамки привычного окружения, например  коллективное посещение  библиотеки, кукольного театра. И однажды возникает момент, когда проявляет себя ребенок, который всегда отмалчивался, просто слушал, а в данный момент решил высказаться, согласился на роль, даже просто улыбнулся.

Умение улаживать конфликты

Формирование коммуникативной компетенции школьников включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога нужно быть готовым к различным поворотам. Для решения спорных вопросов необходимо умение выслушать, войти в положение, подходить к проблеме разумно.. Ведь многие вопросы решаемы. Умение сохранять свое спокойствие и мудрость в конфликтных ситуациях поможет в большинстве случаев одержать победу .

С нашими учащимися нужно проводить Уроки доброты. Рассматриваем задачи-ситуации, где ребята должны высказать свою точку зрения, как бы они поступили в данной ситуации. Выслушиваем всех желающих. Если происходит спорная, конфликтная ситуация, разбирать ее – как можно было поступить?
Обязательно в конце каждого мероприятия проводим рефлексию.

Формирование социально-трудовых умений можно и нужно формировать у детей с ОВЗ– это важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовольствие и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Ребенок с нарушениями интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результате их труда, происходит развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируется трудолюбие, потребность в труде. Таким образом, формирование трудовых компетенций и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, что позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации .

Слайд 3.Трудовые компетенции – это важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовольствие и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку.

 Дети, проживая в условиях интерната, обучаются трудовым навыкам и умениям. Они выполняют обязанности дежурного по графику. Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтобы следующий воспитанник не имел претензий. При этом учитель или воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает. Как правильно надо сделать. Дети с ОВЗ, приобретают навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей самостоятельной жизни. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память и внимание.

Ребенок с нарушениями интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результате их труда, происходит развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируется трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду. Дети каждое утро убирают свою кровать, спальню, территорию школы. А также сами без напоминаний делают классные дела.

В интернате при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям:

 Труд по самообслуживанию

Общественно – полезный труд

Сельскохозяйственный труд

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирования умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдения режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. В процессе труда по самообслуживанию дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

    Большое значение придается общественно – полезному труду. Результаты их деятельности имеют практическое и общественное значение. Воспитательный процесс, строится с опорой на следующие виды работ:

- формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья (беседа с детьми об обязанностях в интернате)

- умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий интерната

- формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела – не перечислить как их много.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.

Сельскохозяйственный труд – работа в огороде, работа по выращиванию цветов и ухода за ними.

Ознакомление с трудом взрослых связанно с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях, встречах. Дети знакомятся с такими профессиями как каменщик, повар, строитель, портной и т.д. у ребят формируется представление о деятельности представителей разных профессий, скалывается интерес к ним.

Таким образом, формирование трудовых компетенций и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, что позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Результаты работы показывают, что у всех детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логической культуры как основы успешности математического образования обучающихся младших классов в условиях введения ФГОС

Статья о  путях развития логического мышления на уроках математики как залоге успешности математического образования с в системе реализации ФГОС....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»

Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Не ученик должен приспосабливаться под школу, а...

Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»

1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...

Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...