Инновационная/экспериментальная деятельность. Моделирование урока в рамках требований ФГОС НОО
материал

Моделирование урока в рамках требований ФГОС НОО

Цель педагогической деятельности: повышение эффективности преподавания и оптимизация процесса формирования УУД обучающихся на основе применения метода моделирования в образовательном процессе.

Задачи:

Ø  организация учебного процесса на основе использования приемов моделирования;

Ø  изыскание психологических и методологических возможностей для эффективного

усвоения учебного материала;

Ø  создание условий для поисковой деятельности;

Ø  обеспечение зоны ближайшего и дальнего развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_uroka.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование – средство овладения одним из важнейших умений – умения учиться.

Новизна опыта состоит в целенаправленном использовании приемов учебного моделирования для формирования у младших школьников метода научного познания, обеспечивающего их интеллектуальное развитие.

Цель педагогической деятельности: повышение эффективности преподавания и оптимизация процесса формирования УУД обучающихся на основе применения метода моделирования в образовательном процессе.

Задачи:

Ø  организация учебного процесса на основе использования приемов моделирования;

Ø  изыскание психологических и методологических возможностей для эффективного

усвоения учебного материала;

Ø  создание условий для поисковой деятельности;

Ø  обеспечение зоны ближайшего и дальнего развития.

Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО.

В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?

Самое главное - образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Функции универсальных учебных действий:

·  обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·  создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические. Данные виды УУД формируются в процессе изучения различных учебных дисциплин. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

§  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

§  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

§  структурирование знаний;

§  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

§  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

§  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

§  смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

§  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

¨  целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

¨  планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

¨  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

¨  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

¨  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

¨  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

¨  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Поэтому ежедневно необходимо создавать условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение. Обучающиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки. Очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

·  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

·  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

·  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

§  самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

§  смыслообразование - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

§  нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения нужно проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности. Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.

4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Значение УУД для успешности обучения в начальной школе.

Таблица №1

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

- смыслообразование

- самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка.

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка.

Адекватное оценка обучающимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные,

личностные,

познавательные,

коммуникативные

действия

Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти и воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания.

Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные

(речевые),

регулятивные действия

Внутренний план действия.

Способность действовать

«в уме».

Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия.

Рефлексия – осознание обучающимися содержания, последовательности и оснований действий.

Осознанность и критичность учебных действий.

Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы.

Личностные:

Развитие личности.

Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм.

Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.

Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

Коммуникативные:

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.

Имеет первоначальные навыки работы в группе.

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Познавательные:

Общеучебные

Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя.

Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.

Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя.

Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию.

Структурирует знания.

Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.

Самостоятельно осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя.

Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Умеет работать по предложенному учителем плану.

Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Использует знаково-символические действия.

Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему.

Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.

Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Умеет планировать, т. е. определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Осваивает правила планирования, контроля способа решения.

Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату.

Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.

Значение метода моделирования в образовательном процессе.

Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта или прототипа.

В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель – выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах, но только при использовании наглядности существенное выделяется в плане восприятия, а при использовании моделирования оно выделяется в действии, преобразующем объект.

Особенность моделирования в сопоставлении с наглядностью состоит в том, что объект изучается не непосредственно, а путем исследования другого объекта, аналогичного первому. Между исследователем и объектом познания стоит модель. При этом она не охватывает изучаемый объект полностью, а выражает лишь некоторые интересующие исследователя стороны.

Превосходство моделирования перед наглядностью можно наблюдать в процессе перехода ребенка от чувственной формы знания к понятийному мышлению, от единичного к общему, от конкретного представления к абстрактно-мыслимому.

Использование моделирования в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких общих приёмов умственной деятельности, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение. Моделирование имеет огромное значение в реализации личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения. Оно является способом исследования деятельности, а значит, формирования и развития исследовательских навыков, способом получения такой информации о предметах и явлениях, которую невозможно получить другим путем. Моделирование выполняет функцию УУД только тогда, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете или явлении. В процессе создания модели идет интенсивное овладение информацией о моделируемом объекте или явлении, об отдельных его свойствах, отношениях, связях. Моделирование позволяет получить информацию об объектах и явлениях окружающего мира, которые нельзя принести в класс для изучения, нельзя увидеть целиком в окружающем мире. Моделирование предполагает создание учеником модели в ходе практических действий, а не предъявления ее ребенку в готовом виде. В процессе моделирования исследуемые стороны оригинала могут быть изучены значительно легче, чем при непосредственном его наблюдении. Моделирование сокращает процесс исследования каких-то длительно протекающих процессов. Следующей существенной положительной стороной моделирования является то, что этот способ исключает формальную передачу знаний обучающимся: изучение объекта, явления протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка. Очевидно, что применение моделирования развивает и конкретно-образное, и логическое мышление, а также творческие способности ребенка. Применение этого способа в учебном процессе развивает у детей умение замещать полученную информацию символами, знаками, что позволяет сохранять больший объем информации в меньшем формате при значительной экономии времени.

Вместе с тем это учебное действие имеет и некоторые отрицательные стороны. Модели строятся по принципу эффективных упрощений. Модель отражает объект или явление в обобщенном виде, упуская какие-то подробности, детали и, напротив, усиливая существенные стороны. Поэтому возможно некоторое несходство модели с оригиналом. Вследствие этого ученик как бы недополучает какую-то информацию. Дети младшего школьного возраста испытывают некоторые трудности при замещении словесной информации знаково-символической. Поэтому работу с моделями нужно начинать как можно раньше, применять её систематически.

Однако, использование моделирования обычно вызывает интерес обучающихся и имеет положительные результаты.

Модель является средством обучения, а ее создание – моделирование – способом действия, в котором идет процесс получения информации и развития личности ребенка.

Применение метода моделирования в учебно-методическом комплексе

«Начальная школа XXI века»

Метод моделирования рассмотрю на примере учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века».

Начинать работу по внедрению эффективного метода моделирования целесообразно уже в 1-ом классе, т. к. при выполнении дидактических условий приёмы моделирования и способы действия с моделью оказываются не только доступными детям младшего школьного возраста, но и весьма продуктивными в плане развития мышления ребёнка. Младший школьный возраст является началом формирования УУД у обучающихся. Одним из видов УУД являются познавательные, которые, в свою очередь, включают следующие действия: исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирование; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции.

Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?

Для того чтобы вооружить обучающихся моделированием, как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления, с помощью моделирования.

Организационная диаграммаОрганизационная диаграмма

Этапы моделирования:

v  Вычленение существенных признаков объекта

v  Построение модели

v  Исследование модели

v  Перенос полученных на модели сведений на изучаемый объект

Одна из главных задач обучения во всех предметных областях – умение обучающихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО"

ФГОС НОО конкретно определил цель и задачи современного образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компет...

Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО

Данная статья освещает вопросы организации групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

Готовность учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители - участники важного для жизни школы события.Одна из главных ...

«Организация групповой работы на уроках в рамках требований ФГОС НОО»

«Организация групповой работы на уроках в рамках требований ФГОС НОО»...

Презентация. Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС.

laquo; Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский...

Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС

Презентация "Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС"...