«Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».
статья (1 класс)

Фахуртдинова Лидия Валерьевна

«Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».

Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:

• технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

• понимание текста.

Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема выступления:

«Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности при обучении чтения в начальной школе».

Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.

Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:

• технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

• понимание текста.

Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Технологии у каждого учителя-предметника могут быть свои.

1 классы

Работа с таблицами слогов 

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.  

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.    

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

2 класс

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на

этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.              

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Верные/ неверные утверждения».

Для оценки уровня сформированности  читательской грамотности   использую следующие методы:  

- «Тест на оценку сформированности навыков чтения»,  а также проверка техники чтения с вопросами на понимание смысла текста, КИМы, устный опрос.

3 класс

Чтение по утрам. Утром ребята в школе читают 15 минут свою любимую книжку.

Чтение перед сном. Советую 45 минут читать спокойную, добрую, хорошую книгу.

Чтение в темпе скороговорки. Провожу в начале каждого урока литературного чтения для проведения  речевой разминки.

Дерево вопросов. На уроках литературного чтения во время работы над рассказами ребята отвечают на серию вопросов.

Выборочное чтение текста. Ученики находят в тексте только нужную информацию и читают её. Применяю на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка.

Деление текста на смысловые части и составление плана. На уроках литературного чтения вместе с ребятами выделяем в тексте основные события и устанавливаем их последовательность, делим текст на части и даем название каждой части. Дома ребята по плану готовят пересказ.

4 класс

на каждом уроке используют следующие приёмы и методы как:

•        чтение за диктором;

•        чтение в парах;

•        чтение с убыстрением темпа;

•        жужжащее чтения;

•        пятиминутки;

то это лучший фундамент для усовершенствования техники чтения.

На уроках используем эффективные резервы обучения оптимальному чтению.

1. Важна не длительность, а частота упражнений.  Если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать книжку до конца, на длительное время. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.

2. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экспресс-опросов при обучении чтению в начальной школе как один из способов формирования читательской компетенции

- Необходимость обновления содержания современного образования.- Ключевой компетенцией для успешного освоения образовательной программы является читательская компетенция, позволяющая развивать и форми...

Методы, приемы, формы работы при формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

В данном файле представлена разработка выступления на педагогическом совете, посвященном теме формирования УУД в урочное и внеурочное время. Презентация содержит как теоретический материал, так и прак...

«Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования».

laquo;Формирование читательской грамотности обучающихся как требование ФГОС начального общего образования»....

Образовательный проект «Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников»

Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности учащегося начальной школы к обучению в основной школе. Одним из основных умений метапредметных униве...

Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников

В статье  предлагаются приемы и методы формирования читательской  грамотности на уроках литерпатурного чтения....

Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников.

laquo;Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам лучшие свои мысли». ...