Особенности и организация работы со способными, одарёнными детьми.
статья

Шадрина Анна Александровна

Где нет простора для проявления способностей,
там нет и способностей.

Л.Фейербах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 6 п. Козыревск»

«Особенности и организация работы со способными, одарёнными  детьми»

подготовила

учитель начальных классов

А.А. Шадрина

Камчатский край

п. Козыревск

2016 год

Где нет простора для проявления способностей,
там нет и способностей. 

Л.Фейербах

Прежде чем говорить о работе с одарёнными детьми, необходимо определиться, о чём, собственно будет идти речь. Терминология используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся включает такие понятия как: способности, талант, одарённость, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой – либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одарённость – понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Формы выявления одаренных детей:

1. Наблюдение.

2. Общение с родителями.

3. Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа.

4. Олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Одарённые дети обладают определёнными способностями:

  • Гибкость и быстрота мышления.
  • Лёгкость генерирования идей.
  • Неудовлетворённость малыми результатами.
  • Постоянная неудовлетворённость собой.
  • Готовность отстаивать свою точку зрения.
  • Познавательный эгоцентризм.
  • Организаторские способности.
  • Самодостаточность.
  • Повышенная уязвимость, сверхчувствительность.
  • Склонность к соревновательству, конкуренции.
  • Глубокое понимание окружающих явлений и событий.
  • Высокая концентрация внимания.
  • Способность к самооценке.
  • Самокритичность.
  • Склонность к прогнозированию.
  • Легкость ассоциирования, умение находить аналогии там, где традиционно они не усматривались.
  • Возможность использовать любую информацию.
  • Отличная память.
  • Ярко выраженный интерес или склонность.
  • Любознательность.

Концепция работы с одарёнными детьми.

Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одарёнными.

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

  1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
  2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  3. Испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Три категории одаренных детей.

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одарённости – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся обнаруживаются в подростковом возрасте).

3. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

        Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

Принципы работы с одарёнными детьми.

  1. Принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося).
  2. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательныхъ услуг, помощи, наставничества.
  3. Принцип максимального разнообразия представляемых возможностей.
  4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований.
  5. Принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  6. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель:

выявление одаренных детей.

Задачи:

1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности

Цель:

создание условий, способствующих  оптимальному развитию одаренных детей.

Задачи:

 1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов

 2. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена

 3. Проявление уважения к индивидуальности ученика

Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеями и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося реализовывается стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися используется быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и области избранного предмета.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаются определенным своеобразием.

Используются: тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих заданий и т. п.

Методы и формы работы разделены
на
урочные и внеурочные

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся занятия по интересам, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в образовательном учреждении. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая, а организующим началом системы является игра.

Воспитание - процесс «питания души и сердца» - невозможно отделить от обучения, так как воспитывается, формируется человек в повседневной своей деятельности, в результате проживания каждого своего дня, а он у школьников наполнен познанием и учением. Более того, школа является местом, где ребенок проводит практически все свое время, значит, она должна сделать все от нее зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка.

Школа - не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Поэтому главное значение имеет уклад школьной жизни, атмосфера, школьная культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений взрослых и детей. Лучшее воспитание - это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, нравственность постигается и принимается не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.

Одна из позиций заключается в том, что начальная школа - это особый, неповторимый этап в развитии личности ребенка. Отсюда усилия нашей школы сосредоточены на создании для младшего школьника особых условий развития.

Мы формируем четкую позицию:

«Не ученик должен быть удобен для школы, а начальная школа для него!»

Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Мы стараемся обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе; сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них умение учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей - взрослых и сверстников); создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.

Одним из основных этапов является - организационно-исполнительный. Здесь работа идет по следующим основным направлениям:

Комплекс мер по реализации программ

и планов включает:

  •  создание нормативно-правовой базы , обеспечение организационно- содержательных условий для удовлетворения образовательных и творческих запросов школьников.;
  • научно-методическое, психолого-педагогическое и кадровое обеспечение работы;
  • повышение научно-методического и профессионального уровня педагогов;
  • организация  инновационной деятельности;
  • внедрение современных образовательных технологий;
  • проектирование  учебных планов;
  • разработка авторских программ;
  • своевременное обеспечение информированности учащихся и их родителей
  • осуществление поддержки и социальной защиты талантливых детей

Повышение научно-методического и профессионального уровня педагогов осуществляется через:

  • методические объединения,
  • творческие группы,
  • семинары –практикумы,
  • научно-практические конференции,
  • курсы повышения квалификации,
  • конкурсы педагогического мастерства.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.  

От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его путь к знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. Возникает необходимость в быстром освоении этих технологий и встраивания в любую возник...

Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

«Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ....

Организация работы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...

Учет психофизических особенностей при организации работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика»

Данная статья описывает основные особенности обучающихся с интеллектуиальными нарушениями, учет психифизических возможнсотей при  организации работы по учебному предмету "Речевая практика&qu...

Статья "Организация работы по развитию таланта и творческих способностей у обучающихся учреждений дополнительного образования"

В статье подробно описывается организация и осуществление работы по развитию таланта и творческих способностей у обучающихся учреждений дополнительного образования...

Ребенок с нарушением интеллекта: особенности и организация работы.

Особенности детей с нарушением интеллекта....