Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации
статья

Чечулина Людмила Николаевна

Классный руководитель – оператор межведомственного взаимодействия. Классный руководитель – коммуникатор и медиатор

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная коллегия директоров ОО

«Управление воспитательным процессом в общеобразовательной организации. Ресурсы,  возможности, ответственность»

Ответственность классного руководителя по реализации программы воспитания  образовательной организации

Чечулина Л.Н., Слесарева Ю. В., учителя  МБОУ Шаталовской СШ

Новые цели воспитания

Президент России В.В. Путин определил национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года, ключевыми из них являются:

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, а также создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Эти задачи предстоит реализовать, в первую очередь, классным руководителям.

Нормативная база изменений

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ

(определение «воспитание», Рабочие программы воспитания)

2. Поручения Президента России:

- от 09.05.2020 № Пр-794 п.1е (Форум)

- от 24.01.2020 № Пр-113 (доплата)

3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2020г. № 448

(федеральная выплата)

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 12.05.2020 г. № ВБ1011/08

(Методические рекомендации класснымруководителям)

Структура Рабочей программы воспитания:

1. Особенности воспитательного процесса

2. Цель и задачи воспитания

3. Виды, формы и содержание воспитывающей деятельности

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Новая роль классного руководителя

Классный руководитель – это:

- помощник ребенка на разных стадиях его взросления, специалистом по современному детству;

- связующее звено между всеми структурами, ответственными за защиту прав детства;

- источник информации для семей об образовательных возможностях города и региона;

- лидер в детском коллективе, чей пример способен сформировать у школьников осознанную гражданскую позицию.

С нормативной точки зрения, классный руководитель – это организатор сотрудничества педагогов и социальных партнеров в построении эффективной воспитательной системы школы.

Положение о классном руководстве разъясняет следующие позиции:

- перечень основных задач классного руководителя в соответствии с Методическими рекомендациями Минпросвещения от 12.05.2020 г.;

- перечень управленческих функций классного руководителя;

- функциональные обязанности классного руководителя;

- перечень прав, обязанностей и мер ответственности классного руководителя;

- предусмотренное право на материальное и моральное стимулирование за достижение значимых показателей, выходящих за рамки трудовой функции.

Классный руководитель – организатор воспитательной работы

Содержание функции

Инструменты и механизмы реализации

Формирование классного коллектива как воспитательной среды;

Организация системы отношений и системной работы через различные формы воспитывающей деятельности;

Формирование у обучающихся нравственных ценностей и духовных ориентиров, активной гражданской позиции, уважения к семье, навыков здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде, трудовой мотивации, готовности к жизни и труду в современном быстро меняющемся мире.

Проектный подход

Инициирование и поддержка социально значимой деятельности обучающихся

Анализ успеваемости обучающихся класса с принятием управленческих решений

Контроль посещаемости обучающимися класса уроков

Контроль соблюдения обучающимися класса локальных актов образовательной организации

Классный руководитель – координатор личностного роста

Координация образовательного процесса в классе;

Разработка индивидуальных образовательных траекторий и обеспечение положительной динамики образовательных результатов каждого обучающегося;

Развитие у обучающихся культуры межличностных отношений и умения взаимодействовать, работать в команде

Планирование деятельности по управлению развитием каждого обучающегося;

Изучение особенностей, интересов, способностей, потребностей школьников;

Мотивация обучающихся;

Сопровождение освоения основной образовательной программы;

Активизация профессионального самоопределения обучающихся;

Реализация конвергентного подхода

Классный руководитель – психолог детского коллектива

Гуманизация и гармонизация отношений между всеми участниками образовательного процесса, защита прав и интересов обучающихся;

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и сохранения неповторимости личности, раскрытия потенциальных способностей и талантов, самоутверждения каждого обучающегося

Сплочение классного коллектива, развитие умения взаимодействовать, работать в команде;

Создание ситуации успеха для каждого обучающегося посредством диагностики и выявления талантов школьников;

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

Формирование навыков цифровой гигиены школьника;

Своевременное формирование запроса на сопровождение специалистами «особых» детей

Классный руководитель – оператор межведомственного взаимодействия

Взаимодействие с социальными партнерами, направленное на успешную социализацию обучающихся, выявление социальных рисков;

Ранняя диагностика социального неблагополучия ребенка;

Индивидуальная работа с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации, профилактика негативных проявлений среди обучающихся

Педагогическая коррекция асоциальных проявлений;

Участие в организации питания обучающихся класса;

Организация изучения обучающимися класса правил безопасного поведения с привлечением социальных партнеров;

Социально-педагогическая поддержка обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

Участие в комиссиях по защите прав детства

Классный руководитель – коммуникатор и медиатор

Личностно-ориентированное общение с обучающимися класса;

Выстраивание позитивной коммуникации с классом как социальной группой;

Конструктивное взаимодействие с родительской общественностью;

Управление педагогическим коллективом класса;

Работа в режиме двухканальной связи с представителями администрации школы;

Позиционирование класса и школы в публичном информационном пространстве

Координация деятельности педагогов на основе «малого педсовета»;

Обеспечение информированности родителей (законных представителей);

Модерация обращений родителей (законных представителей) обучающихся, самих обучающихся к администрации и педагогам;

Профилактика возможных конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений;

Мониторинг удовлетворенности родительской и ученической общественности качеством организации образовательного процесса, созданием условий для его реализации

Контроль качества работы классного руководителя

Объекты контроля: процессы и результаты

Предметы контроля: действия и эффекты

Механизмы контроля: ВШК и ВСОКО

Методы контроля: наблюдение, анализ, мониторинг, диагностика, работа с документацией

Периодичность контроля: в зависимости от целей контроля

Базовые действия классного руководителя

Классные часы, часы общения класса с педагогом-психологом

Экскурсии, посещение музеев, кинотеатров, театров и других организаций в сфере культуры и спорта, походы

Тематические родительские собрания

Родительские лектории

Посещение семей учеников

Организация участия обучающихся класса в общешкольных мероприятиях

Повышение квалификации в области воспитания, возрастной психологии и педагогики

Базовая документация классного руководителя

Вид документа

Периодичность предоставления

План воспитательной работы

Один раз в год – на основе общешкольного плана

Протоколы родительских

собраний

По числу собраний (4-6 раз в год при условии их

проведения один раз в учебный период)

Классный журнал

Один раз в неделю – контроль ведения журналапедагогами

Социальный паспорт класса

Один раз в год – актуализация сведений осоциальном статусе семьи и ребенка в началеучебного года

Личные дела обучающихся

Актуализация сведений  по мере предоставления документов, прибытия – выбытия обучающихся

Один раз в год(проставление отметок по итогам года)

Анализ воспитательной работы в классе

Один раз в год – по итогам учебного года

Информация о деятельности классного руководителя в 1-4 классе

(с иллюстрациями, Чечулина Л.Н.)

Информация о деятельности классного руководителя в 5 классе

(с иллюстрациями, Слесарева Ю.В.)


 «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский

В августе месяце 2017 года я познакомилась с родителями будущих первоклассников. Эти беседы помогли мне самостоятельно разрабатывать план своей работы и  программу воспитательной работы по модулям, я составила карты интересов и увлечений обучающихся. С классом взаимодействовали специалисты, постоянно велась работа социально-психологической службы, проводили наблюдения классного коллектива, диагностику, анкетирование.

  • 1класс   Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Б.Лускановой,
  •  «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
  • 2класс Анкета изучения психологического климата в классе
  • 3класс Анкета изучения уровня проявления воспитанности школьника
  • 4 класс Методика на коллективизм, тест Филлипса

  Была разработана  Программа внеурочной деятельностипо сплочению классного коллектива «Я хочу с тобой дружить».

Пришел ребенок в школу, у него появился новый социальный статус - «статус школьника», что является одним из особенностей личностного и психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. Поскольку ребенок еще не отошел от игры, как ведущего вида деятельности, я придумала сюжетно-ролевую игру «Школа».   Для этого поделила класс на три экипажа. В каждом экипаже выбрала: командира, ассистентов учителя по русскому языку и математике, врача, завхоза, физрука, библиотекаря. Познакомила их с обязанностями. Я хотела, чтобы через игру школьники познакомились с профессиями работников школы.

Началось наше взросление.

Класс активно участовал во всероссийских, муниципальных мероприятиях:

  • Муниципальный конкурс рождественские чтения: «Молодежь: свобода и ответственность»                         2место (1 класс)
  • Экологическая акция «Батарейка» (1класс)
  •  «Великая масленица» принимали немецких гостей (2 класс)
  • муниципальный конкурс «Ведущие за собой».  Видеоматериал занял 2 место (2 класс)
  • благотворительный концерт в психоневрологическом интернате д.Бояды (2класс)
  • муниципальный конкурсы поделок  «Останови огонь»  1,2 место (3класс)
  • патриотическая акция «Бессмертный полк»
  • собирали материал для книги памяти Починковского района (3 класс)
  • Международный чемпионат по русскому языку и языкознанию. Дипломы 1, 2степени
  • Международный дистанционный конкурс «Старт» Русский язык. Чтение. Дипломы 1, 2степени
  • Всероссийская  олимпиада «Умники России» по русскому языку Дипломы 1, 2степени

Дети активно участовали во всероссийских конкурсах, проводимых организацией:

ЧиП, Полиатлон-мониторинг, «Золотое руно», Центр развития одаренности «Международный чемпионат по русскому языку и языкознанию».

На школьном уровне класс участовал в ежегодных праздниках:  День Учителя, осенние праздники, День матери, Новогодние праздники,  День защитника Отечества, «Великая масленица»,  8 Марта, День космонавтики, День Победы, предметные недели в начальных классов.

Во 2 классе появляются оценки за знания, но эмоции детей часто заслоняют объективность оценки. Все хотят получать только пятерки. Дети могут быть лучшими не только в учебе, чтобы заинтересовать их я стала придумывать другие формы работы. Во 2  классе я предложила самим избрать кандидатов на знакомые должности. Прошли выборы, в двух экипажах пришлось проводить несколько туров голосования. Начиная с этого года, я добавила новую систему поощрения «фишки», на конец четверти проходил подсчет как индивидуальный, так и количество фишек в экипаже. Все стремились занять первое место. Во 2 классе нужно помочь ребенку правильно оценивать СЕБЯ, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывать не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помочь ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создать условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
Нужно быть постоянными в своих требованиях. Ученик должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим». Я стараюсь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Даю понять детям, что их помощь нужна мне.
Был случай, одна девочка без напоминания наводила порядок в игровой зоне, общаясь с ее мамой я похвалила, что воспитали хорошую дочь. Мама очень удивилась потому, что дома у нее постоянно беспорядок.

Начиная со 2 класса, каждый ребенок стал приобретать чувство твердости в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. В экипаже они вместе созидают общее, каждый выполняет посильную обязанность. Я стремилась научить детей, чтобы они гордились своим окружением, желали быть с ним. В классе часто проводились костюмированные постановки. Это была отличительная черта нашего класса.    Родители принимали активное участие в создание костюмов, декораций              

 В 3 классе у нас продолжилась игра в «экипажи». Дети стали более требовательные к выполнениям обязанностей. Так после первого полугодия в одном экипаже выразили недоверие командиру. Я удивилась, но экипаж аргументировал причины замены, тогда мне пришлось познакомить их с новым словом импичмент.

        В 4 классе интерес к победе экипажей стал угасать потому, что дети стали искать героев, выбирая тех людей, которых они видят, о которых читают, восхищается теми, кто делает то, что они хотели бы сделать. Дети стали более самостоятельными. Они придумывали и искали материалы для праздников, готовили физкультминутки, наброски для украшения стен, окон. Моя задача была только проверить готовность, как режиссер подсказать в какой последовательности поставить номера, логическое ударение, где сделать в тексте.

 Возникли новые проблемы. Приходилось учить терпимости и самоконтролю. Учить уважать права и чувства других людей. Классные часы были посвящены теме дружбы, толерантности, не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей, вместе разбираться в конкретных проблемах. Было проведено много бесед, классных часов, диспутов, круглых столов, чтобы научить дружелюбию. В своей работе я старалась поощрять ребёнка, не занимать позиции «я хорошая для тебя», не изолировать себя от детей. Учила их находить общий язык как со сверстниками, чтобы отношения были нелицеприятными.

Я формировала способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. 

Создавала условия для развития творческой активности и повышению мотивации к процессу познания. Формировала ответственное отношение к окружающей среде.

Старалась привить навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе. Воспитывала в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Благодаря активной помощи родителей у нас  получилось создать в классе атмосферу доброжелательности и полного доверия, сострадания и милосердия ко всем людям.Подытожил взаимодействие  с моими детьми выпускной «Прощание с начальной школой», где услышала много доброжелательных слов от родителей.

Свое выступление я хотела закончить словами

К. Д.Ушинского "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться".


На данный момент времени я являюсь классным руководителем 5А класса, который перешёл ко мне после Людмилы Николаевны. Моё знакомство с ребятами началось ещё в прошлом году. Я посещала занятия и различные мероприятия, ознакомилась с успеваемостью учащихся и жизнью класса. В начале учебного года класс состоял из 17 учеников, сейчас 15, один учащийся – воспитанник детского дома. Три девочки закончили 4 класс на отлично.

Ребята, перейдя в 5 класс столкнулись с рядом трудностей, прежде всего связанных с появлением новых учителей, новых предметов, разными требованиями, нового классного руководителя и режима. В классе не осталось ни одного отличника.

В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию. Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем: учебных и социально-эмоциональных особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподроскового и раннего подросткового возрастного периода. Поэтому своей целью я обозначила эмоциональное благополучие обучающихся при переходе в 5-м классе и воспитание личности.

С начала учебного года ребята приучались к новым требованиям, подчинениям. В середине сентября было сформировано классное самоуправление, благодаря этому наблюдаются положительные результаты.

Все учащиеся задействованы в дополнительном образовании.

Проводятся мероприятия по опережению развития. Ребята участвуют в конкурсах, олимпиадах; спортивных, патриотических и экологических мероприятиях.

Постоянно ведётся работа с родителями. Родители поддерживают ребят и во многом помогают.

Можно отметить личностный рост учащихся: собранность, самопознание, самоопределение, самоконтроль, трудолюбие, вежливость, умение ставить перед собой цели. Класс можно назвать коллективом: обучающиеся взаимодействуют и поддерживают друг друга, работают слаженно как единое целое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление развитием воспитательной системы в общеобразовательном учреждении

В работе рассмотрены теоретические аспекты организации воспитательной системы в общеобразовательном учреждении, этапы и структура формирования и развития воспитательной системы. Представлена воспитате...

Вопросы организации и управления воспитательной работой в МБОУ «СОШ № 44» города Улан-Удэ

Управление и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и пер...

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...

«Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса» 2019 г.

laquo;Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса» 2019 г....