Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива
статья (1 класс)

Галактионова Светлана Аркадьевна

Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива  (зарождение классного объединения). Становление коллектива (вовлечение детей и их родителей в коллективно-творческие дела).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Система работы классного руководителя по формированию

классного коллектива

        План выступления:

  1. Начало пути
  2. Формирование детского коллектива
  1.  Начальная стадия  формирование коллектива
  2. Становление коллектива

1. Начало пути. 

Начало обучения в школе – очень напряжённый период, потому что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Переход из условий игры в условия учебной деятельности – переломный момент в жизни ребёнка. Трудно всё: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать, общение с новыми друзьями. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определённой позе. И поэтому главная задача классного руководителя – максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни.

Что такое школьный класс? Школьный класс  - это самостоятельно развивающаяся социальная ячейка, в которой существуют свои неписаные правила и предписания, выделяются свои лидеры и группы. Детский коллектив в младших классах является ещё не сложившимся, находящимся в постоянном процессе становления и изменения. Задача классного руководителя – помочь ребятам объединиться, понять и осознать такие ценности, как сотрудничество, взаимовыручка, взаимопомощь,  дружба, сопереживание другому. Общение и работа в группах приносят много пользы, как в учебном процессе, так и в становлении личности. Именно в коллективе появляются сознание собственного «я», сравнения себя с окружающими, проявление индивидуальности, сознание собственной значимости, а коллектив обогащается знаниями и умениями каждого из участников.  

  1. Формирование детского коллектива

2.1 Начальная стадия формирования коллектива

Каждые 4 года приходят разные дети, и только поняв характер и особенности эмоционального состояния учеников, а следовательно, и класса в целом, можно делать выводы о том, как будет развиваться новый коллектив, как направить его в нужное  правильное русло, как помочь ему в становлении и укреплении.

На этапе зарождения коллективного объединения (1 класс) классный руководитель является   организатором всех процессов и всех видов деятельности, в которые вовлечён класс. Необходимо наглядно показывать и объяснять, как вести себя в той или иной ситуации, как лучше организовать, спланировать и выполнять определённую работу.  

На начальном этапе, когда класс является несформированным воедино, от педагога требуются довольно жёсткое и понятное каждому предъявление определённых требований, установление конкретных правил и норм. Постепенно класс принимает эти правила и соглашается с ними – это свидетельствует о второй стадии формирования. Далее  классный руководитель становиться  уже не ведущей фигурой, требующей беспрекословного выполнении требование и правил, а соучастником процесса формирования коллектива.

 В это время ученикам уже свойственно предъявление требований к себе, и к своему коллективу. Затем взаимопонимание и сплочённость ребят растут, у них появляются общие интересы и виды деятельности. Это неизбежно, так как они учатся в одном классе, у них общие учителя и предметы, круг знакомств, а возможно,  и увлечения. На этой стадии важным становится общественное мнение, оно диктует правила поведения.

Наблюдая за детьми, учитель выстраивает план дальнейшего развития коллективной работы.  В него входят различные творческие мероприятия, игры.

Игра «Я знаю, что ты…» способствует сплочению команды и развитию коммуникативных навыков. Эта игра позволяет ребятам проникнуть во внутренний мир друг друга, лучше понять и почувствовать своих одноклассников. (Приложение 1)

2.2 Становление коллектива

Когда атмосфера в классе относительно стабилизирована, между всеми учениками возникает контакт, появляются общие точки соприкосновения, можно переходить к совместному формулированию общих целей, строить планы по их достижению. На этом этапе мы планируем и организуем какое-либо классное мероприятие. Например, «Прощай, 1 класс!». Это внеклассное мероприятие для обучающихся 1 класса и их родителей.  

- чтение стихов

- выставка рисунков «Моя семья»

- диалог с родителями «Что такое семья?», «Какими вы бы хотели видеть сына или дочь?»

- совместное участие детей и родителей в викторине «Ура! Мультфильм!»

-для родителей игра «Объяснялки»

- игра «Собери слово». Взрослые из букв собирают слово «сыночек», «доченька», а дети «мамочка», «папочка»

-выступление семьи (представление членов семьи, рассказ о семейных традициях, демонстрация изделий, сделанных членами семьи, показ презентаций «Наша семья»).

- игра «Кто кого перепоёт?

- вопросы для родителей «Как звали Вашего первого учителя?», «Назовите Ваш любимый школьный предмет.

- совместное чаепитие

 Ребята начинают действовать вместе, привлекая к своим увлечениям одноклассников, появляется стремление помочь товарищам, проявлять инициативу в общении и коллективных начинаниях. Конечно, на фоне всего класса появляется группа ребят наиболее увлечённых, с яркими проявлениями активности и организаторских способностей. Такая  ячейка класса называется его активом.

Организация коллективной работы всегда связана с необходимостью решения разного рода задач всем коллективом. На различных этапах своего формирования детское объединение постоянно  сталкивается с задачами, требующими коллективного подхода, взаимопонимания, отзывчивости каждого из его членов.

Приоритетным видом деятельности по формированию классного коллектива является коллективно - творческая деятельность.

- турслёты

- участие в акциях «Чистый двор», «Марш парков»

- участие в спортивных мероприятиях

- посещение музеев, выставок, театрализованных представлений

- экскурсии, встречи с интересными людьми

- занятия в библиотеках

- просмотр фильмов

Выпускник начальной школы  - это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Показ фильма «До свидания, Начальная Школа!» В фильме отражены моменты коллективно-творческой деятельности.

Приложение 1

Игра «Я знаю, что ты…»

        Упражнение выполняется по кругу. Дети перебрасывают друг другу мяч (свободный выбор) и заканчивают фразу о том человеке, у кого в этот момент находится мяч: «Я знаю, что ты… (называется качество, характеризующее одноклассника)». Например: «Я знаю, что ты очень добрый, смелый, умный, аккуратный, красивый, умеешь красиво рисовать, умеешь играть на фортепиано, хорошо поёшь и т.д.».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива

Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...

доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

"Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеурочной деятельности"

В деятельности кл.руководителя форма воспитательной работы является той первичной клеточкой,из которой складываются будни и праздники детского сообщества....

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Материал предназначен классным руководителям общеобразовательных школ...

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ

Материал по теме "Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ"...