Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.
методическая разработка на тему

Быструшкина Ольга Леонидовна

«Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Справку подготовила:

учитель начальных классов

Быструшкина Ольга Леонидовна

  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой  и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

  При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

   Во 2 «А» классе обучается 23 человека, из них 4 обучающихся с ОВЗ, 3 ребенка с задержкой психического развития (YII вид обучения), а также 1 ребёнок с нарушением речи (Y вид обучения).

Для детей с ОВЗ я как учитель пытаюсь добиться того, чтоб обучение проходило без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Пытаюсь добиться, чтобы обучающиеся с ОВЗ, через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий,  поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

При работе с такими детьми, в своей работе использую следующие методические приемы:

     •  Слежу за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала   проверяю, понял ли его ребенок через самостоятельные и контрольные работы, а также проверочные работы.

    •  Поддерживаю детей, развиваю в них положительную самооценку, пытаюсь корректно делать замечание, если что-то делают неправильно.

     • Разрешаю  обучающимся, при выполнении упражнений и заданий записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для меня как учителя  это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления.

  • Поэтапное разъяснение заданий.
  •  Последовательное выполнение заданий.
  •  Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

При  решении простой задачи вместе с детьми находим и вычленяем то, что мы должны сделать по заданию в первую очередь, что будем делать далее. После этого разбора переходим к тексту задачи: находим условие, вопрос задачи, моделируем,  как мы можем решить данную задачу. Проговариваем этапы выполнения задания, а затем выполняем решение с пояснением, затем записываем ответ, после этого пробуем выполнить проверку.

  • Чередование различных видов деятельности  учащихся. Чередование занятий и физкультурных пауз.
  • При необходимости  обеспечиваю учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
  •  Предоставляю  дополнительное время для завершения задания, а также для сдачи домашнего задания.      

 - Использую такие виды заданий как:

  1.  Листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  2. Упражнения с пропущенными словами/предложениями.
  3. Различные дополнительные  печатные материалы как для знакомства с новым материалом, так и для закрепления изученного материала.

- Во время самостоятельной работы в классе провожу индивидуальную работу с ребёнком (Y вида) обучения, а именно:  

1. На уроках литературного чтения, при чтении изучаемого произведения самостоятельно вместе с ребёнком выбираем любую часть произведения и пытаемся прочитывать и проговорить слова правильно, без ошибок, произнести  все звуки четко. Ставим перед собой цели не только правильно и четко произнести и прочитать слова, но также прочитать предложения с интонацией. Проводим словарную работу. Обязательно после прочтения части произведения анализируем и выясняем главную мысль.  Составляем план по рассказам.

2. На уроках русского языка при выполнении письменной работы пытаюсь добиться, чтобы ребёнок прочитывал предложение правильно и четко, проговаривал по слогам, а затем записывал слова, диктуя по слогам самостоятельно, и обязательно после написания предложения проверил сам себя по тексту еще раз.

3. При выполнении устной самостоятельной работы прочитывать предложения не про себя, а вслух, при необходимости проводим словарную работу.

  • Обязательно включаю детей с ОВЗ в коллективную работу, работу в парах.
  • Включаю детей с ОВЗ в групповую работу с остальными детьми планов по рассказам, выделению главного;  умению слушать друг друга.

•     Провожу индивидуальные и групповые занятия по основным предметам  (математика, русский язык) направлены на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Занятия проводятся по 20 -25 минут, 2 занятия в неделю. В зависимости от усвоения материала учащимися состав групп меняется.

По результатам этих занятий можно сказать, что у Никитина Вадима и Копытовой Сони произошли незначительные подвижки в сторону улучшения по математики. Латыпов Николай не показывает никаких улучшений, как по математике, так и по русскому языку.

• В образовательный процесс включаю различные виды деятельности:

1. Игровую.

Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы.

2. Творческие задания.

Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии. Например,  составить рассказ по картине, представить образ литературного героя, составить рассказ о своем друге,  любимом животном и т.д.

•  При организации воспитательной работы я  не разделяю детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и остальных ребят. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. Воспитательный процесс организуется по школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры, кружки  и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Вне школы дети участвуют в различных эстафетах, посещают различные кружки. 1 ребёнок с ОВЗ стал призёром в конкурсе «Чудеса из чугуна»

• Все дети с ОВЗ посещают занятия у педагога – психолога каждый вторник с 12:20 – 12: 50. Посещение занятий детьми контролируется классным руководителем, а затем доводятся до сведения родителей.

• Занятия с логопедом посещает 1 ребёнок с ОВЗ (Y вида)  по индивидуальному расписанию 2 раза в неделю. Посещение занятий также контролируется классным руководителем.

• Каждую четверть проводятся индивидуальные беседы с родителями по поводу успеваемости и посещаемости, как занятий, так и различных кружков и секций.

  Таким образом, наша школа и я как учитель, пытаемся сделать   всё возможное, чтобы дети с ОВЗ были социализированными в обществе.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...

Организация работы с детьми имеющими повышенную мотивацию к обучению

На  этапе выявления детей с повышенной мотивацией к учёбе  проводится диагностика. Первая диагностика проводится  ещё до поступления в первый класс....

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии. Использование стандартов ФГОС на занятиях

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различные функциональные расстройства коррелируют ...